|
ИНДИКАТИВНЫХ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Выполнение доведенных показателей социально-экономического развития ОАО «БЗА» представлено в таблице 1.2
Таблица 1.2
Выполнение целевых показателей прогноза развития за 2014 год
№ п/п
| Наименование показателя
| Задание
| Фактическое выполнение
|
| Продукция промышленности в фактических ценах без давальческого сырья, млн. руб.
| 296 390
| 288 367
|
| Продукция промышленности в фактических ценах без давальческого сырья, % к 2013 году
| 81,3
| 79,1
|
| Продукция промышленности в ценах базисного года (ИФО), % к 2013 году
| 75,6
| 73,8
|
| Экспорт темп роста к 2013 году, %
| 48,1
| 53,4
|
| Сальдо внешней торговли товарами,
тыс. долл. США
| -
| 5 142,4
|
| Соотношение экспорта товаров и объёма промышленного производства, %
| 19,0
| 25,1
|
| Рентабельность продаж, %
| 1,9
| -0,4 / -0,8*
|
| Выручка на одного занятого, млн. руб.
| 400,0
| 281,9/ 274,6*
|
| Валовая добавленная стоимость на одного занятого, млн. руб.
| 130,3
| 88,2
|
| Соотношение темпов роста выручки на одного занятого и темпов роста среднемесячной заработной платы, коэффициент
| 1,05
| 0,95
|
| Запасы готовой продукции, млн. руб.
| 11 680
| 11 996
|
| Норматив запасов к среднемесячному объему производства, коэффициент
| 0,47
| 0,50
|
| Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
| -
| 6 319
|
| Показатель по энергосбережению, %
| -7,5
| -6,4
|
| Снижение уровня материалоемкости продукции, %
| -2,0
| -0,1
|
| Снижение уровня затрат на производство продукции, %
| -0,1
| +6,4
|
| Снижение доли импортных сырья, материалов, комплектующих в объеме промышленного производства, %
| -1,5
| -2,4
|
| Дебиторская задолженность, млн. руб.
| 32 000
| 29 315
| *данные с учетом ПСХ «Черневичи»
По итогам работы ОАО «БЗА» за 2014 год объем производства промышленной продукции в фактических ценах составил 288 367 млн. руб. или 79,1% к уровню 2013 года. При этом темп роста производства по индексу физического объема (ИФО) составил 73,8%. Снижение производства обусловлено падением спроса на продукцию предприятия. В связи с этим планирование производства осуществлялось с учетом заявок и при условии недопущения увеличения запасов готовой продукции. Структура отгрузки основным потребителям представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Структура отгрузки продукции ОАО «БЗА»
Наименование показателя
| Январь-декабрь
| 2013 год
| 2014 год
| темп, %
| удельный вес в объеме реализации, %
| 2013 год
| 2014 год
| отклонение
| Производство продукции в фактических ценах, млн. руб.
| 364 393
| 288 367
| 79,1
| -
| -
| -
| Производство продукции по ИФО, млн. руб.
| 342 713
| 252 803
| 73,8
| -
| -
| -
| Отгрузка продукции всего, млн. руб.
| 348 557
| 299 312
| 85,9
|
|
| 0,0
| в т.ч. на Рынок РБ, млн. руб.
| 228 525
| 226 800
| 99,2
| 65,6
| 75,8
| 10,2
| ОАО «ММЗ»
| 169 285
| 134 414
| 79,4
| 48,6
| 44,9
| -3,7
| ОАО «МАЗ» и проч. конвейер
| 10 219
| 7 096
| 69,4
| 2,9
| 2,4
| -0,5
| ОАО «БАТЭ»
|
| 28 979
|
| 0,0
| 9,7
| -9,7
| дистрибьюторы РБ
| 14 097
| 14 848
| 105,3
| 4,0
| 5,0
| 1,0
| прочие потребители РБ
| 12 513
| 17 727
| 141,7
| 3,6
| 5,9
| 2,3
| теплоэнергия
| 22 411
| 23 736
| 105,9
| 6,4
| 7,9
| 1,5
| в т.ч. на Рынок РФ, млн. руб.
| 87 840
| 44 570
| 50,7
| 25,2
| 14,9
| -10,6
| конвейер
| 5 808
| 6 798
| 117,0
| 1,7
| 2,2
| 0,5
| вторичный рынок РФ
| 82 032
| 37 772
| 46,0
| 23,5
| 12,6
| -10,9
| в т.ч. СНГ, млн. руб.
| 26 994
| 22 503
| 83,4
| 7,7
| 7,5
| -0,2
| в т.ч. Дальнее зарубежье, млн. руб.
| 5 198
| 5 439
| 104,6
| 1,5
| 1,8
| 0,3
|
Из представленных данных видно, что существенное влияние на объем производства оказало снижение поставок на конвейерные предприятия Республики Беларусь («ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД», ОАО «МАЗ» − управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» и др.), СНГ. В 2014 году возросла отгрузка продукции на конвейерные предприятия Российской Федерации, дальнее зарубежье, но данные потребители занимают незначительный удельный вес в объеме отгрузки и поэтому не оказали существенного влияния на общий объем поставок.
За 2014 год отгружено продукции на экспорт на сумму 72 512 млн. руб. или 7 231,6 тыс. долл. США, темп роста к уровню 2013 года составил 53,4% при задании 48,1%. Уровень доведенного показателя обусловлен централизацией поставок продукции на рынок вторичных запасных частей в российскую федерацию с апреля 2014 года через ОАО «БАТЭ»−управляющая компания холдинга «Автокомпоненты». По результатам года выполнен показатель «Соотношение экспорта товаров и объема промышленного производства»: при задании 19,0% фактическое значение составило 25,1%.
Снижение объемов продаж, а также девальвация российского рубля в 4-м квартале повлекли за собой невыполнение показателя по рентабельности продаж: при задании 1,9% фактическое значение составило (-0,4%). Так как продукция при прямых поставках на экспорт, а также при поставках на внутренний рынок с дальнейшей реализацией за пределами Республики Беларусь в российских рублях имела положительный уровень рентабельности, что позволяло частично компенсировать убытки при конвейерных поставках на внутренний рынок, то падение курса российского рубля привело и к их убыточности. Увеличение цен на уровень девальвации не представляется возможным, так как предприятие может потерять значительную часть своих покупателей, стать менее конкурентоспособным на отечественном и зарубежных рынках. В ноябре-декабре цены в российских рублях были увеличены в среднем на 15%, что не позволило в полной мере компенсировать убытки продукции, реализуемой в российских рублях.
Вышеперечисленные факторы отрицательно повлияли на выполнение показателей по выручке и ВДС на одного занятого: выручка на одного занятого составила 281,9 млн. руб., при задании 400,0 млн. руб., ВДС – 88,2 млн. руб., при задании 130,3 млн. руб.
Темп роста производительности труда по выручке составил 98,3%. Темп роста заработной платы 103,0%, коэффициент соотношения показателей составил 0,95 при задании 1,05. Невыполнение показателя обусловлено снижением выручки от реализации продукции в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Уровень заработной платы на предприятии сложился с учетом финансового положения предприятия и конъюнктуры рынка труда. При этом нужно отметить, что в результате реализации мероприятий по оптимизации численности среднесписочная численность работников за 2014 год составила 1224 чел. и снизилась к январю на 122 чел., и к прошлому году составила 88,4%.
Недостаток финансирования для своевременного внедрения плановых мероприятий по энергосбережению, снижение эффективности использования энергетической части технологического оборудования в связи со снижением объемов производства продукции, повлияло на выполнение показателя по энергосбережению. При задании (-7,5%) фактическое выполнение составило (-6,4%)
Невыполнение показателей по снижению уровня материалоемкости обусловлено неравнозначными условиями ведения хозяйственной деятельности в отчетном периоде по сравнению с 2013 годом. За 2014 год удорожание материалов и комплектующих составило в среднем 22,6%, повышение тарифов на электроэнергию – 22,0%, газ – 24,7%, водоснабжение и водоотведение – на 27,9%. При этом цены на продукцию ОАО «БЗА» жестко ограничены конъюнктурой рынка и не позволяют компенсировать удорожание ценообразующих факторов. Так за 2014 год цены на продукцию, поставляемую в адрес «ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» повышены на 6,0%, при поставках на рынок вторичных запасных частей в Республике Беларусь – на 10%, при поставках на рынок Российской Федерации – на 20,5%, в т.ч. при отгрузке в адрес ОАО «БАТЭ»−управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» − 15,5%.
Следствием снижения реализации, а также девальвацией российского рубля стало снижение объема произведенной продукции в стоимостном выражении, что в значительной степени повлияло на выполнение показателя по экономии ресурсов: при задании (-0,1%) фактическое значение составило +6,4%.
За 2014 год выполнен показатель «Снижение доли импортного сырья, материалов, комплектующих в объеме промышленного производства»: при задании (-1,5%) фактическое значение составило (-2,4%).
В 2014 году ОАО «БЗА» принимал все необходимые меры по выполнению доведенных показателей.
В целях выполнения показателя по экспорту и увеличения выручки от реализации ОАО «БЗА» постоянно ведет целенаправленную работу по сохранению старых клиентов и привлечению новых. Для этого реализуются следующие мероприятия: проведение переговоров с потенциальными клиентами, размещение рекламной информации о предприятии в специализированных справочниках, каталогах и периодической печати, посещение и участие в выставках-ярмарках по профилю работы предприятия. Результатом данной работы стало увеличение объемов продаж на конвейерные предприятия Российской федерации на 8,8% к 2013 году, в страны дальнего зарубежья – на 1,5%.
На предприятии на 2014 год был разработан план мероприятий по выполнению установленного задания по рентабельности продаж и оптимизации затрат на производство продукции. По итогам реализации данных мероприятий был получен следующий эффект:
- реализация мероприятий оргтехплана – 1 651,9 млн. руб.,
- экономия топливно-энергетических ресурсов за счет сокращения непроизводительных потерь энергоресурсов, оптимизации загрузки оборудования – 182,2 млн. руб.,
- реализация мероприятий программы энергосбережения – 446,16 млн. руб.,
- экономия фонда заработной платы за счет оптимизации численности – 2 154,3 млн. руб.,
- за счет оптимизации использования фонда рабочего времени – 4 933 млн. руб.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|