Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Специальное образование детей с синдромом раннего детского





аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами

Узловые вопросы темы

1. Специальное образование лиц с синдромом раннего детского аутизма (РДА).

1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом РДА.

1.2. Образование детей с синдромом РДА.

2. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательногоаппарата (ОДА).

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ОДА.

2.2. Образование детей с нарушениями ОДА.

3. Специальное образование лиц со сложными (комбинированными) дефектами.

3.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей со сложными дефектами.

3.2. Образование детей со сложными дефектами.

 

Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ

1. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведением.

3. Система специализированной помощи детям, страдающим ранним детским аутизмом, нарушениями ОДА, комплексными нарушениями.

4. Психолого-педагогическое сопровождение аномальных детей, имеющих нарушения социальной адаптации.



5. Проблемы социальной адаптации лиц с ранним детским аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями.

 

Литературные источники

1. Блюмина, М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов / М. Г. Блюмина // Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 3 - 10.

2. Головчиц, Л. А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2006. – № 6. – С. 42 – 48.

3. Головчиц, Л. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 27 – 36.

4. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. - М. : Просвещение, 2003. – 105 с.

5. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. - М. : Просвещение, 2008. – 223 с.

6. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 2001. – 96 с.



7. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 8 - 18.

8. Сайтханов, А. Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта / А. Ф. Сайтханов // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 86 – 94.

9. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 300 – 344.

10. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 238 – 346.

 

Дополнительная литература

1. Апраушев, Ю. П. Воспитание оптимизмом: Записки детского дома для слепоглухонемых детей / Ю. П. Апраушев. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

2. Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма (сообщение 1) / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1987. № 6. - С. 10 - 16.

3. Лебединская, К. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма (сообщение 2) / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1988. № 2. - С. 10 - 15.

4. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети / А. И. Мещеряков. - М. : Просвещение, 1974. - 105 с.

5. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП // Дефектология. 1993. № 4. - С. 33 - 36.

6. Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. - М. : Педагогика, 1972. - 447 с.

7. Соколянский, И. А. Обучение слепоглухонемых детей / И. А. Соколянский // Дефектология. - 1989. - № 2.

Задания для самостоятельной работы



1. Проработать теоретический материал по литературным источникам.

2. Подготовить конспекты основных материалов из журнала “Дефектология”.

3. Записать основные термины по теме в педагогический словарь.

4. Подготовить обобщенные ответы по узловым вопросам темы и одно из предложенных сообщений.

5. Подготовиться к письменной контрольной работе по темам “Основы дидактики специальной педагогики”, “Педагогические системы специального образования детей с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями”, “Специальное образование детей с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами”.

Тема 8. Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования

Узловые вопросы темы

1. Совершенствование нормативно-правовой основы специального образования.

1.1. Законодательная база в области специального образования.

1.2. Социальная защита детей с отклонениями в развитии.

2. Развитие системы специального образования в России.

2.1. Критический анализ современного состояния сферы специального образования.

2.2. Идеи реформирования системы специального образования.

2.3. Основные направления развития отечественной системы специального образования.

3. Процессы интеграции и дифференциации в общем и специальном образовании.

3.1. Понятие и сущность интеграции и интегрированного подхода в образовании подрастающего поколения.

3.2. Исторический аспект проблемы интеграции лиц с отклонениями в развитии.

3.3. Проблема дифференцированного и интегрированного обучения в истории специальной педагогики.

3.4. Внедрение идеи интегрированного обучения в систему образования России: основные подходы и существующие проблемы и перспективы их разрешения.

4. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

4.1. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи.

4.2. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России.

4.3. Создание государственной системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии.

4.4. Отечественные научные исследования в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии.

5. Клинические исследования нарушений психофизического развития детей.

5.1. Анализ причин и предупреждение детской аномальности.

5.2. Уточнение систематики нарушений психофизического развития детей.

5.3. Клинические основы коррекционно-педагогической работы.

6. Совершенствование коррекционно-педагогического процесса.

6.1. Процессы стандартизации специального образования.

6.2. Создание единого специального образовательного пространства в России.

6.3. Совершенствование содержания и технологий специального образования.

7. Гуманистические образовательные системы.

7.1. Педагогика Марии Монтессори.

7.2. Педагогика Рудольфа Штайнера.

Литературные источники

1. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л. И. Аксенова // Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 3 - 10.

2. Дианова, В. И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития / В. И. Дианова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 63 – 65.

3. Дмитриев, А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. – 2005. – № 4. – С. 4 – 8.

4. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 69 – 72.

5. Исаев, Д. Н. Опыт абилитации детей в психоневрологическом доме ребенка / Д. Н. Исаев, О. Ю. Воробьева, В. Н. Попов и др. // Дефектология. – 2004. – № 2. – С. 68 – 71.

6. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 78.

7. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения: адаптированный перевод Доклада Европейского агенства по развитию специального образования / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 3 – 18.

8. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86 – 95.

9. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60 – 68.

10. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 3 - 8.

11. Сазонова, С. Н. Опыт и перспективы медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребенка в службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 60 – 64.

12. Самарина, Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям / Л. В. Самарина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 21 – 24.

13. Смолин, О. Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения / О. Н. Смолин // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 77 – 85.

14. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 3 - 4.

15. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 345 – 391.

16. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3 – 10.

17. Фролова, Н. С. Служба сопровождения в общеобразовательной школе / Н. С. Фролова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 5. – С. 60 – 62.

18. Шматко, Н. Д. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 19 – 23.

 

Материалы по проблеме интегрированного и инклюзивного образования

1. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 38 –45.

2. Гудонис, В. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / В. Гудонис, М. Баркаускайте // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 78 – 82.

3. Дианова, В. И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития / В. И. Дианова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 63 – 65.

4. Дмитриев, А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. – 2005. – № 4. – С. 4 – 8.

5. Дмитриева, Л. М. Деятельность центра психолого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому / Л. М. Дмитриева // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 64 – 67.

6. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М. : Дрофа, 2008. – 285 с.

7. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 69 – 72.

8. Корвякова, Л. П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха / Л. П. Корвякова // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 39 – 40.

9. Косарева, У. В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции / У. В. Косарева // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 71 – 77.

10. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 78.

11. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения: адаптированный перевод Доклада Европейского агенства по развитию специального образования / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 3 – 18.

12. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86 – 95.

13. Микаилова, У. Т. О развитии инклюзивного образования в Азербайджане / У. Т. Микаилова // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 63 – 68.

14. Резникова, Е. В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе / Е. В. Резникова // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 26 – 32.

15. Сазонова, С. Н. Опыт и перспективы медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребенка в службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 60 – 64.

16. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. № – 4. – С. 3 – 4.

17. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 352 – 370.

18. Специальная педагогика : в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3 : Педагогические системы специального образования. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 347 – 394.

19. Фролова, Н. С. Служба сопровождения в общеобразовательной школе / Н. С. Фролова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 5. – С. 60 – 62.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Актуализировать теоретический материал по узловым вопросам курса «Специальная педагогика».

2. Обобщить материалы по актуальным проблемам специальной педагогики, опубликованные в журнале «Дефектология» и специальной литературе.

3. Составить опорные схемы «Актуальные проблемы специальной педагогики», «Актуальные проблемы специального образования», «Правовые основы специального образования», «Клинические исследования в сфере специального образования».

4. Подготовить аналитический обзор актуальных проблем специального образования и направлений научного поиска специальной педагогики.

5. Подготовить мультимедийную презентацию «Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования».

6. Подготовиться к участию в работе круглого стола «Специальная педагогика: приоритеты, достижения, актуальные проблемы и перспективы развития».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.