Сделай Сам Свою Работу на 5

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ (В.М. Лукьяненко)

Сущность, задачи и формы расчетов.

Для обеспечения нормальной деятельности предприятия в процессе снабженческой деятельности обеспечивают себя средствами производства. Именно на стадии «Д – Т» возникают обширные связи хозяйствующих субъектов с предприятиями и организациями – поставщиками.

На стадии сбыта (продажи) произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг формируются расчетные взаимоотношения с заготовительными предприятиями, торговыми и сбытовыми организациями, прочими покупателями и заказчиками.

После получения денежной выручки за проданную продукцию (работы, услуги) предприятия погашают свои обязательства по налогам и сборам, по отчислениям во внебюджетные фонды, по кредитам и займам, по оплате труда своему персоналу и т.д.

Таким образом, посредством расчетов осуществляется полный цикл оборота авансированной стоимости (рис. 1).

Значительное место в расчетных взаимоотношениях занимают расчеты с физическими лицами – по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, по выданным займам и ссудам на индивидуальные нужды, по исполнительным документам и пр.

По экономическому содержанию расчеты представляют собой возникновение, предъявление и удовлетворение денежных требований (претензий) и обязательств.

Расчетные взаимоотношения играют весьма важную роль в условиях организационного оформления рыночных структур, когда на первый план выступает задача обеспечения источниками расширенного воспроизводства, в которых главную роль играет прибыль.

Основными задачами учета расчетных операций являются:

- соблюдение установленных правил расчетных отношений, правильное документальное оформление операций;

- своевременность расчетов со всеми контрагентами и предотвращение просроченных сумм дебиторской и кредиторской задолженности;

- своевременность и точность отражения в учете расчетов со всеми предприятиями, организациями и лицами, а также периодическая сверка данных учета непосредственно с дебиторами и кредиторами.



Учет расчетов ведут на счетах:

- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,

- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,

- 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»,

- 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

- 75 «Расчеты с учредителями»,

- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

- 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Одни из этих счетов в основном предназначены для учета хозяйственных средств, другие – для учета источников хозяйственных средств. Однако на практике на таких счетах зачастую одновременно присутствует и дебетовое, и кредитовое сальдо, поэтому их принято считать активно-пассивными расчетными счетами.

В бухгалтерском балансе счета с дебетовыми остатками размещаются во втором разделе баланса, а с кредитовыми остатками – в четвертом и пятом разделах.

 

Формы расчетов.

В соответствии со статьей 861 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Расчеты бывают иногородние и местные. При иногородних расчетах покупателя и продавца обслуживают разные банки, при местных или одногородних расчетах обслуживание осуществляется одним банком.


 

 

Основными формами безналичных расчетов, согласно законодательству, являются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Участники договора вправе избрать любую из указанных форм расчетов.

При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика и за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в установленный срок.

Порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом и соответствующими банковскими правилами.

Содержание платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

При несоответствии платежного поручения указанным требованиям, банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос делают плательщику незамедлительно по получении поручения. Если плательщик не дает ответа в предусмотренный законом или банковскими правилами срок, банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств в соответствии со статьей 855 ГК РФ осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производят списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств на выплату выходных пособий и оплату труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

- в третью очередь производят списание по платежным документам на расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

- в четвертую очередь производят платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

- в пятую очередь производят списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в шестую очередь производят списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя для зачисления на счет лица, указанного в поручении.

Банк обязан незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения.

В платежном поручении указывают наименования плательщика и получателя, их идентификационные номера налогоплательщиков (10-значные для юридических лиц, 12-значные для предпринимателей без образования юридического лица), банковские идентификационные коды, 20-значные номера расчетных счетов, сумму платежа цифрами и прописью, назначение платежа и т.п. Число экземпляров платежного поручения регулируется банком. На первом экземпляре поручения учиняют подписи руководителя и главного бухгалтера, скрепляют их печатью.

Аккредитивная форма расчетов используется в случаях значительного удаления партнеров друг от друга, а расчеты между ними носят регулярный, достаточно частый характер. Это могут быть взаимоотношения между животноводческими комплексами и комбикормовыми заводами, животноводческими предприятиями и мясокомбинатами, и др.

При этом банк плательщика на основании заявления клиента на открытие аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

К банку-эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему, акцептующему или учитывающему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке.

В случае открытия покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент при его открытии обязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента.

В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

В соответствии со ст. 868 ГК РФ отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.

Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств (ст. 869 ГК РФ). По просьбе банка-эмитента исполняющий банк, участвующий в проведении аккредитивной операции, может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Такое подтверждение означает принятие исполняющим банком дополнительного к обязательству банка-эмитента обязательства произвести платеж в соответствии с условиями аккредитива.

Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

Для исполнения аккредитива, т.е. получения денежных средств поставщиком, подрядчиком, в исполняющий банк представляются документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из этих условий перечисление денег с аккредитива не производится.

Если исполняющий банк произвел платеж или осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Указанные расходы, а также все иные расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком.

Если исполняющий банк отказывает в принятии документов, которые по внешним признакам не соответствуют условиям аккредитива, он обязан незамедлительно проинформировать об этом получателя средств и банк-эмитент с указанием причин отказа.

Если банк-эмитент, получив принятые исполняющим банком документы, считает, что они не соответствуют по внешним признакам условиям аккредитива, он вправе отказаться от их принятия и потребовать от исполняющего банка сумму, уплаченную получателю средств с нарушением условий аккредитива, а по непокрытому аккредитиву отказаться от возмещения выплаченных сумм.

Ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом исполняющий банк, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При необоснованном отказе исполняющего банка в выплате денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву ответственность перед получателем средств может быть возложена на исполняющий банк.

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

- по истечении срока аккредитива;

- по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия, если это предусмотрено условиями аккредитива;

- по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если это также предусмотрено условиями аккредитива.

О закрытии аккредитива исполняющий банк должен поставить в известность банк-эмитент.

Неиспользованная сумма покрытого аккредитива подлежит возврату банку-эмитенту незамедлительно одновременно с закрытием аккредитива. Банк-эмитент обязан зачислить возвращенные суммы на счет плательщика, с которого депонировались средства.

Инкассовая или акцептная форма расчетов чаще всего используется поставщиками и подрядчиками. Первичным документом при этой форме расчетов является платежное требование.

При таких расчетах банк-эмитент обязуется по поручению поставщика, подрядчика осуществить перечисление денежных средств со счета плательщика на счет продавца.

Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.

Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.

При неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.

Расчеты чеками обычно используются при местных или одногородних расчетах.

Чек – это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.

Порядок и условия использования чеков регулируются ГК РФ, другими законами и соответствующими банковскими правилами.

Чек содержит:

- наименование "чек", включенное в текст документа;

- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

- указание валюты платежа;

- указание даты и места составления чека;

- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его юридической силы.

Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Чек оплачивается за счет средств чекодателя.

В случае депонирования средств порядок и условия депонирования средств для покрытия чека устанавливаются банковскими правилами.

Чек подлежит оплате плательщиком при условии предъявления его к оплате в срок, установленный законом.

Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, т.е. поручительства, гарантии. Гарантия платежа по чеку (аваль) может даваться любым лицом, за исключением плательщика.

Аваль проставляется на лицевой стороне чека или на дополнительном листе путем надписи «считать за аваль» и указания, кем и за кого он дан. Если не указано, за кого он дан, то считается, что аваль дан за чекодателя.

Аваль подписывается авалистом с указанием места его жительства и даты совершения надписи, а если авалистом является юридическое лицо, места его нахождения и даты совершения надписи. Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. Его обязательство действительно даже в том случае, если обязательство, которое он гарантировал, окажется недействительным по какому бы то ни было основанию, иному, чем несоблюдение формы.

Авалист, оплативший чек, приобретает права, вытекающие из чека, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, кто обязан перед последним.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо для получения платежа считается предъявлением чека к платежу.

Зачисление средств по инкассированному чеку на счет чекодержателя производится после получения платежа от плательщика, если иное не предусмотрено договором между чекодержателем и банком. Поступление платежа от плательщика обычно сопровождается платежным поручением на бронирование средств с расчетного счета плательщика на получение чековой книжки. Авалистом чаще всего выступает банк – эмитент.

В заявлении на выдачу чековой книжки указывают номер счета, с которого будет осуществлено бронирование средств, наименование поставщика или подрядчика (если их несколько, пишут «за услуги транспорта и связи», « для расчетов с поставщиками за товары и услуги» и пр.). По одному заявлению можно получить несколько чековых книжек с указанием лимита по каждой из них и цели, на которую они должны быть использованы.

 

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Учет таких расчетов ведут на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По экономическому содержанию это, как правило, счет по учету источников хозяйственных средств, по структуре и назначению – основной, расчетный. Но, как было отмечено ранее, на этом счете может отражаться дебетовое сальдо (задолженность поставщиков по авансам, переплатам и пр.) и кредитовый остаток, т.е. задолженность поставщикам и подрядчикам. Поэтому этот счет признают активно-пассивным.

На счете 60 учитывают расчеты за приобретенные у поставщиков товарно-материальные ценности, газ, электрическую и тепловую энергию, воду и т.п., а также за выполненные подрядчиками ремонтные работы, транспортные услуги и услуги связи, работы по капитальному строительству.

На этом же счете учитывают расчеты за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги без сопроводительных документов (так называемые неотфактурованные поставки), а также за излишне полученные ценности и товары в пути.

На практике одни и те же предприятия и организации являются одновременно и поставщиками (подрядчиками), и покупателями, заказчиками. Тогда операции по приобретению товарно-материальных ценностей, полученным услугам и выполненным работам учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а операции по продаже тем же партнерам продукции, оказанию услуг и выполнению работ – на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Синтетический и аналитический учет расчетов по этому счету ведут в журнале-ордере 6. На отдельных аналитических счетах учитывают выставленные авансы.

Журнал-ордер заполняется по кредиту счета 60, может открываться ежемесячно, но при небольшом числе партнеров и операций в сброшюрованном виде со вкладными листами может использоваться в течение от 3 до 12 месяцев.

На каждого поставщика, подрядчика в журнале отводят отдельную строку, которая и представляет собой аналитический счет. Ежемесячно из данных за прошлый месяц в журнал-ордер переносят остатки по расчетам с каждым партнером – кредитовые остатки по неоплаченным поставкам и дебетовые по перечисленным авансам, недопоставкам материальных ценностей и т.п.

По неотфактурованным поставка счет 60 кредитуют на стоимость поступивших материальных ценностей в соответствии с ценами и условиями, предусмотренными в договоре поставки.

По кредиту счета отражают также причитающиеся суммы налога на добавленную стоимость в отдельной графе журнала-ордера.

Основным документом при расчетах с поставщиками и подрядчиками является счет-фактура установленной формы. Этот документ выписывает поставщик, и он является основанием для оформления банковских документов – платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований.

Основными реквизитами счета-фактуры являются:

- наименование поставщика или подрядчика, его адрес, идентификационный номер продавца (ИНН);

- наименование грузоотправителя, его адрес, ИНН;

- наименование покупателя, его адрес и ИНН;

- сведения о поставленных товарах, описание выполненных услуг или работ по их видам;

- количество (объем), цена, тариф;

- общая стоимость без налога на добавленную стоимость;

- налоговая ставка и сумма НДС;

- общая стоимость поставки с учетом НДС.

Оплаченные счета фактуры записывают в книгу покупок, которая используется для проверки правильности перечислений налога на добавленную стоимость.

На каждом документе при поступлении товаров, приемке работ и услуг материально-ответственные лица делают надпись о приемке на ответственное хранение.

На стоимость поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работах и услугах делают запись по кредиту счета в дебет счетов:

- 07 «Оборудование к установке» – на стоимость приобретенного отечественного и импортного оборудования, предназначенного для монтажа в строящихся объектах;

- 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на стоимость машин и оборудования, не требующих монтажа, на стоимость выполненных капитальных работ при строительстве, на стоимость приобретаемых нематериальных активов, на стоимость приобретаемых взрослых животных;

- 10 «Материалы» – на стоимость приобретаемых товарно-материальных ценностей»;

- 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» при использовании указанного счета»;

- 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – на сумму причитающегося к оплате поставщику, подрядчику НДС;

- 20 «Основное производство» – на стоимость работ и услуг, выполненных для основного производства;

- 23 «Вспомогательные производства» – на стоимость работ и услуг, выполненных для вспомогательных производств;

- 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» – на стоимость работ и услуг общепроизводственного и общехозяйственного характера;

- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – на стоимость работ и услуг, выполненных для жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных учреждений, предприятий общественного питания и т.п.;

- 41 «Товары» – на стоимость покупных материальных ценностей, приобретенных для перепродажи;

- 43 «Готовая продукция» – на стоимость приобретенных продуктов питания и другой сельскохозяйственной продукции, используемой для внутрипроизводственных нужд;

- 44 «Расходы на продажу» - на стоимость работ и услуг, связанных со сбытом;

- 76-2 «Расчеты по претензиям» – на стоимость недостач по поставке, на сумму разницы в ценах и т.п.;

- 86 «Целевое финансирование» – на стоимость работ и услуг, выполненных за счет средств целевого финансирования.

По дебету сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают погашение задолженности по расчетам в корреспонденции со счетами 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В случае встречных операций в дебет счета 60 относят суммы взаимозачетов по расчетам:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.