Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. История военных музеев России.

Курсовая работа

Военные музеи России XX века.

Какого периода?

 

Руководитель

_______________ А.В. Кузьмичев

« » мая 2014

Студент______________ И. Е. Кузнецов

« » мая 2014

 

Содержание

Список сокращений ………………………………………………….…….

Введение…………………………………………………………….………

1. История военных музеев России……………………………………….

2. Боевая техника на экспозиции военных музеев России…..

3. История Российского флота и авиации на экспозиции военных музеев России.

Заключение …………………………………………..…………………….

Список использованных источников и литературы ……………….……

 

Глава 1. История военных музеев России.

В истории музейного дела важное значение имеет создание и развитие музеев разных профилей. Особой профильной группой является группа военных музеев. Последние, зачастую, принадлежат Министерству обороны, и создаются при их поддержке. В этой главе мы расскажем вам о таких военных музеях как Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Центральный военно-морской музей.

Первым музеем о котором пойдет речь будет один из старейших музеев страны: Центральный военно-морской музей. Прообразом этого музея стала Модель-камера основанная Петром I в 1709 году. Модель-камеры обычно помещались при чертежных мастерских, где и разрабатывались новые проекты.[1] Располагая коллекциями моделей, чертежей и инструментов, модель-камера служила также учебной базой для подготовки моряков и корабельных мастеров. Таким образом, модель-камеры исполняли некоторые важнейшие музейные функции — сбор, хранение и изучение памятников судостроения, но музеем в прямом смысле слова еще не были из-за своей недоступности для обычных посетителей и несвойственных музею «кораблестроительных обязанностей». Первоначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра I, но в том же 1709 году ее перевели в Главное Адмиралтейство, ближе к стапелям, на которых строились корабли Балтийского флота. Коллекция проектных моделей хранилась рядом с чертежной (плазом), так как модели и плаз были элементами единого процесса проектирования и строительства кораблей. Петром I были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции корабельных моделей. В 1722 г. вышел в свет «Регламент об управлении адмиралтейства и верфи». Пункт 25 главы 20 «Регламента» гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полу моделей XVIII в., выполненных согласно «Регламенту» 1722 г., до нашего времени сохранилось восемь десятков.[2] Накоплению моделей способствовала и существовавшая в XVIII в. традиция представления судостроителем собственноручно сделанной модели в качестве своеобразной «дипломной работы» при приеме на службу или повышении в звании (например, из подмастерьев в корабельные мастера). В XVIII в. в России также стало традицией изготовление моделей плененных неприятельских кораблей.



Новый этап в истории Санкт-Петербургской модель-камеры начался в середине 1730-х годах, когда она из «конструкторского бюро», занимавшегося лишь насущными задачами кораблестроения, превратилась в «информационный центр» — депо технической и навигационной документации, образцов и наглядных пособий. Модели и устаревшие чертежи, а также планы, географические и навигационные карты, которые прежде находились в разных подразделениях Адмиралтейства, собрали воедино в «модель-камере», располагавшейся тогда в небольшой палате под адмиралтейским шпицем.[3] Однако довольно скоро для Модель-камеры наступили тяжелые времена. В 1760–1770 г. г. «Регламент об управлении адмиралтейства и верфи» еще выполнялся, но с 80-х годов XVIII в. пополнение Модель-камеры носило уже случайный характер. Теснота помещений, недостаток средств, недальновидность хранителей, отсутствие реставрационных работ привели в конце XVIII в. Модель-камеру к упадку.

Развитие судостроения привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами. Коллекция потеряла своё практическое значение и в 1805 году была преобразована в «Морской музеум». В 1805 г. император Александр I утвердил доклад, предусматривавший, что при Адмиралтейском департаменте создан «будет свой Museum, в котором собраны будут все любопытнейшие сочинения, библиотеку его составлять долженствующие, кабинет редкостей, машин, моделей, физических, математических инструментов и в который всякий с дозволения его (руководства департамента) входить и пользоваться чтением книг, или рассматриванием вещей, может».[4] Основой «Морского музеума» стали коллекции Модель-камеры. Появление «Морского музеума» вызвало горячий отклик у флотских офицеров. Во флоте скоро стало традицией после возвращения из дальнего плавания приносить в дар Морскому музею собранные редкости. Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр — ученый, писатель и художник, много сделавший для пополнения музейных коллекций. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов — известный судомоделист, автор трудов по морской практике, кораблестроению и истории флота.[5] По его инициативе в 1818 г. при музее была создана своя модельная мастерская, ставшая базой для развития отечественного судомоделизма.[6] С 1827 г. собранные в «Музеуме» предметы были переданы различным учреждениям. Передача предметов продолжалась до 1834 г. От «Морского музеума» осталась лишь Модель-камера, в которой хранилось 526 экспонатов — моделей кораблей, пушек и машин, — малая часть когда-то обширных коллекций. [7] Расформирование Морского музея явно противоречило запросам быстро развивающегося флота и нанесло музею огромный ущерб: он был отброшен на век назад, к своему первоначальному состоянию — Модель-камере. Может служить утешением лишь тот факт, что коллекции «Морского музеума» не пропали, влившись в собрания других музеев. Некоторое время Модель-камера влачила жалкое существование. Но после Крымской войны 1853–1856 г. г., вызвавшая в обществе повышенный интерес к флоту, в стране началась полоса преобразований. Шли реформы и на флоте. В условиях перехода от парусного деревянного кораблестроения к паровому броненосному, когда встал вопрос об изучении технического и военно-исторического опыта, изменении методов обучения и воспитания военнослужащих, систематическом изучение истории российского флота, остро стала ощущаться необходимость, как в сохранении морских исторических памятников, так и демонстрации новейших технических достижений.[8] Обширные планы требовали решения многих организационных вопросов. Понадобился деятельный и знающий человек, который мог бы привести в порядок Модель-камеру и стать руководителем воссоздаваемого Морского музея. Им стал лейтенант Николай Михайлович Баранов, который был известен как талантливый изобретатель-оружейник (впоследствии, командуя вооруженными пароходами «Веста» и «Россия», он прославился в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 г., затем был одним из организаторов Общества Добровольного флота, петербургским градоначальником, архангельским и нижегородским губернатором, сенатором).[9] Для воссоздаваемого Морского музея были отведены помещения во втором этаже западного крыла Главного Адмиралтейства. Музей открыл свои залы для посетителей в 1867 г.[10] В 1900–1904 г. г. экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. После этой реэкспозиции петербургский Морской музей заслуженно признавался одним из лучших морских музеев мира. В последующем сотрудники музея не прекращали дорабатывать экспозицию. Морской музей не ограничивался собиранием, хранением и показом только старинных предметов. Он был и центром технического прогресса. В нем концентрировались новые виды оружия, подлежащие испытанию, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты. В музее в условиях секретности хранились изобретения известных конструкторов А. П. Давыдова и С. К. Джевецкого; модели судов, спроектированных крупнейшим кораблестроителем А. А. Поповым. [11] Здесь читали лекции многие известные историки флота, демонстрировал опыты изобретатель радио А. С. Попов- русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899).[12] В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Революционные потрясения не могли не сказаться на судьбе Морского музея имени императора Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем, были внесены соответствующие времени коррективы и в его экспозицию. В 1920–1930-е г. г. фонды музея значительно пополнились за счет частных и государственных коллекций. В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений города — здание бывшей Биржи, построенное по проекту архитектора Ж. Ф. Тома-де-Томона в 1816 г.

С 1950-х годов начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея такие как: Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”», Крейсер «Аврора».[13] Данный факт говорит о развитии музея О чём нам говорит этот пример? Сделать везде промежуточные выводы!

В 1980 г. в здании Кронштадтского Морского собора начал свою работу филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость», рассказывающий об истории этой прославленной балтийской военно-морской базы. В конце 1980-х годов начались работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки — Д-2 «Народоволец». Открытый в 1994 г. мемориал является первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой. Являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях.[14] С 1980-х годов вновь, впервые с дореволюционных времен, большое развитие получила зарубежная выставочная деятельность музея, что помогло музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом.[15]

Подводя итог по Центральному военно-морскому музею можно сказать, что не смотря на то, что музею уже более трехсот лет, музей по праву считается одним из лучших в своем роде. Коллекция музея может конкурировать с зарубежными аналогами. Подтверждением этому могут служить выездные выставки которые организует музей, а так же совместные выставки с зарубежными музеями.

Говоря о военных музеях России стоит отметить, что за чистую они создавались на основе скопившихся образцов военной техники снятых с производства (но оставшихся на вооружении), несерийных типов или устаревших образцов техники. На основе одной из таких «коллекций» был создан Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Комитета обороны (НКО) при Совете Народных комиссаров от 1 августа 1938 года № 180 «Об использовании имеющихся в РККА старых несерийных типов танков», в научно-исследовательском Автобронетанковом Полигоне АБТУ РККА, начал создаваться Музей боевых машин (танки, бронемашины и СУ). На организацию Музея было выделено 50000 рублей из фонда НКО и передано 17 танков, один транспортер и одна СУ-14.[16] Музей создавался прежде всего для ознакомления с образцами отечественного и иностранного танкостроения ученых, конструкторов и слушателей военных академий, а также для патриотического воспитания воинов РККА.

Основная работа по пополнению и оформлению музея как научного и воспитательного центра началась с 1944 года, когда коллекция пополнилась за счет трофейной техники и началось строительство парка и здания музея. Однако до 1972 года техника музея располагалась на открытой площадке, укрытая брезентами. В начале 70-х годов были построены павильоны, размещена коллекция, оформлена территория музея и 10 сентября 1972 года, в День танкистов, Музей впервые распахнул свои ворота для посетителей.[17] Но для гостей из Министерства обороны, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро. Причина – большое количество экспериментальных машин, характеристики которых до конца 80-х годов составляли государственную тайну, да и многие иностранные образцы своим наличием в музее раскрывали присутствие Советского союза в различных международных военных конфликтах.[18] С 1992 года музей, будучи еще структурным подразделение научно-исследовательского института, открыл свои двери для посещения всеми гражданами России. В 1995 году музей преобразован в Военно-исторический музей (бронетанкового вооружения и техники) и стал самостоятельной организационно-штатной единицей. На сегодняшний день в коллекции нашего музея представлено более 300 единиц бронетанкового вооружения и техники 14 стран мира, более 60 из них существуют в мире в единственном экземпляре, то есть по уникальности представленных экспонатов – это самый крупный танковый музей мира. Интерес к музею и представленной в нем техники огромен.[19] Музей, например в 2010 году, посетило более 110 000 человек, в том числе и иностранные граждане более чем из 34 стран. В настоящее время Музей проводит большую военно-патриотическую работу среди молодежи и школьников, проводит занятия со слушателями военных академий, курсантами военных институтов и военнослужащими различных родов войск. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 108-р принято решение о создании Федерального государственного автономного учреждения "Центральный музей бронетанкового вооружения и техники" Министерства обороны Российской Федерации.[20]

На сегодняшний день музей обладает огромной коллекций, которая включает в себя: тяжелые танки СССР, средние танки СССР, бронеавтомобили и БМП, легкие танки, техника США, Англии и Канады, техника фашистской Германии, техника стран Японии, Китая и Европы, а также техника стран Европы.

Говоря о Центральном музее бронетанкового вооружения и техники, стоит сказать, что это не только один из первых музеев своего рода, но и один из самых крупных в мире обдающей уникальной коллекцией военной техники. По сути это не просто музей, это памятник инженерной мысли ХХ века, целой эпохи. Одним из главных достоинств музея по моему мнению является то, что в это музее представлены прототипы военной техники (напр. Маус, объект 279), которые можно увидеть только в этом музее.

Еще один российский военный музей обладающий большей коллекцией военной техники, но на этот раз авиационной является Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Стоит отметить, что на экспозиции представлены образцы не только военной авиации, но и образцы гражданской авиации.

В 1958 г. в подмосковном военном городке Монино, после закрытия аэродрома, по инициативе начальника Военно-воздушной академии маршала авиации С.А. Красовского, был издан приказ о создании внештатной группы специалистов, на которую возлагалось выполнение ремонтных работ помещений бывших мастерских, с целью дальнейшего использования их для размещения экспозиций музея – выставки. Ответственным за проведение этих работ был назначен генерал-майор авиации в отставке Михаил Васильевич Шишкин, человек, беззаветно преданный авиации, известный военный летчик, участник нескольких войн.[21] 28 ноября 1958 г. был издан приказ № 209 Главнокомандующего Военно-воздушными силами главного маршала авиации К.А. Вершинина. «О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-воздушной академии», с которого и началась история музея Военно-воздушных сил.[22] Большие трудности при организации музея Военно-воздушных сил были связаны с поиском музейных предметов. Был издан специальный приказ главнокомандующего ВВС, который обязывал всех командиров воинских частей и подразделений ВВС передать в создаваемый при академии музей все виды устаревших образцов авиационной техники и в первую очередь самолетов. В Монинских ремонтных мастерских в это время находился на ремонте дальний бомбардировщик Ту-4. Когда мастерские закрылись, Ту-4 стал одним из первых экспонатов музея ВВС. И уже в 1958 г. музей ВВС получил и зарегистрировал 26 единиц хранения.[23]

Первые руководители музея К.П. Данилин и М.В. Шишкин развернули активную работу по поиску новых экспонатов. Установили связи с ЦАГИ, ЛИИ, Центральным домом авиации и космонавтики (ЦДА и К) им. М.В. Фрунзе и в 1959-1960 гг. из ЦДА и К получили самолеты Ла-7, «Вуазен», «Сопвич» и несколько двигателей. За это же время были получены самолеты Ил-10, Ил-12, Ту-2, МиГ-9, АНТ-2, гондола стратостата «СССР-1». В начале февраля 1960 г. начальником академии маршалом авиации С.А. Красовским был подписан приказ № 169, в котором объявлялось об открытии музея-выставки авиационной техники ВВС. 23 февраля I960 г. музей ВВС был открыт для посетителей.[24] К началу 1970-х годов музей приобрел широкую популярность. В нём уже насчитывалось 35 единиц натурных летательных аппаратов. К своему 20-летнему юбилею (28 ноября 1978 г.) музей имел более восьмидесяти натурных образцов авиационной техники, в его стенах побывало более миллиона посетителей. Пополнился музей и воссозданными на киностудиях самолётами «Фарман-4» и «Илья Муромец». В результате поисковой работы, восстановления найденных самолётов в ОКБ и музейных мастерских, коллекция музея непрерывно пополнялась самолётами и вертолётами, уникальными образцами двигателей, оборудования и вооружения самолётов, личными вещами знаменитых авиаторов. В марте 1990 г. начальником Военно-воздушной академии издан приказ № 113 «Об организации платных услуг и экскурсионного обслуживания в музее Военно-воздушных сил»[25], согласно Приказа МО СССР № 10 от 10.01.1990 г. «О переводе культурно-просветительных организаций СА и ВМФ на новые условия хозяйствования». С 1 апреля 1990 г. музей ВВС начал работу в новых условиях хозяйствования.[26] С 2004 года на базе музея и академии стали проводиться авиашоу. Так 13-15 августа 2004 г. впервые в Монино на базе ЦМ ВВС была открыта военно-историческая выставка «Асы II Мировой войны». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. № 516-р музей получил статус Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Военно-воздушных сил» Министерства обороны Российской Федерации.[27]

Собранная богатейшая коллекция авиационной техники находится на открытой стоянке, в залах и ангарах. Здесь представлены уникальные экспонаты, начиная с 1909 г. выпуска, летательные аппараты Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, боевые машины послевоенного периода, образцы современной военной и гражданской авиационной техники, разработанные в ОКБ Туполева, Яковлева, Сухого, Микояна, Ильюшина, Антонова, Миля, Камова и других авиационных конструкторов и конструкторских коллективов; образцы экспериментальных, воздухоплавательных, учебных, спортивных и беспилотных летательных аппаратов. Усилиями сотрудников отдела научно-фондовой работы под руководством главного хранителя музея Костиной Л.С. коллекции музея ежегодно пополняются новыми экспонатами и сохраняются в хорошем состоянии.[28]

В настоящее время фонд музея располагает уникальной коллекцией, насчитывающей более 49 760 экспонатов, в том числе: 195 летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, планеров и др.); 318 моделей летательных аппаратов; 134 образца авиационных двигателей; 2547 экземпляров авиационного вооружения; 1689 единиц вещевого фонда; 5060 единиц документального фонда; 1212 единиц различного авиационного оборудования; 11700 единиц кино– и фото нега фонда; 8215 единиц знаков отличия.[29]

Музей ВВС – крупнейший авиационный музей России, основу коллекции которого составляют настоящие летательные аппараты, авиационные двигатели, авиационное вооружение. В экспозиции музея показаны достижения и приоритет отечественной авиационной науки и техники. Коллекция самолетов позволяет проследить развитие авиации от первых самолетов до авиационных комплексов сегодняшнего дня.

Благодаря коллекциям таких музеев как Центральный военно-морской музей, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ мы можем познакомиться с военной техникой, авиацией ХХ века и истории Русского флота начиная с Петра I и заканчивая сегодняшним днем. Мы можем проследить как историю развития военной техники, авиации и флота с первых опытных экземпляров и до современных образцов. Знакомясь с экспозициями музеев мы узнаем о достижениях науки, благодаря которым создавалась военная техника. Особенной плюсом является возможность ознакомиться с редкими и опытными образцами, производство которых не было поставлено на поток. Так же нашему внимаю могут быть представлены экспериментальные образцы не которые из которых существуют только в качестве проекта на бумаге. Благодаря деятельности данных музеев и специальных программ проводимых ими положительным образом сказывается на воспитание военно-патриотического духа у молодого поколения.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.