Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.





Проблема анализа особенностей взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в России сложна и многогранна. Учитывая специфику сегодняшней конференции, остановлюсь лишь на нескольких ее аспектах, непосредственно затрагивающих вопросы бюджетного федерализма.

Одной из препятствий для нормального развития федеративных отношений является отсутствие четко выверенных правовых процедур разрешения споров между различными уровнями власти, а также достаточной правоприменительной практики в данной сфере. Особенно негативно данное обстоятельство сказывается на сфере бюджетного федерализма.

Беда российского бюджетного федерализма и его «генетический порок» состоит в том, что решение большинства вопросов связанных с межбюджетными отношениями в большей мере зависит от текущего взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а не от законодательно установленных правил.Переломить существующие негативные тенденции можно только сформировав систему безусловного обеспечения исполнения федерального законодательства в сфере межбюджетных отношений путем создания прецедентов решения финансовых споров в судебном порядке.



Практика взаимодействия уровней бюджетной системы свидетельствует о постоянном вмешательстве федеральных органов власти в бюджетный процесс на региональном и муниципальном уровне при неразрешенности базовых проблем, находящихся в ведении Центра. Наиболее яркий пример - реформа жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Этот пример особенно актуален еще и потому, что затихшая было кампания по силовому стимулированию реализации указанной реформы с федерального уровня в настоящее время реанимируется.

Таким образом, проблемные вопросы в сфере разграничения предметов ведения и полномочий во многом сводятся к базовой проблеме межбюджетных отношений - несовершенству действующего механизма приведения доходных источников в соответствие с расходными полномочиями и обеспечению взаимной ответственности участников межбюджетных отношений. В этой связи, в настоящее время необходимо сформировать процедуру закрепления расходных полномочий совместного ведения за соответствующими уровнями бюджетной системы, описав при этом порядок судебного разрешения возникающих споров. Естественно, данная процедура может быть описана только в федеральном законе.



Для ее описания в БК РФ должны быть внесены следующие главы: «О минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», «О перераспределении доходных источников уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с их расходными полномочиями», «О порядке распределения и закрепления между уровнями бюджетной системы расходов, являющихся предметами совместного ведения», «О порядке определения размеров и выделения компенсации увеличения расходов, либо выпадения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в связи с решениями вышестоящих органов власти». В случае возникновения затруднений с процедурой внесения указанных глав, они могут приниматься отдельными Федеральными законами, с кодификацией через несколько лет по мере их коррекции на базе правоприменительной практики.

Система президентских округов.

Новацией в российской политико-административной структуре в мае 2000 г. стало создание семи федеральных округов. Это решение было одним из первых, принятых В. Путиным в области региональной политики.

Федеральные округа представляют собой промежуточный управленческий уровень, созданный для удобства централизованного управления и контроля . Федеральные округа не меняют, а дополняют российское АТД. Как неоднократно подчеркивалось в выступлениях руководителей страны, федеральные округа не являются новыми субъектами федерации и новым АТД: основным региональным уровнем остается уровень субъектов федерации. Важно отметить, что федеральные округа не предусмотрены российской конституцией и созданы указом президента в рамках его полномочий.



Федеральные округа представляют собой крупные политико-административные структуры, посредством которых центр осуществляет контроль за ситуацией во многочисленных субъектах федерации.

В конечном итоге президент В. Путин ввел своим указом семь федеральных округов. Этими округами стали: Северо-Западный (центр — Санкт-Петербург), Центральный (Москва), Северо-Кавказский (вскоре переименован в Южный, Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск).

Главным органом власти на уровне федеральных округов стали полномочные представители президента.

Предметом споров стали и границы некоторых федеральных округов. Ясно, что при столь крупном формате трудно обеспечить полное соответствие границ округов структурам региональной идентичности, да и такая задача прямо не ставилась. Поэтому, например, Северо-Кавказский округ уже через месяц после президентского указа был переименован в Южный: принадлежность к Северному Кавказу не характерна для двух регионов Нижней Волги — Волгоградской и Астраханской областей, включенных в этот округ. Власти Башкирии выражали недовольство включением республики в Приволжский, а не Уральский округ . Аналогичные настроения бытовали в Пермской области, Удмуртии и Оренбургской области, которые в советский период входили в Уральский экономический район. Спорным моментом стало включение Тюменской области с ее западно-сибирской идентичностью в состав Уральского округа.

Территория России делится на шесть военных округов Министерства обороны и один особый район (табл. 6). Границы этих округов в основном совпадают с границами созданных позднее федеральных округов. Московский военный округ соответствует Центральному федеральному округу, Северо-Кавказский военный округ — Южному федеральному округу. Полностью совпадают границы и названия двух военных и федеральных округов — Сибирского и Дальневосточного.

 

 

Правовые акты

Правовые акты - это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Все правовые акты обладают рядом общих признаков:

- Обладают государственновластным характером, т.е. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями; из этого основного признака вытекают все остальные характеристики правовых актов;

- Являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;

- Влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;

- Поддерживаются силой государственного принуждения.

Все правовые акты в зависимости о направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:

- Нормативно-правовые акты (НПА) - направлены на установление, изменение или отмену норм права;

- Акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права;

- Акты применения права (индивидуальноправовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм.

Все правовые акты отличаются друг от друга

- по содержанию,

- по степени общности,

- по времени действия.

Степень общности правовых актов включает в себя два критерия их разграничения: субъектный, показывающий круг лиц, являющихся адресатами данного правового акта; ситуационный, показывающий, на какие ситуации, на какие виды общественных отношений распространяется действие данного правового акта. Все указанные различия можно для наглядности представить в виде таблицы.

Действуют во времени неограниченно долго, рассчитаны на многократное, повторное применение Могут иметь как общий характер (действуют во времени столько же, сколько и разъясняемый НПА), так и индивидуальный (рассчитаны на однократное применение)

Рассчитаны на однократное применение, действие во времени ограничивается моментом исполнения

С подробной характеристикой и примерами различных видов правовых актов мы ознакомимся в следующих разделах темы.

Административные акты

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ - акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общее правило. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он исходит.

Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственного управления они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание и исполнение этих актов - важная часть управленческого процесса, направленного на осуществления функций исполнительной власти.

Административно-правовой акт - это основанное на законе официальное юридически-властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.

Юридическая природа административного акта состоит в том, что он: является правовой формой управленческого решения;

 

выражает юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;

 

издается в одностороннем порядке, т.е. выражает волю только одной стороны - субъекта исполнительной власти;

 

носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;

 

является решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции определенной законом;

 

устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;

 

принимается с соблюдением определенных установленных процедур;

 

несоблюдение содержащихся в нем юридически властных предписаний влечет ответственность виновной стороны;

 

может быть в установленном законе порядке опротестован или оспорен.

 

Каждый административный акт имеет свое содержание и форму. Содержание административного акта включает три основных элемента:

 

волеизъявление уполномоченного органа, которое не должно выходить за пределы его компетенции (это волеизъявление должно быть свободным, т.е. не формироваться под влиянием обмана, заблуждения или принуждения);

 

юридическое существо этого волеизъявления (назначить, установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);

 

условия, обязательства и поручения, сопровождающие основное решение.

 

Форма административного акта - это внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей его принятия. Эта форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений и т.д.

 

По своим юридическим свойствам административные акты делятся на нормативные, индивидуальные и смешанные. По способу выражения воли они подразделяются на письменные, устные и символические или конклюдентные (жесты, сигналы, знаки). В зависимости от порядка принятия они могут быть коллегиальными или единоличными. Административные акты, имеющие дефекты содержания или формы, подразделяются на ничтожные и оспоримые.

 

Ничтожный административный акт - это акт, который вследствие своей незаконности не может порождать и не порождает юридических последствий. Его ничтожность настолько очевидна, что он не подлежит осуществлению (например, содержащий предписание совершить противоправные действия). Ничтожность административного акта проявляется в том, что:

 

он не может быть основанием для регистрации соответствующего правоотношения;

 

нет оснований для применения санкций за его исполнение;

 

на него нельзя ссылаться при рассмотрении споров в органах управления или в суде.

 

Ничтожный акт не требует поиска доказательств его дефектности - они неоспоримы (например, грубо нарушена компетенция, нет законного основания для его принятия и т.д.).

 

Оспоримый административный акт подлежит обязательному исполнению, но может быть оспорен заинтересованными лицами. До его признания недействительным он подлежит исполнению. Оспоримые акты требуют доказательств их дефектности.

24.правовы акты исполнительной власти

Правовые акты -- важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности

1. Они принимаются при осуществлении административной власти, являются правовой

 

формой исполнительно-распорядительной деятельности. Издают их субъекты

 

исполнительной власти: исполнительные органы и их должностные лица, судьи,

 

руководители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов представительных

 

органов.

2. Подзаконность актов прежде всего означает их соответствие действующим

 

законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам

 

вышестоящих органов, приговорам и решениям судов, заключенным договорам.

 

3. Официальный характер правового акта состоит в том, что он издается от имени

 

определенной структурной единицы государственного аппарата, выражает волю

 

государства, влечет служебные последствия.

 

4. Правовой акт исполнительной власти опирается на властные полномочия его

 

автора и является односторонним властным волеизъявлением. В нем воплощен синтез

 

мысли и власти компетентного субъекта, который, используя свои полномочия,

 

превращает свои знания и волю в государственные предписания. Если мысль, знание

 

можно считать отцом правового акта, то государственную власть следует сравнить

 

с его матерью. Односторонность волеизъявления не означает, что субъекты

 

административной власти не учитывают воли граждан, подчиненных работников,

 

смежных организаций. Наоборот, в основе многих управленческих решений лежат

 

заявления, ходатайства, предложения.

 

5. Решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно надлежащим

 

образом оформлено. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия

 

(согласование, обсуждение, голосование), необходимых требований делопроизводства

 

(указание даты, номера, автора), подписании, а иногда и утверждении,

 

регистрации, опубликовании акта. Оформление изучаемых актов в основном

 

регулируется административным правом. Значит, их особенностью является то, что

 

они принимаются и оформляются в порядке, установленном

 

административно-правовыми нормами. Оформление актов Президента, Правительства РФ

 

и некоторых других решений регулируется нормами конституционного, трудового,

 

финансового права.

 

6. Правовые акты исполнительной власти влекут юридические последствия, с этой

 

точки зрения их можно объединить в две группы:

 

а) они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права; б) они влекут

 

возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат юридическими

 

фактами.

 

В них могут содержаться как нормы административного, так и нормы других отраслей

 

права (финансового, трудового, гражданского и др.), они могут повлиять на

 

гражданские, семейные, земельные и иные правоотношения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.