КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК - ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК
СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Рекомендовано
Комитетом по образованию
Санкт-Петербурга
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
ЛИТЕРА
Санкт-Петербург 2003
УДК 376 К84
Рецензенты:
М.И.Никитина — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор;
С.И.Титова — методист кабинета коррекции развития ребенка СПбГУПМ;
С.Б.Яковлев — кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена
Крупенчук О.И.
К84 Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003. — 64 с: ил.
ISBN 5-94455-119-4
В книге приводятся стихи для закрепления звуков в речи ребенка, а также ряд языковых игр и упражнений для развития мелкой и артикуляционной моторики. Рекомендуется родителям и педагогам.
УДК 376
© Издательский Дом «Литера», 2003 ISBN 5-94455-119-4© Крупенчук О. И., 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие родители!
Если у вашего ребёнка хорошая речь и он выговаривает все звуки, используйте это пособие для общего его развития. Различные упражнения, приводимые здесь, помогут развить интеллект ребёнка, улучшить координацию движений, а стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.
Если же у вашего ребёнка нарушено произношение каких-либо звуков или он вообще плохо говорит, проконсультируйтесь с логопедом, прежде чем начинать учить стихи. Помните: то, что родители считают «детской речью», на самом деле может быть серьёзным речевым дефектом.
Звук в этом случае нужно сначала вызвать, а потом закреплять (автоматизировать). Поэтому когда ребёнку стоит начинать учить то или иное стихотворение, пусть лучше подскажет специалист. А движения, сочетаемые с речью, можно делать и самим.
Педагоги, работающие с дошкольниками (воспитатели, логопеды), найдут в пособии упражнения для занятий с группой детей и для индивидуальных занятий.
Стихи на звуки написаны так, чтобы их удобно было использовать в условиях коррекции звукопроизношения: после названия указываются те звуки, которые предполагается отрабатывать на материале этого стихотворения.
Иллюстрации, представленные в книге, дети могут раскрашивать цветными карандашами. Это укрепляет руку ребёнка, готовит её к письму.
Часть I ДВИЖЕНИЯ, СОЧЕТАЕМЫЕ С РЕЧЬЮ
МАССАЖ ЛАДОНЕЙ
Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щёток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.
Противопоказания к массажу ладоней, самомассажу лица и шеи:
• грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых;
• фурункулёз.
При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию:
щётки, мячи, грецкие орехи, эспандеры, верёвка с узлами.
Гладь мои ладошки, ёж
Берём 2 массажные щётки и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог (рис. 1):
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами (рис. 2):
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Педагогам: можно брать подгруппу детей до 8 человек и рассаживать их вокруг себя так, чтобы взрослый мог дотянуться до всех. Каждому ребёнку — по движению на каждый ударный слог стиха.
Мне дала синичка хрупкое яичко
Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила, —
этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда (рис. 3).
И снесла яичко
Умница-синичка, —
взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно —
Так у птиц заведено.
С этими словами ребёнок катает мячик между ладоней — одна сверху, другая снизу (рис. 4).
2. БУДЬ СИЛЬНЕЙ, МОЯ РУКА
Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая (рис. 5):
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
После каждой строки руки меняются. Для более сильного ребёнка можно продолжить с соответствующими движениями:
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
Педагогам: можно делать это упражнение и с подгруппой. Эспандеров должно быть столько же, сколько и детей.
ВСЕ УЗЛЫ ПЕРЕБЕРУ
Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на верёвке 8—16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребёнок проговаривает строки:
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру, —
хватаясь за узел на каждый ударный слог (рис. 6). Если узлов 8, то после второй строки перехват начинаем сначала.
Педагогам: если проводить это упражнение в подгруппе детей, то концы верёвки надо связать, а верёвку не натягивать, а держать всем вместе, сидя в кругу.
КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК - ЛОВКИЙ МАЛЬЧИК
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|