Бюджет и бюджетное устройство.
Сущность и функции финансов.
Финансы (от лат. платеж, доход). В начале обозначал Денежный поток и возник в 13-15 вв в Италии.
Финансы- совокупность денеж. отношений, организ-ых гос-ом, в процессе кот. осущ-ся формир-ие общегосуд. фондов денеж. средств для осущ-ия экономических., политических., социальных. целей. Фонды напр.пенсионный, страх-ие, накопит-ый фонд.
Строит-во социалистич. фондов началось после гражд. войны. Эк.и политич.условия треб-ли концентрации финансов в руках гос-ва. Тогда было создано 3 основных общегосударственных фонда:
1. Госбюджет (главный источник - налог, основной.-налог с оборота)
2. Фонд гос. имущ и личного страхования
3. Фонд гос. соц. страх-ия.
В 1930-31 гг.началась реформа налогов. В 30-е гг налог с оборота, объединяя ранее существовавшие 53 налога и стал осн. Он приносил 30-60%. Существовал до 92г.Сейчас его аналог-НДС. Второй налог-налог на приб приносил до 30%.До 65 г.работали по рез-ам этой реформы.
1965-новая эк.реформа, утвержд-ая нов. систему распред-ия и исп-ия прибыли.
•увеличение заинтерес-ти рабочих в результатах труда (матер.поощрение)
•были организ-ны условия создания фондов для обновл-ия оборуд-ия за счет прибыли и амортиз.
•введение платности за пользование фондами
•увелич-ие.матер.ответствен.за выполн-ие плана и сохранность собств.оборот.средств.
В 80-е-введен ряд мероприятий по совершенств-ию методов распред-ия прибыли (норматив.метод ). Налоги не менялись.1989 г -впервые бюджет дефицитный.1992 г- в стране смена политических ориентиров, переход к рыночной экономике
Усиление роли финансов на микроуровне и снижение на макроуровне.
Источником финансирования расширенного воспроизводства явл.:
1) собств. средства
2) уставный капитал
3) добавочный капитал
4) резервный кап-л
5) фонды ден. средств
6) прибыль.
Финансовая система- совокуп. фин. инструм-ов, фин.рынков и инструм-ов, исп-ых гос-ом, междунар.и обществ. орг-ми, предприятиями, страх.компаниями и домашними хоз-ми для обслуж-ия ДП.
Государственные и муниципальные финансы - совокуп. эк. отношений возник-их в ден.обороте при формир-ии, распред-ии и использ-ии централиз-ых финанс. рес-ов на фед., регион., местном уровне бюджета.
Финансы предприятий- совокуп-ть эк. отнош-ий, возник-их в ден. обороте при формир-ии, распред-ии и исп-ии фондов фин. рес-ов предпр-ий и орг-ий.
Страхование- совокуп. эк. отношений, возник. при формир., распред. и исп. фондов фин.ресурсов для возмещения виновной стороной причиненного матер. ущерба и покрытия убытков.
Финансы междунар. организаций - совокуп. эк. отнош-ий, возникающих…фондов фин. ресурсов междунар. организаций.
Финансы домаш. хозяйств - совокуп-ть эк. отношений, возник. при реальном обороте денег в секторе домашних хоз-в.
Роль Недвижимости в финансовой системе:
ü объект инвестирования
ü залоговое обеспечение кредита
ü эмиссионное обеспечение
ü вид взносов в совместную деят-ть денег
ü форма сбережения и накоплений
ü база налогообложения (налог на имущество)
ü источник доходов (заклад, аренда)
ü статья расходов.
Звенья госуд. финансов.
Финансовая система состоит из звеньев, каждый из кот. предстовляет собой определенную сферу фин. отношений:
1. Гос. бюджетная система
2. Гос. кредит, кредиты местн органов власти
3. Внебюджетные фонды
4. Финансы гос. предприятий
1. Гос. бюджетная система состоит из гос. бюджета и террит. фин-ов (финансы членов федерации и финансы местн.бюджетов).
Бюджет. отношения -фин. отношения на 3-х ур бюджета (федер., регион., местн.) с гос акционерными и иными организациями и с населением по поводу формирования и использования централиз фондов ден. ресурсов.
Совокупность всех видов бюджета образ бюджет. систему государства.
Ее взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы наз бюджетным устройством
Бюджет. процесс - регламентированная законом деят-ть органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению.
Свод бюджетов в целом по стране или соотв территории - консолидированный бюджет (он не утверждается законом, а исп. для аналитич. и статистич. целей).
Фед. бюджет - основн. фин. план гос-ва, кот. утверждается Фед. Собранием, прин Гос. Думой, одобряется Советом Фед. и имеет статус ФЗ.
Функции бюджета:
§ перераспределение национального дохода
§ гос. регулирование и стимулирование экономики через расходы и налоги
§ фин. обеспечение соц. политики
§ контроль за образ и исп централиз ден. ср-в.
Осн. принципы бюджет. финансирования:
1) достижение макс. дохода при мин. затратах
2) целевой хар-р использования бюдж. средств
3) предоставление бюдж. средств по мере выполнения производственных показателей и с учетом ранее отпущенных ассигнований
2. Госуд. кредит-второе звено фин. системы. представ. собой кредит. отношения между государством и физ.(юр.) лицами, при кот. гос-во и местн. органы власти выступают в основном в качестве заемщиков. Данные займы представляются, когда в бюджете дефицит. Чаще всего это продажа на фин. рынке различ. ценных бумаг (облигации, казначейские обяз-ва).
Виды кредитов:
•по месту размещения (внутр. и внеш.)
•по срокам привлечения (краткосроч-< года, средне-1-5; долго-более5) Мобилизация огромных фин. ср-в - гос.задолж-ть.
Гос.долг-вся сумма выпущенных, но не погашенных гос. займов с начисленными по ним %-ми на опред. дату, за опред. срок.
Гос. внеш.долг-задолж-ть по непогаш. внеш. займам и невыплаченные по ним %.
Гос. внутр.долг-задолж-ть прошлых лет и вновь возникшие долги.
3. Госуд. внебюджетные фонды -это форма перераспределения и использования фин. рес-ов, привлекаемых государством для финансирования некот. обществ. потребностей и расходуемых на основе оператив. Самостоятельности (пенсионный, фонд гос. соц. страх-ия).
Данные фонды созд на основе актов органов власти, где указ. источники, направления, порядок их использования. Пути формирования:
- выделение ср-в из бюджета
собств. источники дохода
4. Финансы территориальные -система эконом отношений, посредством кот. распределяется и перераспред национальный доход на экономическое, соц. развитие опред. террит-ии.
Источники:
· бюдж.ассигнования
· средства субъектов хозяйствования (юр.лица, делающие отчисления в бюджет)
Главная составляющая – региональные бюджеты (ср-ва от регион. налогов).
Назначение:
§ формир-е фин. потоков, обеспеч деят-ть террит. органов власти
§ распред-е фондов между отраслями нар. хозяйства
§ контроль за фин-хоз. деятельностью предприятий, подчиненных террит. органам власти.
Финансы гос. предприятий (они как самост. звено имеют особенности. Кроме показателей, отражаемых в бюджете доходов и расходов, в этом звене определяются экономические категории - цена, оборот. средства)
Бюджет и бюджетное устройство.
Гос. бюджетная система сост из гос. бюджета и террит. фин-ов (финансы членов федерации и финансы местн. бюджетов).
Бюджет. отношения -фин. отношения на 3-х ур бюджета (федер., регион., местн.) с гос акционерными и иными организациями и с населением по поводу формирования и использования централиз фондов ден. ресурсов.
Совокупность всех видов бюджета образ бюджет. систему государства.
Ее взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы наз бюджетным устройством
Бюджет. процесс - регламентированная законом деят-ть органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению.
Свод бюджетов в целом по стране или соотв территории - консолидированный бюджет (он не утверждается законом, а исп. для аналитич. и статистич. целей).
Фед. бюджет - основной фин. план гос-ва, кот. утверждается Фед. Собранием, прин Гос. Думой, одобряется Советом Фед. и имеет статус ФЗ.
Функции бюджета:
§ перераспределение национального дохода
§ гос. регулирование и стимулирование экономики через расходы и налоги
§ фин. обеспечение соц. политики
§ контроль за образ и использованием централиз ден. ср-в.
Осн. принципы бюджет. финансирования:
4) достижение макс. дохода при мин. затратах
5) целевой хар-р использования бюдж. средств
6) предоставление бюдж. средств по мере выполнения производственных показателей и с учетом ранее отпущенных ассигнований
безвозвратность бюджетных ассигнований (бюд. ср-ва даются под низ. % или без %-ов).
В соотв. с законом в составе доходов и расходов Фед. бюдж выдел цел бюдж. фонды (напр., фонд тамож. сист, фонд воспр-ва природ-минер.рес-ов).
Доходы бюджета - денеж. накопления гос. предприятий. В рыноч. условиях основа бюджета-налоги. Налог. доходы - обязат. безвозмездн. безвозврат. платежи в пользу бюджета Из Фед. бюджета по опред. ставкам формир-ся фонд поддержки субъектов Федерации. Он предназ для фин. помощи (трансфертов) регионам, им душевой бюджетный доход<среднедушевого дохода по всем субъектам. Передаваемые средства - субвенции.
Средства бюджетного регулир-я местных бюджетов:
oдотации и субвенции местным бюджетам
oсредства, выделяемые из фонда фин. поддержки муницип. образований
oсредства от взаиморасчетов из фед. и регион.бюджетов.
Бюджетный профицит – расходы<доходов.
Бюджетный дефицит - расходы>доходов.
В управлении бюджетным процессом участвуют все органы власти, но центр. место занимает МинФин. Его обяз-ти:
1.разраб-ка и реализ. единой фин., налог-ой и валют. политики Фед. бюджета
2.разраб-ка политики фин. рисков
3.управление гос. внутр. и внеш. долгом
4.осуществление фин. контроля
По истечении фин. года составляется отчет по использованию фед. и консолидированного бюджета и представляется в Правительство.
Фед. Казначей-во (структ. Подразд-е МинФина)
•отслеживает движение средств на бюджет. счетах и в банковск. системе
•собирает и анализирует информацию о гос. финансах
•обслуживает вместе с ЦБ гос. долг,что позволяет контролировать исполнение бюджета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|