Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава. Боевая техника и авиация на экспозиции военных музеев России.

В этой главе речь пойдет о боевой военной технике, которая находится в распоряжении Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. А именно истории создания этой техники и о том как эта техника попала в музей, мы расскажем вам историю этих экспонатов.

История создания различных бронированных машин берет свое начало на рубеже XIX-XX столетии. За прошедшее время конструкторами было создано огромное количество разнообразных их образцов, отличающихся по назначению, конструкции, способам применения и техническим характеристикам. Они находятся на вооружении сухопутных войск армий практически всех развитых государств. Главное место среди всего многообразия этих машин занимает бронетанковая техника. В нашей стране в настоящее время к этой категории относят танки, боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), боевые разведывательные машины, некоторые типы машин обеспечения боевых действий войск (тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины технической помощи и управления). Ранее в их число входили также бронеавтомобили (БА) и самоходно-артиллерийские установки (САУ). Поистине уникальную возможность познакомиться со многими из них представляет экспозиция Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники. Вообще, говоря об этом музее, часто приходится употреблять слово «уникальный». И это действительно так. Несмотря на относительную молодость (музей открыт 10 сентября 1972 г.), в нем собрана самая большая и разнообразная в мире коллекция гусеничных и колесных боевых машин. Сейчас здесь экспонируется более 300 образцов, среди которых кроме советской представлена техника еще десяти государств.[30]

Самый обширный раздел экспозиции посвящен зарождению и развитию советского танкостроения. В нем достаточно полно представлен практически весь славный исторический путь, пройденный создателями танков от первых боевых бронированных машин до современного основного танка. Открывает экспозицию танк «Борец за свободу тов. Ленин», который был бережно воссоздан по чертежам реальной машины. Интересна история ее создания. В 1919 Г. Совет Труда и Обороны принял решение об организации 3 отечественного производства танков. С целью сокращения времени, необходимого для проектирования, постройки и доводки машины, конструкторский коллектив под руководством инженера Н. Хрулева в качестве прототипа использовал захваченный в боях с белогвардейцами танк «Рено FT» французского производства. За короткий срок (октябрь-декабрь 1919 г.) были изготовлены чертежи, а уже 31 августа 1920 г. из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый советский танк. При очень ограниченных возможностях искусными руками рабочих было изготовлено 15 таких машин. И хотя нашего первенца называли иногда «Русский Рено», он существенно отличался от французского прототипа. Иными были башня и двигатель, более мощными – вооружение и броня.[31]



В экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке музея четыре павильона с советской техникой, которая сгруппирована в соответствии с классификацией 1930-1950 гг. три из них отведены танкам (тяжелым, средним, легким) и один – бронеавтомобилям и бронетранспортерам. Перед входами в каждый павильон на постаментах установлены образцы одних из наиболее характерных для данного класса машин. Перед павильоном тяжелых танков выставлен ИС-3 – последний представитель этого класса, участвовавший в боях второй мировой войны. Машина создана конструкторским коллективом под руководством Ж. Котина в конце войны. ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».[32] В предвоенный и военный периоды были разработаны легендарный КВ. КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с марта 1940 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.[33] КВ-1 и КВ-2 попали в музей 1975 году и заняли свое место на экспозиции.[34] Самые мощные танки второй мировой войны ИС-1 и ИС-2 так же присутствуют на экспозиции. После войны появились ИС-4, ИС-7 и Т-10. Некоторые из этих машин представлены в павильоне (а именно ИС-4 и Т-10). Кроме того, здесь имеется ряд уникальных образцов": Например, тяжелые самоходные артиллерийские установки СУ-14Бр2— опытная советская самоходная артиллерийская установка, разработанная в 1931—1940-х годах на базе тяжёлого танка Т-35 инженерами завода № 185 под руководством П. Н. Сячинтова. Всего было выпущено 2 машины, одна из которых после войны поступила в распоряжение В/Ч 67690, и после ее расформирования в 1973 передана в фонд музея. И еще одна СУ-100У-(читается как СУ-сто-игрек) — экспериментальная советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка, построенная на базе опытного тяжёлого танка Т-100. Была выпущена в 1940 году в единственном экземпляре. [35]Эпизодически применялась в ходе битвы за Москву зимой 1941—1942 годов. Они были разработаны специально для прорыва линии Маннергейма и изготовлены всего лишь в нескольких экземплярах. После войны в боевых действиях не применялась а в 1975 году стала экспонатом музея.

Также на постаментах демонстрируются танки Т-34 и Т-54, открывающие экспозицию средних танков. Первый из них, опаленный в боях Великой Отечественной войны, стал классическим образцом среднего танка, который в той или иной степени долгие годы копировали танкостроители всего мира. Эта машина родилась в конструкторском бюро под руководством М. Кошкина и приобрела такую широкую известность, что вряд ли нуждается в подробном описании. В музее имеются 3 танка Т-34. Один из них танк Т-34 "Московский пионер". Это танк из колонны "Московский пионер" (всего таких танков было выпущено 215 штук). Представленный образец не участвовал в боевых действиях, а был потерян во время перехода танковой колонны через озеро Бор-Лазава в 1942 году. В марте 2000 года при участии поискового отряда музея и поискового отряда "След пантеры" танк подняли и отреставрировали в мае 2001 года он занял свое место на экспозиции музея. [36] Танк Т-54 был первенцем многочисленного послевоенного поколения средних танков. Т-54 (Объект 137) — советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии ВС СССР в 1946 году, серийно выпускался, с 1947 года, постоянно модернизируясь. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1961 — 1967 годах он в основном был сменён в производстве и ТВ ВС СССР танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ выпуск Т-55 продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты.[37] Представленный на экспозиции образец поступил в распоряжение музея из фонда ДОСААФ в 1984 году.[38] В павильоне широко представлены практически все серийные танки этого класса, САУ на их базе, а также промежуточные и экспериментальные модели. А завершают экспозицию средних боевых машин основные боевые танки, Один из них Т-72 «Урал» — основной боевой танк СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали. И еще один танк который завершает экспозицию это Т-80- основной боевой танк, производимый СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Белоруссии, Южной Кореи, Узбекистана, Кипра и Пакистана. Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД выпускался на заводе имени Малышева в Харькове, модификация которого танк Т-84 и БМ «Оплот».[39] НА экспозиции музея представлен образец Т-80 поступивший в музей в 1995 году после списания из В/Ч 67690. [40]

Перед павильоном легких танков установлен колесно-гусеничный БТ-2, разработанный в КБ Харьковского завода, в котором выросли известные конструкторы А.Морозов, Н.Кучеренко, М.Таршинов. Танки БТ различных модификаций вместе с Т-26 прожили долгую жизнь. На них прошли проверку многие конструктивные решения, которые впоследствии применялись на средних и тяжелых машинах. Эти танки громили японских захватчиков у озера Хасан и на Халхин-Голе, воевали в Испании, участвовали в советско-финской войне, противостояли фашистской бронированной армаде в 1941 г.

В экспозиции бронеавтомобилей и бронетранспортеров представлены в основном образцы техники советского периода. А перед павильоном установлен макет машины, созданной еще в дореволюционное время. В 1915 г., в разгар первой мировой войны, в Россию из Англии доставили колесные бронеавтомобили фирмы «Остин». В первых же боях у них выявились серьезные недостатки. Работа по коренной модернизации этих машин проводилась на Путиловском и Ижорском заводах. В результате был создан корпус улучшенной конструкции, башни разместили по диагонали, пневматические шины заменили колесами с упругим наполнителем-гуссматиком, названным так в честь его изобретателя петербургского химика А.Гусса. Макет именно такой машины и установлен перед павильоном.

Есть на территории Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке еще одни уникальный экспонат, не относящийся к категории бронетанковой техники, но созданный в танковом КБ. Это – моторный броневой вагон.[41] Идея его разработки была предложена и реализована в 1930-х годах на заводе имени С.М. Кирова в Ленинграде. Работами по конструированию моторной установки, трансмиссии, ходовой системы, электрооборудования, вооружения и броневой защиты руководил крупнейший специалист отечественного танкостроения О. Иванов, а непосредственными исполнителями были С. Богомолов, К. Кузьмин, М. Михайлов, П. Сосов, Л. Сычев, С. Федоренко.[42] Ссылка! В конструкции использовались узлы среднего танка Т-28. К началу Великой Отечественной войны моторный броневой вагон принят на вооружение. Было изготовлено несколько образцов, которые входили в состав дивизионов бронепоездов, структурно подчиненных командованию бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. На некоторых образцах устанавливались башни танка Т-34 и двигатели В-2. [43]

В советском разделе музея представлены не только серийные машины. Ведь любой образец техники до принятия на вооружение проходит долгий и непростой путь, где между исходным и окончательным вариантами бывает создано множество промежуточных моделей. Кроме того, существует большое количество машин, разработанных в чисто экспериментальных целях, для проверки различных конструктивных решений.[44] Ссылка! Некоторые боевые машины, даже успешно прошедшие испытания, по тем или иным причинам так и не были приняты на вооружение. Значительное количество таких образцов, многие из которых не получили традиционный индекс «Т», а так и остались объектами «№», демонстрируются в экспозиции музея. Таким образом, можно наглядно проследить путь эволюции советской бронетанковой техники, узнать, в каких направлениях вели поиск конструкторы.

Зарубежная бронетанковая техника представлена в трех павильонах. Самую большую группу составляют машины фашистской Германии. Эта экспозиция охватывает сравнительно небольшой (1933-1945 гг.), однако, пожалуй, самый динамичный период создания немецких танков. Представленная здесь коллекция бронетанковой техники дает возможность проследить, как изменялись взгляды фашистского военного командования и конструкторов на различных отрезках 12 -летней бесславной истории третьего рейха, какое влияние на них оказало противоборство с советской военной техникой.

Период подготовки и начала второй мировой войны представлен в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке легкими танками Pz-I, Pz-II и средними Pz-III и Pz-IV. Panzerkampfwagen I — германский лёгкий танк 1930-х годов. В западной литературе распространено также название Panzer I. Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны. Именно этими машинами была растоптана почти вся Европа, они же предназначались для реализации нацистских планов блицкрига в отношении СССР.[45] Pz.Kpfw. II — немецкий лёгкий танк времён Второй мировой войны. Разработан в 1934 году. В различных модификациях производился до 1943 года. В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса.[46] Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В советских исторических документах и популярной литературе PzKpfw III именовался как Т-3.Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии.[47] Panzerkampfwagen IV — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Самый массовый танк Панцерваффе (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.[48]

Демонстрируется также техника, созданная фашистскими конструкторами уже после провала планов «молниеносной войны». Такие машины, как средний T-V «Пантера» и тяжелые T-VIH «Тигр» и T-VIB «Королевский тигр», тяжелые самоходные артиллерийские установки на их базе наглядно иллюстрируют стремление создать танки, превосходящие по своим характеристикам советские. «Пантера» — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах как основной танк вермахта. По немецкой классификации «Пантера» считалась средним танком. Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» являлась лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире.[49] Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале—марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны.[50] Общее количество выпущенных машин — 1354 единицы. Все представленные образцы являются трофейными образцами и поступили в музей в 1980 году из фондов ДОСААФ.[51]

Имеются в этом павильоне также бронетранспортеры и различные специальные машины. Например, легкий танк T-IF «Медведь», созданный специально для борьбы с партизанами. Первый немецкий танк, выпускавшийся крупносерийно. Танк разработан фирмой "Крупп" в 1933 г. и в 1934 г. принят на вооружение вермахта. Танк предназначался для обучения танкистов. Это слабо вооружённая и легкобронированная боевая машина позволила, однако, командованию вермахта обучить танкистов и начать развертывание танковых частей и соединений. С 1934 по 1938 г. изготовлено более 1 тыс. 500 единиц. Управляемые мины и средства их транспортировки, бронированный корректировщик и тяжелый самоходный минный трал также представлены в музее. Есть в экспозиции и образцы, характеризующие авантюристические попытки создавать некое абсолютное, всесокрушающее и неуязвимое «чудо-оружие». Это, например, поражающие своими размерами 600-мм самоходное орудие «Тор». 600-мм тяжелые самоходные мортиры "Карл" - самые крупнокалиберные из всех применявшихся во второй мировой войне самоходных артиллерийских установок. В 1940-1941 годах были созданы 7 машин (1 прототип и 6 серийных САУ), которые предназначались для разрушения долговременных оборонительных сооружений. Проектирование осуществлялось фирмой "Рейнметалл" с 1937 года. Работы курировал начальник управления вооружения вермахта генерал артиллерии Карл Беккер. В честь него новая арт-система и получила свое имя.[52] Есть и другой гигант 188-тонный танк «Маус» («Мышонок»). Panzerkampfwagen VIII «Maus» — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188 тонн). Было построено всего три экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали.[53] На данный момент в мире сохранился только один экземпляр танка Маус, в Бронетанковом музее в Кубинке танк на ходу и в исправном состоянии. Он захвачен в Германии в 1945 году. А образец пушки «Карл» был захвачен в 1944 году советскими войсками в Польше, а в 1980 передан музею.[54]

Глядя на этот поверженный бронированный «зверинец», убеждаешься в несостоятельности попыток ряда зарубежных (да и некоторых отечественных) авторов принизить роль Советского Союза в победе над германским фашизмом, еще отчетливее понимаешь, ценой каких усилий и жертв она была достигнута.

Еще в двух павильонах в основном содержится техника наших союзников по антигитлеровской коалиции – США, Великобритании и Франции. Эта часть экспозиции музея пополняется благодаря сотрудничеству с аналогичными зарубежными музеями. Так, например, в разное время из Музея бронетанковых войск Великобритании поступили тяжелый танк «Конкэрор» разработанный в 1949—1952 годах для противостояния новым советским тяжёлым танкам. За время серийного производства с 1955 по 1959 год было выпущено 185 «Конкэроров» и небольшое число БРЭМ на их базе. Танк оказался довольно неудачным, имел массу недостатков и с появлением к середине 1960-х новых, более мощных, модификаций танка «Центурион» был к 1966 году полностью снят с вооружения.[55] Так же на экспозиции присутствуют бронеавтомобили «Сарацин» — британский колёсный бронетранспортёр 1950-х годов. По внутренней сквозной системе обозначений британской бронетехники имел индекс FV603. Создан фирмой «Олвис» в 1947—1952 по заказу Британской Армии, в рамках разработки семейства бронетехники различного назначения на общей базе. Серийно производился «Олвис» с 1953 по 1970 год, всего было выпущено, по разным данным, от 1049 до 1838 бронетранспортёров этого типа в различных вариантах. Из выпущенных машин, 603 поступили на вооружение Британской Армии, в которой они оставались основным типом бронетранспортёра вплоть до середины 60-ых годов.[56] Еще один иностранный бронеавтомобиль «Феррет». «Феррет»- британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1950-х годов. По внутренней сквозной системе обозначений британской бронетехники имеет индекс F.V.701(C). Создан в 1947—1950 годах на основе разведывательного бронеавтомобиля «Даймлер» периода Второй мировой войны, и предназначался для его замены. Серийно производился на заводе фирмы «Даймлер» в Ковентри с 1952 по 1971 год в нескольких вариантах, включая носитель ПТУР, всего было выпущено 4409 бронеавтомобилей.[57] Вся эта техника поступила в распоряжение музея в обмен на наши ИС-2, БТР-60 И БРДМ-1. Часть боевых машин, относящихся к началу XX века, это образцы техники французского и английского производства, захваченной Красной Армией в боях с белогвардейцами на полях гражданской войны. Среди них, например, «Рено FT», о котором уже упоминалось выше, английский ромбовидный танк марки V. «Ромбовидный» танк — собирательное название танков, построенных по «ромбовидной» схеме. Своё название получили из-за характерной формы охватывающего корпус гусеничного обвода, сходного по форме с параллелограммом (или ромбом). Вооружение чаще всего размещалось в спонсорах, башни или боевые рубки отсутствовали. Классическими представителями данного семейства являются практически все британские тяжёлые танки 1916—1921 годов — серии Mk I и Mk IV. [58]Значительное место отведено машинам, поставлявшимся в нашу страну во время Великой Отечественной войны по ленд-лизу. К ним относятся американские М3 «Грант» и «Шерманы» разных модификаций, английские «Валентайн», «Кромвелл» и другие. Хочется рассказать немного об этих танках. M3 «Ли» — американский средний танк периода Второй мировой войны. Был назван в честь генерала Гражданской войны в США Р. Э. Ли. Также широко известен под названием его модификации для британских войск M3 «Грант» названной в честь президента США У. С. Гранта. [59]«Шерман» - основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех театрах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны.[60] Крейсерский Mk VIII, A27M, «Кромвель» — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Назван в честь Оливера Кромвеля, лидера Английской революции XVII века. Был создан в 1941—1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год. Всего было выпущено 1070 «Кромвелей», также немалое количество машин было получено путём модернизации танков Mk VIII «Кентавр» до стандарта «Кромвеля». В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944—1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании.[61] Все представленные образцы танков поступивших по ленд-лизу поступили в распоряжение музея в 975 году из фондов ДОСААФ.[62] Кроме того, в экспозиции имеется ряд машин союзников фашистской Германии, а также чехословацкие танки, значительное количество которых было использовано фашистами во время войны с Советским Союзом. Демонстрируется также техника милитаристской Японии. Здесь собраны образцы, захваченные во время конфликтов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а также в боях на завершающем этапе второй мировой войны. Один из таких танков это Ха-Го. Тип 95 — японский лёгкий танк 1930-х годов. Также известен под названием «Ха-Го». Разработан в 1933—1934 годах для сопровождения механизированных кавалерийских соединений. Серийно производился с 1936 по 1943 год, использовался во Второй японо-китайской войне и был, наряду со средним «Чи-Ха», основным японским танком Второй мировой войны. Являясь довольно удачной конструкцией для середины 1930-х годов, в ходе войны безнадёжно устарел, однако нехватка бронетехники вынудила японцев использовать его до самого конца Второй мировой на всех театрах военных действий.[63]

Подводя итог можно отметить, что в танковом музее в Кубинке собрано и бережно сохранено свыше 300 образцов бронетанкового вооружения и техники из 14 стран мира. Здесь можно увидеть танки и бронемашины Великобритании, Франции, Канады, США, Германии, Италии, Японии, Китая, Венгрии, Польши, Чехословакии, Швеции, немецкие танки Югославии. Порядка 60 единиц техники существуют в единственном экземпляре, и увидеть их можно только в Кубинке. Источники поступления музейных экспонатов разнообразны. Часть танков была закуплена Советским Союзом за рубежом в период становления отечественного танкостроения. Некоторые образцы сохранились со времен поставки вооружения по ленд-лизу, часть поступила их фондов ДОСААФ. Значительное количество танков является трофеями Красной (Советской) армии периода гражданской и второй мировой войны. Есть трофеи локальных войн в Корее, Вьетнаме, Кубе, войн на Ближнем и Среднем Востоке. В музее ведется большая научная работа, сотрудники постоянно участвуют в различных научно-практических конференциях. Так же в музее развита работа с посетителями. Музей сотрудничает со многими мировыми музеями того же профиля. Музей ведет сотрудничество с военно-патриотическими и ветеранскими организациями и поисковыми группами (за счет чего не редко фонды музея пополняются новыми экспонатами). Поэтому музей не зря считается одним из лучших мировых музеев своего профиля.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.