Сделай Сам Свою Работу на 5

Производство по делам об административных правонарушениях





Административное производство – это урегулированная администраративно-процессуальными нормами деятельность компетентных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных административных дел определенной категории [37, с. 64]. Применительно к деятельности ГИБДД данной категорией выступает сфера безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений [2].

Анализ деятельности Государственной инспекции позволяет выделить несколько групп административных производств [37, с. 66].

1 Группа административно-регулятивных производств. В данную группу входят: регистрационно-транспортное производство, экзаменационно-транспортное производство, а так же дорожно-транспортное разрешительное производство.

2 Группа административно-наблюдательных производств – дорожно-транспортное надзорное производство.



3 Группа административно-принудительных производств – производство по делам об административных правонарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Производство по делам об административных правонарушениях является одним из наиболее значительных производств, в первую очередь по объему разрешаемых в процессе его дел, а так же по разнообразию затрагиваемых интересов, и количеству осуществляющих его субъектов.

Следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения имеет свою структуру, которая состоит из совокупности стадий. Каждая стадия характеризуется функциональной направленностью, самостоятельностью и завершённостью.

Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях представлены на рис. 2 [33, с. 218].

Отсюда следует, что производство по делам об административных правонарушениях включает четыре основных стадии. Стадии разделяются друг от друга процессуальным решением и характеризуются, во-первых, уникальными задачами, во-вторых, кругом лиц, участвующих в производстве, в-третьих, порядком выполнения процессуальных действий и, в-четвертых, особенностями административно-процессуальных отношений. Для каждой стадии выделены этапы, представляющие собой относительно самостоятельные части производства.



Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на становление обстоятельств совершенного правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу. Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено компетентным субъектом при наличии двух условий: хотя бы одного из поводов к возбуждению дела и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения [2].

Установление фактических обстоятельств дела
Возбуждение дела
Процессуальное оформление результатов расследования
Направление материалов для рассмотрения по подведомственности

 

 

Стадия возбуждения дела и административного расследования

 

Подготовка дела к рассмотрению
Анализ собранных материалов
Принятие постановления (решения)
Доведение постановления до сведения

 

Стадия рассмотрение дела

 

 

Обжалование, опротестование постановления (решения)
Проверка законности постановления
Вынесение решения
Доведение решения до сведения

 



 

Стадия пересмотра постановления по делу

 

Приведение постановления в исполнение
Фактическое исполнение
Окончание исполнения (дела)

 

Стадия исполнения постановления по делу

 

 

Рисунок 2 – Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях

 

Кодексом об административных правонарушениях (статья 28.1) определены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, к ним относятся [2]:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Необходимо отметить, что в ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ перечислены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, так производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- отсутствие события административного правонарушения;

- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

- действия лица в состоянии крайней необходимости;

- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

- отмена закона, установившего административную ответственность;

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [2].

Статьей 28.7 КоАП РФ предусмотрено проведение административного расследования, которое представляет собой особый правовой режим подготовки материалов дела к рассмотрению.

Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в форме определения о возбуждении дела об административном правонарушении, либо прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, на срок, не более одного месяца, а в отдельных случаях - на срок до шести месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении [2].

Как представлено на рис. 2 следующая стадия после возбуждения дела – это стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Она является центральной стадией производства. На данной стадии непосредственно решается вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и назначается определенный вид наказания.

Следующая стадия производства является факультативной, на ней происходит пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. В качестве предметов обжалования выступают: постановление по делу об административном правонарушении, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Помимо этого еще одним основанием для пересмотра дела является протест прокурора.

Завершающей стадией производства по делам об административных правонарушениях выступает стадия исполнения постановления по делу. Основной задачей данной стадии является обеспечение исполнения закона.

Как уже отмечалось, одной из особенностей административно-юрисдикционнной деятельности ГИБДД является использование множества форм производства по административным правонарушениям:

1) общее производство;

2) ускоренное (усеченное производство);

3) производство по делам об административных правонарушениях в форме административного расследования;

4) производство в органе административной юрисдикции второй инстанции.

В законодательстве определено, что административное расследование проводится по категориям правонарушений представляющих наибольшую общественную опасность для общества. Так же выделены два основания проведения административного расследования, во-первых, необходимость осуществление экспертизы, во-вторых, необходимость проведение иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Нельзя не согласиться с С.Ю. Кошёлкиным, который считает, что специфика производства по делам об административных правонарушениях обусловлена также определенным набором административных наказаний, которые могут быть назначены за правонарушения в области дорожного движения: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и административное приостановление деятельности [31, с. 73].

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных субъектов, осуществляемую в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленную на разрешение подведомственных им административных дел.

Рассмотрение всех стадий производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения позволяет выявить следующие особенности производства: специфика области обеспечения безопасности дорожного движения; особенности фиксации выявленных правонарушений на стадии возбуждения дела; специальный круг мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения; возможность проведения административного расследования; широкий перечень видов административных наказаний, назначаемых за данные правонарушения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.