Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы проведения работ физического практикума

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подготовка · Подготовка оборудования · Выполнение работ, опреде­ление погрешности, опти­мальной методики выполне­ния эксперимента · Подготовка описаний- инструкций · Составление графика ра­боты Готовятся в соответствии с графиком: повторение теоретического материала; знакомство (повторение) с теорией соответствующего эксперимента (приборы и установка, правила пользования приборами, методика проведения экс­перимента); оформление тетради
Выполнение 1. Проведение вводной бесе­ды на первом занятии по сле­дующему плану: задачи практикума; содержание практикума; организация работы; приемы измерений и вы­числение погрешностей; требование к отчетам; правила безопасного труда 2. Проверка подготовленно­сти учащихся к выполнению работ 3. Наблюдение за работой учащихся 1. Отчет о подготовке к выполнению работы 2. Самостоятельное выпол­нение работы либо по го­товой инструкции, либо самостоятельно разрабо­танной 3. Вычисление погрешно­стей измерений, анализ результатов
Подведение итогов 1. Проверка и оценка работы учащихся 2. Рефлексия 1. Подготовка и представ­ление отчета о работе 2. Рефлексия

 

Инструкция, которую готовит учитель по каждой работе, долж­на содержать: название, цель (познавательную задачу), список при­боров и оборудования, краткую теорию, описание неизвестных учащимся приборов, план выполнения работы, требование к отче­ту. В зависимости от уровня экспериментальных умений учащихся те или иные элементы инструкции опускаются. Целесообразно со­ставлять инструкцию в трех вариантах, рассчитанных на разную степень самостоятельности учащихся, с включением в них дополни­тельных заданий для успешно занимающихся учащихся.

Отчет учащихся о работе должен содержать: название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунки установки, план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по ко­торым вычислялись значения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы.



При оценке работы учащихся в практикуме следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.

Учитель может выставлять оценку за каждую работу, за группу близких по тематике работ, одну оценку за весь практикум.

Домашние экспериментальные работы.Домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.

Главная задача экспериментальных работ этого вида:

1. формирование умения наблюдать физические явления в при­роде и в быту;

-формирование умения выполнять измерения с помощью из­мерительных средств, использующихся в быту;

2. формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;

3. формирование самостоятельности и активности.

Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы

в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:

-работы, в которых используются предметы домашнего оби­хода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.;

-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);

работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промыш­ленностью.

Уже достаточно давно рекомендовано учащимся иметь до­машнюю лабораторию. В нее включались в первую очередь ли­нейки, мензурка, воронка, весы, разновесы, динамометр, трибометр, магнит, часы с секундной стрелкой, железные опилки, труб­ки, провода, батарейка, лампочка. Однако, несмотря на то, что в набор включены весьма простые приборы, это предложение не получило распространения.

Для организации домашней экспериментальной работы уча­щихся можно использовать так называемую мини-лабораторию, предложенную учителем-методистом Е. С. Объедковым, в кото­рую входят многие предметы домашнего обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.), что доступно практически каждому школьнику. Е. С. Объедков разработал весьма большое число интересных и полезных опытов с этим обо­рудованием.

Кроме того, промышленностью выпускаются различные кон­структоры (по оптике, электричеству, электромагнетизму), кото­рые могут быть использованы для домашнего эксперимента.

В последнее время появились фирмы, выпускающие школьное оборудование в виде как комплектов, так и отдельных приборов. Простейшие из этих приборов могут оказаться доступными для Личного приобретения учащимися и войти в состав домашней ла­боратории.

Появилась также возможность использовать ЭВМ для прове­дения в домашних условиях Модельного эксперимента. Понятно, что соответствующие задания могут быть предложены тем уча­щимся, у которых дома есть компьютер и программно-педагоги­ческие средства.

Таким образом, в настоящее время имеются большие возмож­ности для организации домашней экспериментальной работы учащихся. Наибольший интерес она вызывает у учащихся основ­ной школы, которым могут быть предложены следующие, напри­мер, работы:

измерение скорости равномерного движения;

измерение вместимости сосуда;

измерение толщины листа бумаги;

измерение работы электрического тока;

наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры и т.п.

Учащимся старших классов целесообразно предлагать работы более высокого уровня: конструкторские, исследовательские.

Результаты выполненных работ должны быть соответствую­щим образом оформлены (так, как это делается при выполнении фронтальных лабораторных работ). Их следует обязательно об­судить и проанализировать на уроке.

Экспериментальные задачи. К экспериментальным задачам относят такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными измерениями, воспроизведением физических явлений, наблюдениями за физическими процессами, сборкой установок электрических цепей и т.д. [Антипин]

Большинство таких задач строится так, чтобы в ходе решения ученик сначала высказал предложения, обосновал умозрительные выводы, а потом проверил их опытом. Такое построение вызывает у учеников большой интерес к задачам и при правильном решении большое удовлетворение своими знаниями.

Экспериментальные задачи можно разделить на следующие виды:

1. Задачи, в которых для получения ответа приходится либо измерять необходимые физические величины, либо использовать паспортные данные приборов, либо экспериментально проверять эти данные.

2. Задачи, в которых ученики самостоятельна устанавливают зависимость и взаимосвязь между конкретными физическими величинами.

3. Задачи, в условии которых дано описание опыта, а ученик должен предсказать его результат.

4. Задачи, в которых ученик должен с помощью данных ему приборов и принадлежностей показать конкретное физическое явление без указаний на то, как это сделать, или собрать электрическую цепь. Сконструировать установку из готовых деталей в соответствии с условиями задачи.

5. Задачи на глазомерное определение физических величин с последующей экспериментальной проверкой правильности результата.

6. Задачи с производственным содержанием, в которых решаются конкретные практические вопросы.

Значение экспериментальных задач в том, что они повышают активность учащихся на уроке, способствуют устранения формализма в знаниях, приобретению навыков исследовательского характера, формируют критический подход к оценке результатов измерений.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятие школьного физического эксперимента, классификацию ШФЭ и кратко описали каждый вид школьного физического эксперимента.

 

 

Требования к школьному физическому эксперименту при обучении физике

Экспериментальный метод в преподавании физики в средней школе является одним из основных методов обучения физики. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познаванию физических явлений. Закономерностей и процессов в науке - физике. А метод обучения есть отражение метода познания в деятельности, которая называется обучением. Как велико значение демонстрационного метода в науке физике, так оно велико в обучении физике, в преподавании учебного предмета «физика». Специфика демонстрационного метода в его наглядности, убедительности и в педагогической эффективности.

Обратимся теперь к основным требованиям к эксперименту.

1. Первое, основное и непременное требование к демонстрационным опытам – это их видимость всеми учащимися класса. Где бы они ни находились (за первым или за последним столом физического кабинета). Учащиеся должны видеть все детали опыта. Его различные аспекты и т.п. Для обеспечения видимости опытов демонстрационные приборы должны быть достаточно больших размеров, а если это невозможно, то следует применять специальные способы, обеспечивающие их видимость, о чем будет рассказано в дальнейшем. Не малую роль играют и умения учителя демонстрировать опыты, в частности его умение найти свое место у демонстрационной установки, чтобы не мешать наблюдать учащимся опыт, который он сам и показывает.

2. Второе требование к опытам – это их наглядность. На первый взгляд это тоже, что и видимость, но это не так. Наглядность предполагает ясную и понятную постановку демонстрируемого опыта. Это достигается тем, что в демонстрационной установке удаляются или скрываются не столь существенные детали, выбирается такой вариант опыта. Который будет легче всего понят учащимися. Идеалом является тот случай, когда учащиеся с первого взгляда как бы все понимают в установке, а учитель еще дополняет это «понимание» своим рассказом, указаниями, как и где сосредоточить свое внимание при наблюдении опыта.

3. Кратковременность опыта - следующее требование к демонстрационному эксперименту. Обычно это требование обосновывают тем, что в учебном процессе дорога каждая минута. Действительно. Время дорого. Но в показе демонстрации основное не экономия времени, а обеспечение наглядности и видимости опыта. Опыт должен длиться столько времени, сколько нужно для показа явления.

Обычно после демонстрации опытов демонстрационные установки, приборы, приспособления учитель физики убирает с демонстрационного стола. Считается. Что поверхность демонстрационного стола должна быть свободная. Но и это требование нельзя считать абсолютным: вспомним об упражнениях. Которые строятся на использовании демонстрационной установки.

4. Выразительность и эмоциональность – еще одно требование к физическому эксперименту. Пределом выполнения требования эмоциональности опыта является удивление и восторг учащихся, с которым они наблюдают показываемый учителем опыт.

5. Занимательность. Опыт должен у учащихся вызывать интерес.

6. Надежность опыта, т.е. возможность повторного его показа (надежность- это и уверенность учителя в том, что опыт будет осуществлен).

7. Убедительность опыта. Просмотр опыта не должен приводить к двойственному или неправильному толкованию, а убедительно показывать то, что следовало показать.

8. Соответствие правилам безопасности.

Учитель физики в первую очередь должен:

· Знать устройство, конструкцию и принцип действия используемого демонстрационного прибора;

· Знать правила эксплуатации прибора (что может дать эффект при демонстрации), а так же соблюдать условия, обеспечивающие сохранность;

· Владеть некоторыми ремесленными навыками. Так как в ряде случаев необходимо что-то изготовить для установки или создать самодельный прибор;

· Обладать некоторыми конструкторскими навыками (в плане технического конструирования).

Вообще в работе учителя должна присутствовать культура в широком смысле этого слова, что применительно к школьному физическому эксперименту сводится к так называемой лабораторной культуре: образцовому порядку в физическом кабинете (в хранении и расположении оборудования).

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели требования к физическому эксперименту при обучении физике.

 

Схема 2. Требования к физическому эксперименту



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.