Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности предпринимательской деятельности в России

Становление и развитие предпринимательства в России связано с целым рядом трудностей и противоречий:

-во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства, отличающаяся противоречивостью и недостаточной стабильностью;

- во-вторых, система исполнения законов, особенно связанная с защитой прав собственности, работает неэффективно, что сдерживает развитие предпринимательства;

- в-третьих, налоговая система по преимуществу носит фискальный характер и по-прежнему сохраняющееся достаточно высокое налоговое бремя дестимулирует предпринимательскую деятельность, что наряду с недобросовестностью исполнения законов способствует стремлению экономических агентов «уйти в тень»;

- в-четвертых, условия, необходимые для развития предпринимательства, имеются лишь частично; это касается неразвитости рыночной инфраструктуры и сохраняющихся высоких бюрократических препонов.

Значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, имеют свои исторические корни. В советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции. Ситуация стала меняться с распадом Советского Союза и переходом России на рельсы рыночной экономики. Необходимо было создавать рыночную инфраструктуру и конкурентную среду. Процесс приватизации привел к выделению из состава крупных предприятий подразделений, как правило вспомогательных и обслуживающих, большинство из которых стали малыми и средними предприятиями.

Крупный бизнес за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеет ряд преимуществ перед малым и средним бизнесом:

- для изготовления продукции в больших объемах применяются специализированные оборудование и технологии, обладающие, как правило, значительно более высокими техническими характеристиками;

- крупным предприятиям проще получить кредит, причем под невысокие банковские проценты, в том числе у зарубежных банков;



- в составе крупных предприятий имеются структуры, занимающиеся научными и опытно-конструкторскими разработками новой продукции и новых технологий;

- производительность труда, как правило, на крупных предприятиях выше, чем на средних и малых;

- в крупных российских компаниях достаточно высока доля государственной собственности, а потому они в большей степени получают поддержку государства и имеют возможность привлекать иностранные инвестиции и выходить на зарубежные рынки.

В то же время крупным предприятиям присущи недостатки, среди которых чаще всего отмечают их негибкость, более сложную адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры, меньшие стимулы к труду в связи с обезличиванием работников.

В отраслевой структуре крупного бизнеса преобладают предприятия добывающих отраслей и первичной переработки сырья: топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическая промышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности с позиции мирового уровня по большей части слабо конкурентоспособны, недостаточно развиты высокотехнологичные и наукоемкие производства.

Сложившаяся отраслевая структура крупного бизнеса тормозит развитие российской экономики.

Малый же бизнес, обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, способен не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дает уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы легче идут на риск нововведений, что получило отражение в названии таких фирм – «венчурные» (от англ. Venture – рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы с занятностью населения.

Несмотря на позитивные изменения в расширении позиций малого бизнеса на рынке, существует множество проблем, которые сдерживают развитие данного сектора экономики в России. К ним можно отнести: несовершенное законодательство, неоправданно высокие административные барьеры, сложности доступа к финансово-кредитным ресурсам, недостаток навыков ведения бизнеса, сохраняющийся высокий налоговый прессинг, недостаточное развитие производственной кооперации между крупными и малыми предприятиями и другие.

Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупного, так и малого бизнеса. От рационального соотношения числа крупных, средних и малых предприятий зависит эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики.

Несмотря на трудности роста, предпринимательство в России развивается. По мере накопления капиталов все больше становится устойчивых фирм, пытающихся делать бизнес цивилизованным путем.

Становление предпринимательства в России зачастую шло методом проб и ошибок, но дальнейшее его развитие связано с необходимостью использования как зарубежного опыта, что важно в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство, так и учета специфики России, прежде всего её ресурсного потенциала и менталитета.

24. Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятиями, управляемыми одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

Основными достоинствами малых и средних предприятий являются:

· функционирование на локальном рынке;

· быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;

· непосредственная связь с потребителями;

· узкая систематизация на определенном рынке товаров и услуг;

· возможность создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом;

· высокая восприимчивость к нововведениям;

· вовлечение широких масс трудоспособного населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и требованиям цивилизованных рыночных отношений;

· придание экономике гибкости, мобильности, способности к быстрым структурным и техническим сдвигам.

 

Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень не­устойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собствен­ников малых и средних предприятий.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.