Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Понятие, цель и принципы таможенного контроля





Введение

Таможенный кодекс Украины определяет принципы организации и осуществления таможенного дела в Украине, регулирует экономические, организационные, правовые, кадровые и социальные аспекты деятельности таможенной службы Украины. Кодекс направлен на обеспечение защиты экономических интересов Украины, создания благоприятных условий, для развития ее экономики, защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности и граждан, а также обеспечения соблюдения законодательства Украины, по вопросам таможенного дела.

Значительную роль в сфере политических и экономических отношений оказывает таможенное дело и таможенная политика.

С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизационной таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему украинское таможенное законодательство.

Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.



Согласно Таможенному кодексу Украины, таможенное дело в государстве составляет таможенная политика Украины, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.

Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объема деятельности в таможенной сфере, товарообмена и пассажирообмена.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Украины, возникающих в связи с осуществлением таможенного контроля.



Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области таможенного дела, деятельность таможенных органов.

Основной целью работы является:

1)исследование института таможенного контроля;

2)исследование форм таможенного контроля и критериев их применения;

3)анализ осуществления таможенного контроля;

4)выявление и анализ проблем в данной области.

Задачами работы является:

А)общая характеристика таможенного контроля, как института таможенного права;

Б)изучение правового механизма реализации форм таможенного контроля и критерия их применения;

В)проведение анализа осуществления таможенного контроля;

 

Раздел 1. Понятие, цель и принципы таможенного контроля

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой государства. В пределах государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей. Хотя новый Таможенный кодекс Украины, принятый 13 марта 2012 г., содержит понятие таможенная политика и таможенное дело, однако нужно признать, что содержание этих понятий, как и раньше, остается дискуссионным.

Развитие таможенного дела Украины осуществляется в направлении гармонизации с международными стандартами. Украина самостоятельно определяет таможенную политику и осуществляет таможенный контроль на территории государства в соответствии с действующим законодательством.

Таможенный контроль является одним из важнейших институтов таможенного права. Он охватывает широкий круг правовых, организационных и методических вопросов, которые касаются многих сторон таможенного дела, в первую очередь таможенного оформления, перемещения товаров и транспортных средств, таможенных платежей, и др.[13].



В соответствии с ч.24 ст.4 ТК Украины таможенный контроль рассматривается как совокупность мероприятий, которые осуществляются таможенными органами в пределах своих полномочий с целью обеспечения сдержки норм таможенного законодательства, законов и других нормативно правовых актов по вопросам государственного таможенного дела международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке. Другими словами, таможенный контроль- осуществление таможенными органами Украины специальных действий, направленных на удержание юридическими и физическими лицами таможенного законодательства Украины, международных договоров Украины и правил, которые регулируют порядок ввоза, вывоза или транзита грузов, транспортных средств, валюты.

Ссылаясь на ч.1 ст. 318 ТК Украины, таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства коммерческого назначения, которые перемещаются через таможенную границу Украины. При этом под товарами понимаются любое движимое имущество(в том числе валютные ценности, культурные ценности), электрическая, тепловая и другие виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, которые используются для международных перевозок пассажиров и товаров, включая транспортное оборудование(они являются предметом таможенного контроля как транспортные средства).

Таможенный контроль осуществляется исключительно таможенными органами в соответствии с ТК Украины и другими законами Украины по вопросам таможенного дела.

Все операции и процедуры, которые осуществляются в процессе таможенного контроля, должны быть надлежащим образом упорядочены и отображены в нормативных актах (документах), технологических схемах, порядках, которые определяют правовую основу и последовательность действий работниками таможни.

При осуществлении таможенного контроля устанавливается соответствие проведенных операций и процедур и предпринятых действий таможенному законодательству. Таможенный контроль нацелен на соблюдение физическими и юридическими лицами участвующими в таможенном деле, действующих правил, предписаний и процедур.

Осуществляется таможенный контроль товаров, транспортных средств перевозчиков в пунктах пропуска через государственную границу Украины круглосуточно в соответствии с типовыми технологическими схемами пропуска через государственную границу Украины автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины.[9]

Одним из элементов таможенной инфраструктуры является пункт пропуска через государственную границу Украины. Пункт пропуска-это специально выделенная территория или часть территории пограничной железнодорожной, автомобильной станции, морского, речного порта, аэропорта с комплексом строений, сооружений и инженерно-технических средств, где осуществляются определенные законодательством пограничный, таможенный и другие виды контроля с целью пропуска через государственную границу лиц, товаров, транспортных средств, грузов и другого имущества.

В соответствии со ст.8 ТК Украины, принципами осуществления государственного таможенного дела являются:

1)исключительная юрисдикция Украины на её таможенной территории;

2)исключительная компетенция таможенных органов Украины по осуществлению таможенного дела;

3)законность и презумпция невиновности;

4)единый порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины;

5)упрощение законной торговли;

6)признание равенства и правомерности интересов всех субъектов ведения хозяйства независимо от формы собственности;

7)соблюдение прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц;

8)поощрение добропорядочности;

9)гласность и прозрачность;

10)ответственность всех участников отношений.

Согласно ч.1 ст. 321 ТК Украины, товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до окончания согласно заявленному таможенному режиму. Соответственно предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости от избранного таможенного режима.

Согласно ч.2 этой же статьи, в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров и транспортных средств коммерческого назначения, таможенный контроль начинается с момента пересечения ими таможенной границы Украины. Началом таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств будет являться момент пересечения ими таможенной границы Украины. Таможенный контроль за ввозимыми товарами и транспортными средствами начинается с момента принятия таможенной декларации.

В соответствии с ч.3, в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины, таможенный контроль начинается с момента предъявления товаров и транспортных средств коммерческого назначения для таможенного оформления и их декларирования в установленном порядке.

Согласно ч.4, предельный срок нахождения товаров, транспортных средств коммерческого назначения под таможенным контролем не может превышать 180 календарных дней, кроме таможенных режимов, которые предусматривают пребывание под таможенным контролем в течение всего времени действия таможенного режима.

Согласно ч.5, товары, транспортные средства коммерческого назначения, которые находятся под таможенным контролем и за которыми собственник или уполномоченное им лицо не обратились до истечения предельного срока, установленного настоящей статьей, приобретают статус таких, которые хранятся на складе таможенного органа.

Что же касается времени окончания таможенного контроля, то он заканчивается:

1.В случае ввоза на таможенную территорию Украины после осуществления в полном объеме таможенного оформления товаров и транспортных средств коммерческого назначения, перемещаемых через таможенную границу Украины;

2.В случае вывоза за пределы таможенной территории Украины после осуществления в полном объеме таможенного оформления товаров и транспортных средств коммерческого назначения и пересечения ими таможенной границы Украины, за исключением таможенных режимов, предусматривающих нахождение под таможенным контролем на протяжении всего времени действия таможенного режима.

Контроль считается законченным, если в паспортных документах лицам проставлены соответствующие отметки подразделения пограничного контроля (пограничной службы Украины), а в сопроводительных документах на товары и транспортные средства коммерческого назначения или другие предметы таможенных органов (региональной таможни, таможни или таможенного поста), других контрольных органов и служб относительно подконтрольных грузов или, в предусмотренных случаях, лицу проставляется устное разрешение должностного лица подразделения пограничного контроля и таможни о пропуске через государственную границу.[9]

Относительно сроков предъявления таможенному органу товаров и транспортных средств коммерческого назначения, перемещаемых через таможенную границу Украины, то:

1. Товары, перемещаемые через таможенную границу Украины, вместе с их упаковкой и маркировкой, транспортные средства коммерческого назначения, которыми они перемещаются через таможенную границу Украины, предъявляются в неизменном состоянии для таможенного контроля, а документы на эти товары, транспортные средства подаются таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Украины и в других местах на таможенной территории Украины, установленных таможенными органами для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, не позднее чем через три часа после прибытия указанных товаров в пункт пропуска через государственную границу Украины или другой определенное таможенными органами место.

2. Лицо, доставила товары, транспортные средства коммерческого назначения в место, определенное таможенными органами, обязано уведомить об этом соответствующий таможенный орган в минимально возможный срок, а в случае прибытия вне рабочего времени, установленного для таможенного органа, - в минимально возможный срок после начала работы этого органа.

3. Пустые транспортные средства и транспортные средства, в которых перевозятся пассажиры, в случае въезда на таможенную территорию Украины декларируются таможенному органу не позднее чем через три часа с момента прибытия в пункт пропуска через государственную границу Украины, а в случае выезда за пределы таможенной территории - не позднее чем за три часа до пересечения таможенной границы Украины.

Наиболее перспективное направление деятельности по сокращению сроков проверки документов и таможенного досмотра - внедрение в таможенную практику современных, высокоэффективных средств контроля.

В соответствии со ст.334 ТК Украины, документы и сведения, необходимые для осуществления таможенного контроля:

1. Таможенные органы требуют от лиц, перемещающих товары, транспортные средства коммерческого назначения через таможенную границу Украины или осуществляющих деятельность, контроль за которой этим Кодексом возложена на таможенные органы, только те документы и сведения, необходимые для осуществления таможенного контроля и установлены настоящим Кодексом.

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны предоставлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для осуществления таможенного контроля, в устной, письменной и / или электронной форме.

3. Сведения из официальных документов, подлежащих таможенному контролю и / или таможенного оформления, не требуют дополнительного подтверждения.

4. Правоохранительные органы, финансовые учреждения, налоговые и другие контролирующие органы Украины в соответствии с законодательством на письменные запросы таможенных органов или по собственной инициативе информируют таможенные органы об имеющихся сведения, необходимые для осуществления таможенного контроля.

5. С целью осуществления таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе направлять письменные запросы и получать документы или их заверенные копии, информацию (в том числе в электронной форме), касающимся перемещения товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины, выпуска товаров и их использования на таможенной территории Украины или за ее пределами.

6. Документы и сведения, в том числе в электронной форме, предоставляемых таможенным органам декларантами или уполномоченными ими лицами для осуществления таможенного контроля, хранятся таможенными органами не менее чем в течение 1095 дней со дня завершения таможенных процедур.

Основными функциями таможенного контроля являются:

· Обеспечение удержания таможенного законодательства;

· Применение мероприятий относительно защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц при осуществлении таможенного дела;

· Обеспечение экономической безопасности Украины;

· Осуществление валютного контроля;

· Обеспечение произвольного порядка перемещения товаров и предметов, транспортных средств через таможенную границу Украины;

· Участие в разработке мероприятий экономической политики при перемещении товаров через таможенную границу;

· Осуществление и усовершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, которые бы влияли увеличению товарооборота через таможенную границу Украины;

· Предотвращение проникновению на территорию и рынок Украины низкокачественных товаров, экологически опасных веществ, вирусов или культур;

· Сотрудничество с таможенными органами других государств.

Таким образом, таможенный контроль является весомым средством реализации таможенной политики государства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.