Сделай Сам Свою Работу на 5

КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК - ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК

СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Рекомендовано

Комитетом по образованию

Санкт-Петербурга

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

ЛИТЕРА

Санкт-Петербург 2003


УДК 376 К84

Рецензенты:

М.И.Никитина — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор;

С.И.Титова — методист кабинета коррекции развития ребенка СПбГУПМ;

С.Б.Яковлев — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена

Крупенчук О.И.

К84 Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. — 64 с: ил.

ISBN 5-94455-119-4

В книге приводятся стихи для закрепления звуков в речи ребенка, а также ряд языковых игр и упражнений для развития мелкой и артикуляционной моторики. Рекомендуется родителям и педагогам.

УДК 376

© Издательский Дом «Литера», 2003
ISBN 5-94455-119-4© Крупенчук О. И., 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие родители!

Если у вашего ребёнка хорошая речь и он выговаривает все звуки, используйте это пособие для общего его развития. Различные упражнения, приводимые здесь, помогут развить интеллект ребёнка, улучшить координацию движений, а стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.

Если же у вашего ребёнка нарушено произношение каких-либо звуков или он вообще плохо говорит, проконсультируйтесь с логопедом, прежде чем начинать учить стихи. Помните: то, что родители считают «детской речью», на самом деле может быть серьёзным речевым дефектом.

Звук в этом случае нужно сначала вызвать, а потом закреплять (автоматизировать). Поэтому когда ребёнку стоит начинать учить то или иное стихотворение, пусть лучше подскажет специалист. А движения, сочетаемые с речью, можно делать и самим.

Педагоги, работающие с дошкольниками (воспитатели, логопеды), найдут в пособии упражнения для занятий с группой детей и для индивидуальных занятий.

Стихи на звуки написаны так, чтобы их удобно было использовать в условиях коррекции звукопроизношения: после названия указываются те звуки, которые предполагается отрабатывать на материале этого стихотворения.



Иллюстрации, представленные в книге, дети могут раскрашивать цветными карандашами. Это укрепляет руку ребёнка, готовит её к письму.


Часть I ДВИЖЕНИЯ, СОЧЕТАЕМЫЕ С РЕЧЬЮ

МАССАЖ ЛАДОНЕЙ

Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щёток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.

Противопоказания к массажу ладоней, самомассажу лица и шеи:

• грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых;

• фурункулёз.

При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию:

щётки, мячи, грецкие орехи, эспандеры, верёвка с узлами.

Гладь мои ладошки, ёж

Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог (рис. 1):

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами (рис. 2):

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Педагогам: можно брать подгруппу детей до 8 человек и рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку — по движению на каждый ударный слог стиха.

 

Мне дала синичка хрупкое яичко

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.

Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила, —

этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда (рис. 3).

И снесла яичко

Умница-синичка, —

взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно —

Так у птиц заведено.

С этими словами ребёнок катает мячик между ладоней — одна сверху, другая снизу (рис. 4).

 

2. БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА

Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5):

Я сожму своё кольцо —

Буду сильным молодцом.

Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:

Пополам его согну

И восьмёркой заверну.

Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.

 


ВСЕ УЗЛЫ ПЕРЕБЕРУ

Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8—16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки:

Я хватаюсь за верёвку

Правой ловко, левой ловко.

За узлы её беру

И играю поутру, —

хватаясь за узел на каждый ударный слог (рис. 6). Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.

Педагогам: если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.

 

КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК - ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК

Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.