Схема 1. Виды школьного физического эксперимента
Введение
Актуальность исследования. Систематическое выполнение учениками ШФЭ благоприятствует овладению физическими методами познания: они учатся самостоятельно собирать экспериментальные установки, измерять физические величины, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и др., делать выводы из эксперимента, объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций. А публичное обсуждение проведенного эксперимента развивает и поддерживает интерес учащихся к физике, формирует их интеллектуальные и практические умения, развивает естественно - научный стиль мышления. Но, к сожалению, методический потенциал школьного физического эксперимента не используется пока при обучении физике в должной мере, это вызвано нехваткой оборудования, сложностью подготовки учителями школьного физического эксперимента, компьютеризацией процесса обучения и др.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди приоритетных целей и задач физического образования называется цель «приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений» (стандарт).
Анализ литературы показал, что проблема школьного физического эксперимента учащихся находится, и находилась в центре научных интересов ученых, как отечественных, так и зарубежных. Этим вопросом занимались: В.Ф. Шилов, Р.И. Малафеев, В.А. Буров, Г.А. Бутырский, Ю.А. Сауров и другие.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования:процессобучения физике в основной школе.
Предмет исследования:школьный физический эксперимент при обучении физике в школе..
Цель исследования:на основании изучения теории проблемы показать, что школьный физический эксперимент занимает важное место в процессе обучения физике.
Задачи исследования:
- описать виды школьного физического эксперимента;
- охарактеризовать основные требования к школьному физическому эксперименту;
- описать технику школьного физического эксперимента и методика его проведения.
Методы исследования: анализ психолого – педагогической и методической литературы.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы. Первый параграф содержит информацию о видах школьного физического эксперимента. Второй параграф посвящен характеристике требований к школьному физическому эксперименту. В третьем параграфеописана техника школьного физического эксперимента и методика его проведения .
1. Школьный физический эксперимент
Школьный физический эксперимент - это один из важнейших методов обучения школьников физике; он имеет несколько своеобразных, особых видов и не является чем-то сложившимся, а все время развивается, расширяется, пополняется новым оборудованием, приемами и средствами выполнения. Поэтому его изучению и уделяется столь большое внимание.
Физический эксперимент в школе применяется в следующих видах (Каменецкий ):
· Демонстрационный эксперимент, который проводит учитель;
· Фронтальные лабораторные работы, выполняемые учащимися в процессе изучения программного материала;
Фронтальные лабораторные работы- это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование.
· Работы физического практикума, выполняемые учащимися в завершение предыдущих разделов курса физики или в конце всего школьного курса физики;
· Экспериментальные задачи;
· Внеклассные физические опыты (на кружках, конференциях) и домашние экспериментальные работы (Схема 1).
Эта классификация школьного эксперимента не единственная, но суть всех существующих классификаций в основном сводится к ней.
Эта классификация складывалась постепенно: в начале был только демонстрационный эксперимент, потом ( в конце XIX в.) возникла идея фронтального физического эксперимента, которая окончательно реализовалась в школе только в 50-е гг. ХХ в., затем, на пару десятков лет позднее, был введен в школе физический практикум и т.п. И сейчас школьный физический эксперимент не есть что-то застывшее, данное, он развивается, причем различными путями. Во-первых, возникают новые приборы, методы демонстрирования и т.п., т.е. развивается техника, применяемая в эксперименте, развивается и методика проведения эксперимента, что может вносить некоторые добавления в приведенную выше классификацию.
Во всей совокупности школьного физического эксперимента основное место занимает демонстрационный эксперимент (методика, Каменецкий , и др.), который присутствует в том или ином виде почти на каждом уроке физике. Неверно думать, что этот эксперимент, демонстрируя физические явления, процессы и закономерности, воспринимается учащимися только зрительно и ничего не дает им.кроме иллюстраций. Учащиеся, наблюдая, обсуждая и вникая в сущность демонстрируемого, видя и мысленно «повторяя» действия учителя при демонстрации опыта, получают и первоначальные экспериментальные умения. Следует иметь в виду, что эти умения складываются не только из того, что будет делать школьник своими руками. Даже не выполняя фронтальные лабораторные работы и работы физического практикума, школьники с помощью демонстрационного эксперимента знакомятся с экспериментальным методом в физике. А привлекая учащихся к выполнению хотя бы части демонстраций их вариантов. Вызывая их для повторения того или иного опыта (или какого-то его варианта), учитель обучает их каким-то экспериментальным умениям.
Схема 1. Виды школьного физического эксперимента
Возможно, самостоятельная работа в школе возрастает до такого уровня, что максимум знаний учащиеся будут приобретать сами под руководством учителя, выполняя во время обучения значительно большее, чем теперь, число фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума. Но это время еще не настало, хотя новая парадигма образования – учитель не только источник новых знаний, а, главное, он организатор познавательной деятельности учащихся- уже работает. Но пока демонстрационный эксперимент еще не потерял своего определяющего значения в учебном процессе по физике и является основным видом школьного физического эксперимента.
Фронтальные лабораторные работы - это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование.
Идея их введения в учебный процесс была выдвинута достаточно давно, но в программу курса физики они были внесены лишь в 1927 г. и не сразу были реализованы в практике работы. При этом возникли как организационные и методические проблемы, так и проблемы технические, конструкторского и производственного характера. В практику обучения физике фронтальные лабораторные работы вошли только в 50-е годы XX столетия в результате огромной работы, которую провели А.А.Покровский и Б.С.Зворыкин, создавшие комплект приборов для проведения этих работ, наладившие их выпуск промышленностью и решившие массу методических проблем.
Фронтальные лабораторные работы выполняются чаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда имеется возможность организовать индивидуальную работу. Соответственно в кабинете должно быть 15-20 комплектов приборов для фронтальных лабораторных работ. Всего таких приборов более 1000.
К приборам для фронтальных работ предъявляются определенные требования: они должны быть легкими, дешевыми, простыми в эксплуатации, иметь малые габариты, могут не иметь высокого класса точности.
При хранении приборов их не следует комплектовать по работам, во-первых, потому, что в этом случае общее число комплектов будет очень большим и они будут занимать много места, и, во-вторых, потому, что одни и те же приборы, как правило, используются в нескольких работах. Поэтому приборы комплектуются не по работам, а в виде совокупности одинаковых приборов, т.е. вместе собираются вольтметры, амперметры, все реостаты, все весы и т.п.
Хранят приборы в специальных ящиках, которые называются укладками. Укладка - это ящик с низкими бортами, в котором умещаются все приборы. Укладки с приборами размещаются на полках в шкафах, которые, как правило, располагаются в классе- аудитории, чтобы приборы было удобнее выставлять на столы и убирать, привлекая к этому учащихся.
Названия фронтальных лабораторных работ приводятся в учебных программах. Их достаточно много, они предусмотрены практически по каждой теме курса физики. Фронтальные лабораторные работы не очень сложны по содержанию, тесно связаны хронологически с изучаемым материалом и рассчитаны, как правило, на один урок.
Фронтальные лабораторные работы весьма разнообразны, их можно классифицировать и выделить группы работ по:
- наблюдению физических явлений (взаимодействие магнитов, интерференция и др.);
- ознакомлению с приборами и выполнению с их помощью прямых измерений (измерение силы тока, напряжения, массы тела и др.);
-выполнению косвенных измерений физических величин (измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра, измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока и др.);
- установлению зависимостей между физическими величинами, описывающими какой-то физический процесс (исследование зависимости между силой тока и напряжением, между параметрами состояния идеального газа и др.);
- сборке и ознакомлению с принципом действия некоторых технических установок и приборов (сборка электромагнитного реле, детекторного радиоприемника и др.).
В зависимости от дидактических задач, которые решаются с помощью фронтальных лабораторных работ, их можно разделить на иллюстративные (проверочные) и исследовательские (эвристические).
Иллюстративные работы выполняются с целью «проверки» изученных закономерностей или полученного дедуктивного вывода.
Исследовательские работы выполняются с целью проверки гипотез и получения новых знаний, они могут служить основой индуктивного вывода.
Например, лабораторная работа по изучению законов последовательного соединения проводников как иллюстративная проводится после объяснения учителем и выполнения им соответствующего демонстрационного эксперимента. Если она проводится как исследовательская работа, то учащиеся сами в ходе ее выполнения приходят к законам последовательного соединения проводников. При этом учитель организует деятельность учащихся таким образом, чтобы они проходили все этапы процесса исследования: постановка задачи - выдвижение гипотезы - выбор экспериментальных средств (приборов) - планирование эксперимента - выполнение эксперимента - анализ результатов - выводы.
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|