Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-экономическое Законодательство





О. И. Карпунина

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ

САРАНСК 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ

 

Тема 1. Специальная педагогика как наука: предмет, задачи,

Место в системе педагогических наук

Узловые вопросы темы

1. Специальная педагогика как отрасль педагогической науки.

1.1. Понятие, объект, предмет, задачи и основные категории специальной педагогики.

1.2. История развития специальной педагогики как системы научных знаний.

1.3. Вклад выдающихся ученых-дефектологов в развитие специальной педагогики.

1.4. Место специальной педагогики в системе педагогических наук. Связь специальной педагогики с другими науками.

2. Предметные области и приоритетные направления развития специальной педагогики.

3. Научные основы специальной педагогики.

4. Актуальные проблемы и перспективы развития специальной педагогики.

5. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ

1. История становления понятийного аппарата специальной педагогики.



2. Влияние идей гуманизации образовательной сферы на терминологический аппарат специальной педагогики.

3. Роль Л.С.Выготского в становлении и развитии отечественной дефектологии.

4. Основные тенденции развития представлений об аномальном развитии в истории человечества.

5. Социокультурные основы специальной педагогики и специального образования.

6. Клинические основы специальной педагогики.

7. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

 

Литературные источники

1. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : Изд-во НПЦ ЭНАС, 2002. - С. 11 - 16.

2. Малофеев, Н. Н. К столетию Института коррекционной педагогики РАО / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 3 – 5.

3. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60 – 68.



4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Изд. центр “Академия”, 2000. - С. 6 - 28, 260 -267.

5. Проект федерального закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 248 – 259.

6. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике) / сост. Н. В. Новоторцева. – Ярославль : “Академия развития”, “Академия, К°“, 1999. - 144 с.

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 5 – 81, 157 – 162.

8. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 2 : Общие основы специальной педагогики. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 6 – 224, 317 – 332.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям и интернет-источникам.

2. Подготовить конспекты материалов из журнала «Дефектология».

3. Записать основные термины в педагогический словарь.

4. Составить опорные схемы «Специальная педагогика как наука», «Научные основы специальной педагогики», «Достижения специальной педагогики».

5. Подготовить обобщенные ответы по узловым вопросам темы и одному из предложенных дополнительных сообщений.

6. Подготовить мультимедийную презентацию «Специальная педагогика: достижения и перспективы развития».

 

Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности с нарушениями

В психофизическом развитии



Узловые вопросы темы

1. Проблема развития личности с отклонениями в развитии.

1.1. Сущность понятия и природа личности: факторы, движущие силы, процесс развития, возрастная периодизация.

1.2. Соотношение понятий развитие, социализация и воспитание личности.

1.3. Понятие о “норме” и “патологии” развития личности. Варианты развития личности.

1.4. Аномальное развитие: понятие, причины, категории.

2. Характеристика детей с нарушением психического развития.

2.1. Понятие нарушения психического развития (дизонтогенеза).

2.2. Классификация психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому (1985).

2.3. Характеристика детей различных форм психического дизонтогенеза.

2.4. Особенности развития, социализации и воспитания личности детей с отклонениями в развитии.

Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ

1. Современная диагностика отклонений в развитии ребенка.

2. Проблемы ранней диагностики отклонений в развитии.

3. Жизненные перспективы детей с отклонениями в развитии.

4. Статистика отклонений в психофизическом развитии людей.

 

Литературные источники

1. Дианова, В. И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития / В. И. Дианова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 63 – 65.

2. Инденбаум, Е. Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. – 2008. – № 3. – С. 3 – 9.

3. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 21 – 28.

4. Красовский, Т. В. Дети с синдромом Дауна: профилактика социального сиротства и медико-психолого-педагогическая реабилитация / Т. В. Красовский, С. Л. Шармина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 78 – 85.

5. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15 – 27.

6. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 144 с.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 35 – 53.

8. Смолин, О. Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения / О. Н. Смолин // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 77 – 85.

9. Современные проблемы диагностики и коррекции развития детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : РПГУ, 2007. – 169 с.

10. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 163 – 204, 205 – 344, 345 - 352.

11. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 2 : Общие основы специальной педагогики. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С. 225 – 316.

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.

2. Сделать запись в педагогический словарь основных терминов по теме (индивид, человек, личность, индивидуальность, развитие личности, социализация, нормальное развитие, патологическое развитие, дизонтогенез и др.).

3. Составить опорные схемы «Факторы развития личности», «Возрастная периодизация развития личности», «Варианты развития личности», «Классификация психического дизонтогенеза у детей», «Этиология психического дизонтогенеза» и др.

4. Подготовить мультимедийную презентацию «Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с отклонениями в развитии».

 

Тема 3. История становления и развития национальных систем

Специального образования

Узловые вопросы темы

1. Социокультурный аспект развития системы специального образования.

2. Основные этапы становления национальных систем специального образования.

2.1. Этап осознания необходимости призрения инвалидов.

2.2. Этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений.

2.3. Этап становления системы специального образования.

2.4. Этап развития и дифференциации системы специального образования.

2.5. Этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования.

3. История развития системы специального образования в России.

4. История воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта в России.

 

Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ

1. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии за рубежом.

2. Специальное обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира.

3. Развитие интеграционных процессов в образовательной сфере развитых стран мира.

4. Международный опыт образования лиц с отклонениями в развитии.

5. Система специализированной помощи детям в государствах Западной Европы.

6. Политика российского государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии.

7. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики.

 

Литературные источники

1. Бондарь, В. И. Модернизация специального образования в Украине: уроки на будущее / В. И. Бондарь // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 67 – 72.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 105 – 138.

3. Линьков, В. В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования / В. В. Линьков // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 5 - 11.

4. Малофеев, Н. Н. Система специального образования Японии / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 73 – 81.

5. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н. Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 3 – 28.

7. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – С. 5 – 47.

8. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Изд. центр “Академия”, 2008. - С. 87 – 121, 122 - 204, 352 - 370.

9. Специальная педагогика : в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 1 : История специальной педагогики. – М. : Изд. центр «Академия», 2007. – 352 с.

Задания для самостоятельной работы

1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям, литературным и интернет-источникам.

2. Подготовить конспекты статей, опубликованных в журнале «Дефектология».

3. Составить опорные схемы по вопросам «Социокультурные условия и факторы развития национальных систем специального образования», «История становления системы специального образования».

4. Заполнить таблицы

Таблица 1

Периодизация эволюции отношения государства и общества

к лицам с нарушениями в развитии

 

№ п/п   Название этапа Процессы, происходящие в Западной Европе Процессы, происходящие в России
  Сроки Специфика протекания Сроки Специфика протекания
           

 

Таблица 2

Периодизация становления систем специального образования

 

№ п/п   Название этапа Становление ССО в Западной Европе Становление ССО в России
  Сроки Особенности системы Сроки Особенности системы
           

 

5. Расшифровать схему «Факторы развития системы специального образования» и выделить дополнительные факторы

 

Социально-экономическое Законодательство

    Факторы
устройство государства в сфере образования

 

Ценностные ориентации Уровень развития

государства и общества дефектологической

науки и смежных наук

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.