Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Позитивная и нормативная экономическая наука.





v Различие между позитивной и нормативной экономической наукой. «Гильотина Юма»: эквивалентные антонимы. Методологические и ценностные суждения. Сениор, Милль, Кернс, Парето, Хикс, Хейлбронер, Мюрдаль и др. о нормативной о позитивной экономике.

v Диалектика позитивного и нормативного на примере общей теории "второго лучшего" и в теории "институциональных ловушек".

v Неоклассическая методология австрийской школы - научная основа нормативных исследований в экономике. Нормативная парадигма: модель постановки проблем и их решений.

 

 

Нормативный и позитивный элементы науки составляют систему знания, в рамках которой суждения и описания реальности с точки зрения категорий сущего (позитивные элементы) логически дополняются и сами дополняют теоретические описания реальности в категориях должного (нормативные элементы). Абстрактная научная система состоит из множества нормативных суждений и оценок и множества позитивных описаний и утверждений.

Система потребностей - исходный пункт нормативных исследований в экономической теории.

Формальные элементы нормативных исследований в экономике обусловлены общей субъект-объектной структурой любой практической и познавательной деятельности, включая и такие ее видоизменения, как субъект-субъектные отношения. В пространстве указанных структур можно выделить "идеальные типы" отношений мысли к действительности. Первое отношение следует назвать дескриптивным, создающим вполне правдоподобные образы действительности. Оно выражается в значениях истинности ("истинно-ложно") описаний объектов, причем последние составляют отправную точку построения описаний, их проверки и последующего уточнения. Второе отношение проявляется как ценностное восприятие действительности субъектом, данное ему в оценках, которые могут быть самыми разнообразными: это нормы, стандарты, проекты, ориентиры, образцы, конвенции, правила. В данном случае объект должен соответствовать требованиям субъекта, дабы получить его положительную оценку и одобрение. Следовательно, несоответствие субъективным требованиям влечет за собой отрицательную оценку. Дескриптивное и ценностное отношения представляют собой идеализации реального научного мышления, которое лишь в особых случаях полностью лишено ценностного (нормативного) содержания и направлено на решение дескриптивных (позитивных) задач.





Понятие нормативного, или ценностного, в самом общем виде связано с областью социальных, экономических, философских исследований человека и мира с позиций системы человеческих потребностей. Эта система очерчивает область первичного содержания нормативного подхода в общественных науках. Единство объективной и субъективной реальности в нормативной экономике сводится к субъективной ее стороне, которая затем отображается в понятиях полезного, бесполезного или вредного (1). Позитивная экономика, наоборот, устраняет, игнорирует субъективные аспекты того или иного факта и усиливает акцент на его объективной составляющей, дабы постигать сущее "как есть".

В нормативном анализе особую функцию выполняет понятие ценности. Оно показывает степень значимости для индивида объективно полезных свойств вещей. В этом же отношении ценность распространяется на степень значимости определенных сторон индивидуальной жизни, сохраняя которые человек избегает вредного и бесполезного. Например, всем известно, что честность в делах влияет на уровень доверия партнеров к бизнесу.

Проблематика вторичного уровня нормативности охватывает сферу должного. Если игнорировать исходный смысл и первичное содержание нормативности (соотношение с системой потребностей) и связывать подход с должным как категорией формальной этики и понятием логики, то в нормативную экономику в первую очередь войдут оптимизационные модели экономических систем, деонтология (учение о бытии как должном) и логика оценок. Нормативная теория постигает реальность в понятиях наилучшего, хорошего и плохого, должного и недолжного, подлинного и неподлинного, справедливого и несправедливого, красивого и безобразного. Разделяет позитивные и нормативные науки граница между "бытием в себе" и "бытием для нас" (такое разделение есть и в философии). Законы нормативной дисциплины свидетельствуют о том, что должно быть, хотя может и не быть, а при известных условиях даже не может быть.



В работах философского характера общие социальные законы, определяющие параметры экономических систем, состоят из трех компонентов: проекций моделей социального действия; схем текущего социального взаимодействия; социальных проектов желаемого общества (2). Но для нормативной экономической теории существенное значение приобретает понимание права, как оно складывается в XX в. С одной стороны, право по-прежнему рассматривается как совокупность юридических норм, которые лежат в основе социальной справедливости, закрепляя сложившиеся общественные отношения, с другой - все больше понимается как способ "конституирования" социальной жизни. Правовые системы позволяют реализовать разнообразные идеалы общества и человека, включая индивидуальное счастье, социальное равенство и социальную дисциплину, свободу личности, справедливость, приемлемый уровень жизни, законопослушность и т. д. Способность права быть конституирующей системой становится особенно заметной во второй половине XX в. по мере создания и реализации в рамках современной "смешанной экономики" проектов социального государства или социально ориентированной государственной политики. Таким образом, современное право существует в пространстве двух измерений: одно можно назвать нормативно описательным, другое - нормативно конституирующим. Если первое измерение обусловлено теми социально-экономическими, политическими структурами и процессами, которые сложились или складываются, то второе - новыми практиками, поведенческими стратегиями и возможностями.

Реализация посредством таких практик соответствующих стратегий и возможностей позволяет вводить новые институты в сфере экономики, политики и социальных отношений (3). Например, такими институтами могут быть нормы и правила социальной ответственности бизнеса (4), а также государственной и муниципальной власти региональных территориальных систем и местных сообществ (в современной экономике существует практика государственного и муниципального предпринимательства). С другой стороны, поведенческие стратегии теневого предпринимательства и криминального "крышевания" порождают правила оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов, девиации в деятельности представителей правоохранительной системы страны и уклонения чиновников от нормального исполнения законов вследствие круговой поруки и взяточничества.

Будем считать нормативным всякий элемент науки, если он обозначает и соотносится по своему содержанию с идеальным (абстрактным) объектом. Напротив, позитивным соответственно будем считать всякий элемент научного знания, если при помощи его обозначается, описывается реальный (конкретный) объект, которым могут быть вещь, событие, человек, институт и т. п. В экономической теории кроме основного (онтологического) следует применять гносеологический и аксиологический критерии для последующей конкретизации признаков множества нормативных и позитивных элементов, но уже по другим основаниям. Типология свойств нормативных и позитивных элементов науки представлена в таблице. В научном знании позитивное с гносеологической точки зрения разделяется на теоретическое и эмпирическое знание, то есть на знание законов и знание фактов. Гносеологический критерий в отношении нормативных элементов дает деление нормативного на знание необходимого (аподиктической очевидности) и знание должного. Наконец, применение аксиологического (ценностного) критерия к позитивной науке помогает выделить в ней знания свойств объектов предметного мира как полезных, нейтральных или вредных для человека и общества. Нормативная наука с аксиологический точки зрения включает знание плохого, хорошего и наилучшего.

И нормативное, и позитивное знание в экономической науке основаны на том, что всякие изменения в общественной и частной жизни, как и требования к политике, целью которой является некоторое улучшение ситуации, рациональны и основаны на объективно-реальных связях вещей. Ниже мы рассмотрим несколько экономических проблем, находящихся в сфере нормативного знания.

Диалектика позитивного и нормативного в общей теории "второго лучшего" и в теории "институциональных ловушек".Для иллюстрации проблематики нормативной экономики можно указать на взаимосвязь максимизации функции благосостояния и равновесия в паретианском оптимуме: максимизация благосостояния может быть неэффективной, но равновесной и соответствовать условиям оптимума по Парето. Для объяснения устойчивой неэффективной и равновесной ситуации разработаны две теории - неоклассическая теория "второго лучшего" (5) и теория институциональных ловушек (6). Теория второго лучшего создана для решения всех задач максимизации, а не только экономики благосостояния. Во многих случаях из этой теории следуют рекомендации, позволяющие сравнивать различные положения вещей и оценивать их влияние на благосостояние. Критерии оптимальности по Парето имеют хоть и нормативное, но весьма относительное значение, так как часто возникают ситуации, когда улучшение положения одного индивида достигается за счет других или вместе с другими. Заслуживает внимания и математическая демонстрация моделей максимизации в ситуации неполного оптимума.

В теории институциональных ловушек ("lock-in") с позиций эволюционизма дается объяснение разнообразных эффектов "path dependence", обозначающих зависимость эволюции системы от траектории предшествующего развития. Эти эффекты - экономические по своей сути - зависят от религиозного, исторического и хозяйственного опыта поколений. Теория "lock-in" кроме эволюционно-институциональной методологии тесно связана с идеями социального и человеческого капитала в экономике, и как теоретическая дисциплина она формирует позитивное содержание нормативной экономической теории. Институциональная ловушка - это неэффективная устойчивая норма, неэффективный институт и неэффективные равновесия, порождаемые соответствующей нормой (7). Теория институциональных ловушек принимает за причину временной невозможности улучшения в смысле достижения эффективной нормы недостаток координации, культурную инерцию, сужение планового горизонта, отрицательные эффекты обучения и сопряжения (8). Любой из этих эффектов чреват попаданием в институциональную ловушку и закреплением впоследствии неэффективного института. Однако неэффективность экономического института, например увод части прибыли от налогообложения в "тень", имеет разное значение, скажем, для фирмы и для государства.

Нарушая закон, хозяйствующий субъект надеется максимизировать полезность своего решения в предельных условиях, так как условие равновесия для совершенно конкурентной фирмы состоит в равенстве предельных затрат, предельной выручки и цены (МС = MR = P). Но что верно априори для идеальных условий совершенной конкуренции, то непригодно для реальных условий экономической деятельности, где действуют субъекты монопольной или олигопольной рыночной власти, искажающие конкурентные взаимодействия.

Для измерения рыночной власти фирмы существует индекс Лернера (L), значение которого изменяется от нуля (совершенная конкуренция) до единицы (чистая монополия). Формула, согласно которой вводится индекс, связывает отношение маржинальной прибыли фирмы ((Р - МС)х Q), где Р - цена единицы продукции, Q - объем произведенной продукции, МС - предельные затраты) к общему доходу (PQ = TR), то есть L = (Р - МС)х Q/PQ. На практике вместо предельных учитываются общие средние затраты, поэтому выражение (Р - МС) х Q можно заменить на (Р - АТС) х Q, соответственно получаем вместо маржинальной валовую прибыль. Разделение валовой прибыли фирмы на "светлую" и "темную" маскирует возможные теневые трансакционные издержки предприятия - затраты на обеспечение экономической и информационной безопасности, а также затраты, возникающие при обмене прав собственности на экономические блага и защиту своих исключительных прав. Объем подобных трансакций растет вместе с издержками и влияет на устойчивость фирм в направлении поддержания их рыночной власти, что закрепляет отрицательные эффекты налоговой институциональной ловушки.

Различие подходов фирмы и государства в условиях налоговой институциональной ловушки, связанной с максимизацией налоговых ставок и платежей в государственный бюджет, графически можно представить на примере кривой Лаффера (см. рис.).

Увод в "тень" части доходов обусловлен, на наш взгляд, высокими трансакционными издержками обменов в переходной экономике. Для государства оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в бюджет V1. Точка а1 соответствует равновесной схеме обоюдной налоговой ответственности хозяйствующих субъектов и государства. Но в условиях ловушки действия хозяйствующих субъектов по оптимизации налоговых платежей в бюджет равнозначны усечению выпуклой части кривой и зеркальному отображению ее по линии R1, где новая точка а3 соответствует налоговой ловушке - неэффективной устойчивой норме, неэффективному институту с неэффективной равновесной схемой обменов.

Очевидно, что бюджетные потребности государства максимизируются в точке а1 и соответствуют условиям оптимума по Парето: всякое изменение налоговой ставки R лишь ухудшает (уменьшает) V. Для хозяйствующих субъектов в институциональной ловушке поток налогов в бюджет оптимизируется в точке а3. Совокупность фискальных и стимулирующих мероприятий государства дает максимальные поступления в бюджет V2 и приводит к "нащупыванию" реальной налоговой ставки R2.

Таким образом, нормативный анализ показывает, что общее правило действий государства в условиях, далеких от оптимума по Паре-то, будет состоять в том, чтобы учитывать неэффективный институт и максимизировать свои выгоды в нем, как поступает любой другой хозяйствующий субъект в условиях неэффективной, но равновесной схемы обменов. Государство не может изобрести новые (эффективные) правила и нормы, новые инструменты и технологии экономического поведения, которые существовали бы параллельно со старыми и неэффективными, и действовать согласно новым правилам, отменяя тем самым старые правила.

Пример нормативного исследования действий хозяйствующих субъектов в условиях институциональных ловушек транзитивной экономики представлен в работе Д. С. Львова, В. Г. Гребенникова и Б. А. Ерзнкяна "Институциональный анализ корпоративной формы предприятия", где, в частности, рассматривается механизм так называемого дискреционного управления корпорациями (9). Дискреционное поведение менеджеров можно рассматривать как типичный случай оппортунизма в отношениях "принципал-агент" и одновременно как институциональную ловушку. Акционеры крупных акционерных компаний (корпораций), как носители титула собственника, благодаря владению акциями компании (то есть принципалы) при помощи избранного ими совета директоров нанимают на определенных условиях квалифицированных управленцев (которые вместе с членами совета директоров представляют собой агентов), чтобы увеличить доходность своей части акционерного капитала, обеспечить рост стоимости компании в целом. Однако на практике менеджеры начинают действовать исключительно в личных интересах, игнорируя интересы корпорации и акционеров. Подобное управление и поведение менеджмента называют дискреционным.

Если экстраполировать неоинституциональную модель "принципала-агента" на микро - и мезоэкономический уровень, то напрашивается вывод, что объективно нет факторов, препятствующих формированию аналогичного механизма дискреционного управления корпорациями со стороны их менеджеров в отношении населения, муниципальных и региональных органов власти.

Если за норму принимать некоторое усредненное и агрегированное состояние, характерное для поведения большинства, то все описанные выше ловушки суть практический императив, так как вряд ли возможны регулярные рыночные трансакции вне этих практических императивных требований. Но вместе с тем все понимают некоторую ущербность этих норм. Определенная часть интереса общественной науки всегда была обращена к нормам как социально значимым оценкам, имеющим объективный характер долженствования, невыполнение которых грозило бы санкциями. Научный нормативный анализ, таким образом, является исследованием содержащихся в нормах ценностей с позиций роста благополучия человека и общества. Норма регулирует отношения людей и их поведение, предлагая либо добровольно выполнить данное предписание, либо выполнить его при помощи политико-правовых и социально-экономических санкций. Она служит предписанием для обязательного поведения определенной группы людей с целью выполнения ими определенной функции и поддержания порядка. Все нормативные понятия входят в нормирующие суждения и позволяют оценивать как "норму" или как "патологию" режим функционирования объекта с точки зрения соответствия целям группы. Институциональная ловушка является, следовательно, совокупностью норм, которые были получены и обобщены как "второе лучшее" решение за невозможностью следовать оптимальному и более эффективному решению.

Неоклассическая методология австрийской школы - научная основа нормативных исследований в экономике. Важнейшим следствием анализа логической структуры и функций нормативной теории является возможность разработки и применения особой нормативной дисциплины - экономической таксономии. Экономическая таксономия призвана распределять объекты и строить из них иерархические системы по степени и уровню ценностной атрибуции, то есть по полноте и достоверности наличия конститутивных свойств "хорошего" (ценного) в объектах. Предметной областью экономической таксономии являются аксиологические единицы измерения и категории группировки разнообразных объектов социально-экономических и хозяйственных систем в дискретное непустое множество, которое и составляет таксон.

Идея трактовки экономической теории как таксономической науки не нова и встречается в методологии австрийской школы. Недостатки дедуктивного метода австрийской школы критиковались, например, Вебленом, который взамен устаревшей к тому времени антиномии индукции и дедукции предложил институционально-эволюционный подход к исследованию экономической реальности. Но очевидно, что смещение исследований в маржиналистской парадигме от производства и производственного потребления к индивиду как субъекту хозяйственной деятельности, к его потребностям и благосостоянию, полностью меняет взаимосвязи категорий в экономической теории. На наш взгляд, лидерами австрийской школы был совершен своеобразный "коперниканский переворот": они разработали новую методологию систематизации научных категорий, которую можно определить как нормативный подход в экономической теории.

Австрийская школа представила первый научный проект нормативной теории: концепция экономического блага и, соответственно, ценности базируется на отношении предметов, продуктов труда, самого труда и т. д. к потребностям и благосостоянию человека. Собственно, качественная сторона отношения полезных свойств вещей к благосостоянию человека выражается в понятии ценности, а количественная трактовка указанного отношения дает метод предельного (маржинального) анализа хозяйственных явлений. Таким образом, во-первых, в основе нормативной экономической теории лежит отношение потенциальных, реальных или воображаемых благ к потребностям и благосостоянию человека. Во-вторых, экономика является таксономической наукой. В-третьих, основными категориями нормативной экономической теории, которые делят объем ее проблематики на взаимосвязанные части, являются категории богатства (благосостояния индивида и общества), собственности и деятельности (труда). Теоретики австрийской школы ориентировались на исследование отношения человека и окружающих его предметов, которое (отношение) и формирует у них характер блага.

Принципиальная неотделимость нормативных и позитивных элементов экономической теории возникает одновременно с неоклассическим направлением. Предпосылки подобного единства лежат в аксиомах микроэкономики - устойчивый набор предпочтений индивидуального потребления, равновесные схемы обмена и рациональный выбор. Оценка состояния как "должно быть", по сравнению с состоянием "как есть", выполняет функцию нормирования состояний в иерархии общественного и индивидуального благополучия от "плохого" до "наилучшего". Эта иерархия поддерживается политическим консенсусом и поэтому зависит в первую очередь от модели сообщества правящих элит, методологии социально-политического управления, а также от режима функционирования государства - от либерального через социальное до сетевого. Отсюда следует, что существование реального государства может отчасти совмещать режимы, переходить из одного в другой либо оставаться в одном и том же. Специфика политического управления в современных индустриальных странах с представительной демократией такова, что оценка состояний системы затрагивает широкий спектр политических, социально-психологических, экономических традиций и установок.

Нормативная экономическая теория определяет наилучшую (оптимальную) форму производства, распределения и сохранения богатства общества и человека. Этот аспект безотносительно к богатству разрабатывается в экономической литературе как теория бенчмаркинга. Закон оптимальной формы богатства предполагает сравнение на основе кросс-культурных и компаративных исследований существующих экономических моделей с учетом траектории развития стран, их истории и особенностей менталитета населения. Например, изменение валового внутреннего продукта (ВВП) сигнализирует об увеличении или уменьшении национального богатства. Но в случае роста реального ВВП возникает проблема точного прогноза: как изменятся позиция страны в мировом хозяйстве, структура ее производства, модель экономического субъекта, распределение общественного богатства и индивидуального счастья, как сложатся социальные дистанции, статусы и роли людей? Агрегированные показатели описывают движение богатства "в среднем". Требуются разные, в основном институциональные, антропологические, социокультурные, социально-психологические показатели, с помощью которых можно было бы изучать жизненный мир хозяйствующих субъектов, и одним из таких важнейших показателей является перспектива, в которой отображаются их возможности. Наряду с опытом перспектива - один из важнейших объективно-субъективных компонентов реальности, некое эмерджентное ее качество, возникающее как эффект "коэволюции" индивида и окружающей среды. Поэтому реальность всегда дана человеку в "определенной перспективе". Понятие перспективы обозначает иерархию, порядок, структурирование реальных возможностей индивидов счастливо жить, хозяйствовать и развиваться. Другими измерителями из этой же категории вполне могут быть показатели делового и жизненного успеха, социальное самочувствие, доверие. Среди показателей и индикаторов социальной статистики сюда относятся коэффициент Джини, структура распределения бюджетных средств государства и муниципальных образований, стоимость минимального набора продуктов питания, распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, величина прожиточного минимума, соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного среднедушевого минимума.

Нормативная парадигма: модель постановки проблем и их решений. Разнообразие и сложность сегментов экономики как реальной системы формируют методологические требования к развитию соответствующих разделов научного знания, определенная часть которых, несомненно, будет формироваться в рамках нормативной экономической теории. Нормативная парадигма науки такова, что при простом установлении смысла долженствования совершенно неважно, имеет ли эта оценка в каком-либо смысле "объективное" значение или нет, следует ли вообще делать различие между субъективно и объективно "хорошим". Достаточно отметить, что нечто считается ценным, как будто бы оно на самом деле было ценностью и благом. И наоборот: если на основании известной общей оценки установлена пара предикатов ценности для соответствующего класса, то этим дана возможность нормативных суждений; все формы нормативных суждений получают свой определенный смысл (13). Нормативная парадигма обязательно включает в свое строение побудительный ментальный источник (например, потребность, интерес) выдвижения теорий и решения проблем, благодаря которому разнообразные элементы (идеи, ценности, нормы, оценки, стандарты, стили мышления и поведения и т. п.) интегрируются в единое целое. Естественно, даже самый "стерильный" в ценностном отношении позитивный анализ фактов не может быть лишен интереса (научно-исследовательского, критического, познавательного и пр.).

Проблематика нормативной парадигмы обусловлена потребностями в воспроизводстве общественной системы с точки зрения поддержания порядка, гармонии общих, корпоративных и частных интересов, единства экономического, этического и политического строя, комплементарности институтов, обеспечении экономической справедливости и реализации индивидуальных жизненных целей (позитивный анализ в этой связи направлен на исследование необходимых и / или достаточных условий, ограничений и факторов их достижения). Нормативные проблемы неизбежно связаны с изменением научных и философских представлений о природе человека и общества, которые инициируют "переоценку ценностей", цементирующих на некоторое время фундамент здания общественных наук, а также экономической и социальной политики государства.

Субъект-объектное противопоставление является обязательным (хотя и трудно выполнимым) условием существования социальной науки, что устанавливает "правила" взаимодействия между нормативным и позитивным подходами в экономике. Образно говоря, можно выбрать несколько вариантов таких "правил", моделируемых по признакам известных в науке связей между процессом и результатом. Например, взаимодействие может протекать по типу химической реакции, генетической мутации, эпистемологического отрицания и разрыва, взаимодействия процесса и результата на основе дополнительности.

Собственно, как было показано в случаях с теориями второго лучшего, институциональных ловушек и поколений, нормативный и позитивный анализ дополняют друг друга в исследовании нормы и патологии функционирования общественной системы. Содержания нормы и патологии, их реальные диалектические взаимосвязи составляют область пересечений нормативного и позитивного подходов.

Так, методология позитивного экономического анализа применяется нормативной теорией в ситуациях определения допустимых практических отклонений от норм (нормативных девиаций) и пороговых значений их предельных изменений (нормативных деликтов). Но, несмотря на ясность и очевидность принципов взаимосвязи и взаимопроникновения нормативных и позитивных элементов экономической науки, тема, на наш взгляд, нуждается в дальнейших исследованиях.

Итак, сущность взаимосвязи нормативных и позитивных проблем экономики сводится к противоположности двух видов знания и двух его функций в науке. Это противоположность реалистической экономики, чей интерес сосредоточен на фактах, известных из хозяйственного опыта, и чистой экономической науки, чьей функцией является выявление взаимосвязи понятий и идей. Необходимость в разработке нормативных элементов экономической теории обусловлена методологическими и управленческими обстоятельствами эволюции российской транзитивной экономики. Разнообразие и сложность сегментов современной экономики воздействуют на методологические требования к развитию таких разделов научного знания, содержание которых, очевидно, формируется в определенной зависимости от нормативной экономической теории. Нормативно-экономическая триада "богатство - деятельность - собственность" охватывает систему общественных отношений по производству и присвоению человеком материальных условий цивилизованного состояния и свободного развития.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.