Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство, государственная власть и государственное управление

В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или

обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого

термина: 1) государство трактуется как совокупность государственных

учреждений, т. е. аппарат управления обществом; 2) как особый вид

политико-правовой организации власти общества. В политологии распространено

второе определение. Государство понимается как организация политической власти,

которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает

для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех

веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в его

функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.

К внутренним относятся следующие:

- экономическая - защита существующего способа производства,

регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной

политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического

роста, регулирование "естественных монополий" (связь, энергетика).

- социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье,

поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально

незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам,

инвалидам, многодетным семьям и др.).

- правовая - обеспечение законности и правопорядка;

- политическая - обеспечение политической стабильности, выработка

политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев

населения, либо потребностям поддержания политического господства класса-

собственника;

- образовательная и культурно-воспитательная - эти функции

направлены на формирование условий для получения общедоступного общего и

среднего профессионального образования, а также условий для удовлетворения

культурных потребностей населения;

- экологическая - охрана природной среды.



К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства

на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и

интеграции с другими странами.

Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в

себя систему государственного управления, институт президентства или

институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы

охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные

силы, местные органы власти.

В структуре государства выделяют три ветви государственной власти:

законодательная власть (парламент)

исполнительная власть, (в России - это Правительство Российской

Федерации), судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение

юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный,

Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).

Определение власти:

- силовое, трактующее власть как господство и принуждение к

повиновению;

- волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю

даже вопреки сопротивлению;

- власть как влияние. Суть влияния заключается в способности

воздействовать на поведение других.

- инструменталистское, трактующее власть как способность

мобилизовывать ресурсы для достижения определенных целей;

- конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со

способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм

распределения дефицитных общественных ценностей;

- структуралистское, представляющее власть как особый род отношений

между управляющим и управляемым.

Государственная власть

1. создает правовые рамки для деятельности всех субъектов отношений, в том

числе местных сообществ, органов местного самоуправления принимая законы и

иные правовые акты.

а) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации

местного самоуправления;

б) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному

законодательству;

2. определяет и гарантирует общегосударственные стандарты, тот минимум благ,

который вправе получать и требовать граждане данного государства.

3. обеспечивает государственный контроль за соблюдением общегосударственных

социальных стандартов, за реализацией закрепленных в законодательстве прав

физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Соответственно, государственная власть делится на федеральную и региональную.

Государственное управление - это практическое, организующее и

регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в

целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную

силу.

Тенденции развития современного государства

Для государственного развития современного мира характерны следующие черты:

1. усиление роли исполнительной власти;

2. демократизация избирательной системы;

3. возрастание роли государственного регулирования экономического и

социального развития;

4. рост интеграционных процессов.

Конечно, проявление этих тенденций развития государства в различных регионах

и странах имеет свою специфику.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ.

В начале ХХ века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-

правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее

характерные черты эволюции современных либерально - демократических

государств.

Анализируя изменения в государственном механизме США можно выделить ряд

основных тенденций этих изменений:

1. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной

политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби,

стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с целью

принятия тех или иных решений.

2. Усиление исполнительной власти, централизация ее в руках президента.

3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В ХХ в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой

заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура

претерпевает серьезные изменения.

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе

нашли отражение во взаимосвязи высших исполнительных и законодательных

органов. Произошло значительное усиле-ние роли исполнительной власти,

кабинета министров.

В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть,

делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство - акты,

издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В настоящее

время количество актов делегированного законодательства многократно

превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное

законодательство, по существу, стало инструментом установления господства

исполнительной власти в политической системе Великобритании.

Государственный аппарат

Аппарат государственного и местного управления принадлежит к числу сложных

самоуправляемых систем. Он представляет собой целостное политструктурное

образование. В нем можно различить несколько основных типов структурных

единиц: аппарат ведомства, аппарат ведомственного подразделения, региональный

аппарат, орган государственного управления, администрация учреждения,

структурное подразделение администрации учреждения, должность. Каждая

структурная единица аппарата государственного и местного управления - это его

самоуправляемая, автономная, организационно оформленная часть, существование

которой предопределено нормативно-правовыми основаниями, имеющая свою

компетенцию. Тип организационной структуры здесь определяется типом

организационной власти и подчинения, что выражено в характере и объеме

полномочий и ответственности. Структуры ведомств, органов всегда линейны,

межведомственные структуры всегда, а внутриведомственные - часто являются

функциональными.

Система органов государственного управления – государственный аппарат –

система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная

власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на

различных этапах его развития цели и задачи.

Факторы, оказывающие решающее воздействие на функционирование и постоянное

развитие государственного аппарата, как единой, целостной системы:

ü Форма правления

ü Организационное устройство государства

ü Общность экономической основы государственных органов и организаций

– системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства

ü Единство политической основы государственных органов, организаций и

учреждений

ü Наличие в некоторых странах единой официальной идеологии

ü Наличие общих принципов построения и функционирования

государственных органов – составных частей государственного аппарата

ü Общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными

органами и организациями

Принципы формирования системы органов государственного управления

• выделение трех видов органов государственного управления:

законодательные, исполнительные, судебные;

• иерархичность системы органов государственного управления, т.е.

выделение, как минимум двух уровней управления – федерального и местного.

Максимальное число уровней государственного управления не ограничено. На

практике наиболее часто встречающейся является трехуровневая структура –

федеральный, региональный, местный.

Законодательная, исполнительная и судебная власть.

Законодательная власть – основным видом деятельности является

законодательная деятельность (в демократическом государстве этот орган власти

занимает ведущие место среди всех других государственных и негосударственных

органов). Органы законодательной власти подразделяются на высшие (например,

парламенты – важнейшей функцией которых является принятие законов) и местные

(осуществление государственной власти на местах). Органы местного

самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью,

формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги

и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы

местного значения.

Исполнительная власть – осуществляет в разных государствах исполнительную

и распорядительную деятельность. Органы исполнительной власти выступают как

непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов

законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти.

Распорядительная деятельность этих органов выражается том, что они принимают

меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений)

выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. В

зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы

исполнительной власти делятся на центральные и местные.

Судебная власть – основная функция – правосудие. Структура судебных

органов в разных странах неодинакова. В России, например, судебная власть

осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного

судопроизводства, а в систему федеральных органов судебной власти включаются

Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также другие

федеральные суды.

Органы прокуратуры – осуществляют надзор за точным и единообразным

исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

Уровни государственного управления:

Трехуровневая система федеральных органов власти: аппарат правительства;

министерства; службы-агентства-надзоры.

ü Правительства – высшие органы исполнительной и распорядительной власти

ü Министерства – органы, выполняющие функции выработки

государственной политики и координирующие деятельность государственных

агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере;

ü Службы – органы, оказывающие услуги, связанные с

реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за

счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих

субъектов и населения (службы судебных приставов, налоговая, таможенная

службы); Агентства – органы, оказывающие государственные услуги как за

счет бюджетных средств, так и на коммерческой основе (авиационно-космическое,

статистическое); Надзоры – органы, реализующие контрольные функции

государства по отношению к хозяйствующим субъектам и населению.

8. Нормативная база государственного и муниципального управления

К таким актам, прежде всего, относится Конституция РФ, Конституционные

федеральные законы РФ, федеральные законы РФ, решения Конституционного Суда РФ,

конституции и уставы субъектов Российской Федерации, Нормы международного

права, указы Президента РФ и другие нормативные документы.

Функции государства осуществляются его органами. В ст. 3 Конституции РФ сказано:

«Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах

разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также

разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией,

составляющими ее республиками, краями, областями, автономной областью,

автономными округами и местным самоуправлением.

Регулирование отношений внутри государственных органов и рынка, а также

между ними осуществляется на основе некоторой структуры общеобязательных

социальных норм —права.

Основное место в системе источников права занимает закон. Закон

принимается законодательным органом и обладает высшей юридической силой.

Основным законом является Конституция Российской Федерации и конституции

субъектов Федерации.

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью

прав Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала,

которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно

конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации,

положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему

судебных органов.

Основным нормативным источником этой отрасли права является Конституция

Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики,

края, автономная область, области, города федерального значения, автономные

округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и

законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и

законодательства.

К числу законов относятся отдельные законы (Закон о ветеранах), Основы

законодательства (Основы гражданского законодательства), кодексы (Уголовный

кодекс, Таможенный кодекс), уставы специального действия (Устав железных

дорог). Указы издаются Президентом Российской Федерации.

Наряду с законами источниками права являются подзаконные акты,

издаваемые Правительством Российской Федерации и другими органами управления,

местной администрацией.

Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты

компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства); б)

общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов

федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.); г)

местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и

районов, уставы местного самоуправления);) локальные (внутриорганизационные) -

издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях

упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты,

положения, должностные инструкции)



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.