Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Сущность научного познания





v Обыденное и научное экономическое мышление. Категории научного познания: идея, гипотеза, концепция, теория, сущность и явление, объект и предмет, закон, принцип, суждение, проблема, аспект, факт, тезис, аксиома.

v Границы научного познания. Этапы научного познания: от экономического явления к доказательству гипотезы. Функции научного познания: познавательная, прагматическая, прогностическая, теоретико-методологическая, идеологическая.

v Проблема истинности научного познания. Принцип верифицируемости. Фальсификационизм Поппера.

 

Каждый человек, который специально не занимается изучением экономики, так или иначе вынужден совершать экономические действия (какие?). Источником экономических знаний в данном случае выступает окружение человека, где и формируется его экономический поведенческий опыт. Совокупность жизненных наблюдений группируется и в дальнейшем используется человеком для совершения повседневных экономических действий. Экономический опыт, полученный таким образом, составляет мировоззренческих представлений человека и выступает в качестве обыденного экономического мышления.



Следовательно, обыденное экономическое мышление – это сформированные навыки экономического поведения на основе жизненного опыта.

Обыденное мышление позволяет делать определенные наблюдения, обобщать полученные знания из повседневной экономической жизни человека и быть основой для будущих экономических действий. Обыденное мышление основано на (житейском) здравом смысле. Довольно часто полученные таким образом мудрости закрепляются в народном творчестве в виде пословиц и поговорок (какие из них есть в русской культуре?). Вот, например, китайская пословица:

Можно только по ошибке купить, но нельзя по ошибке продать.

Или русская:

Хорошо дешево не бывает. Цена по товару, и товар по цене.

Решить сложную экономическую задачу с помощью обыденного экономического мышления нельзя. Предпринимаемые действия основаны на интуитивной логике, которая не всегда дает стопроцентный положительный результат. Кроме того, разовая удача в экономической сфере может не являться закономерностью и привести к большим потерям.



Ученые используют научное экономическое мышление – мыслительную деятельность, целью которой является выявление экономической истины, дающее целостное представление о экономике при использовании научной методологии и законов логики.

Целью данного курса можно считать изучение предмета и его изменений в экономической науке, структуру экономического познания, представленную категориями научного познания и методологией.

Чтобы осознать масштабность происходящих с экономике и экономической науке процессов, необходимо иметь представление о методологии экономической науки. В переводе с греческого слово «метод» буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод – в самом широком смысле – можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Соответственно в науке метод – это способ познания. Метод науки, с одной стороны, отражает познанные законы исследуемой сферы окружающей действительности, а с другой – выступает как средство дальнейшего познания. Таким образом, он одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой.

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Человек, занятый в любой экономической сфере, должен обязательно знать суть экономического познания. Невозможно выполнять ту или иную работу, не зная средств для ее выполнения. Экономическая наука не останавливается в своем развитии, происходят изменения в ее предмете и ее методологической базе, что постоянно делает необходимым совершенствование экономического познания. Следовательно, актуальность курса как раз и заключается в изучении основополагающих путей познания в экономической сфере.



К формам научного познания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы (рис.1).

Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты – это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И.П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.

Научные проблемы – это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».

Научная гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение), такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие:

1. Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже – принцип верифицируемости).

4. Максимальная простота гипотезы.

Категории (от греч. kategoria – высказывание; признак), наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики, например цена, спрос, рынок.

 

 

Рис. 1 Формы научного познания

 

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Модель – это упрощенное представление действительности, которое достигается за счет абстрагирования от несущественных для целей исследования свойств наблюдаемого объекта. Например, вместо реального человека, поведение которого примерно в равной степени определяется и разумом, и чувством, в экономической теории рассматривается человек (homo economicus), всегда принимающий решения на основе скрупулезного сопоставления ожидаемых выгод и потерь от совершаемых поступков. Такое упрощение объекта исследования позволяет выявить присущие ему глубинные процессы и устойчивые зависимости, называемые закономерностями.

Научная модель должна быть ориентирована на отражение именно тех свойств, которые представляют наибольший интерес для иссле­дователя или заказчика работ. В экономических системах такой интерес, как правило, пред­ставляют процессы выработки и реализации управленческих ре­шений. Для обоснования управленческого решения нужно обри­совать проблемную ситуацию; определить область принятия решения; выявить факторы, влияющие на решение; подобрать приемы, методы и аппарат формализации таким образом, чтобы решение было возможным, а его результат – приемлемым.

В идеальном случае для принятия решения необходимо по­лучить выражение, связывающее цель системы со средствами ее достижения. Такое выражение называют целевой функцией.Она представляет собой закон, позволяющий оценивать эффективность того или иного пути движения к цели. Если такой закон известен, то он «прописывается» в анали­тической модели, с помощью которой осуществляется поиск ра­циональных решений. В подобной ситуации задача исследова­ния системы разрешима практически всегда. В дальнейшем речь может идти только о вычислительных сложностях. Если закон неизвестен, то стараются определить закономерности на основе статистических исследований и установить так называемую кор­реляционную зависимость между критерием и ключевыми факто­рами функционирования системы.

 
 
Гипотеза – имитационная модель


 

Рис. 2 Уровни научного моделирования

 

Установление корреляцион­ных зависимостей осуществляется в рамках эконометрических моделей. Если и это не удается сделать, то выбирают или разра­батывают теорию, которая содержит утверждения и правила, позволяющие сформулировать концепцию, построить концеп­туальную модель и на этой основе сконструировать механизм принятия решений.

Если и теории не существует, то выдвигает­ся гипотеза и на ее основе создается имитационная модель, с помощью которой исследуются возможные варианты решения (рис. 2).

Главное отличие теории от гипотезы – достоверность, доказанность. Сам термин теория имеет множество смыслов. Теория в строго научном смысле – это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

Различают три вида теорий.

1. Описательные теории. Описательные теории носят качественный характер. Они выделяют исследуемую группу явлений или объектов, формулируют на основе научных данных общие закономерности, но корректировка доказательств и логический анализ не проводятся. К таким теориям относятся первые теории электричества и магнетизма, филиологическая теория Павлова, теория Дарвина, современные психологические теории.

2. Научные теории. В этих теориях с помощью математических моделей конструируется идеальный объект, представляющий и замещающий реальный объект. Обычно такие теории основываются на нескольких аксиомах и гипотезах. Следствия из теории проверяются экспериментально. Примером являются современные физические теории, для которых характерна логика и строгий математический аппарат.

3. Дедуктивные теории. В дедуктивных теориях формулируется основная аксиома, а затем добавляются положения, выведенные из основной аксиомы путем строгой логики. Пример: «Начала» Евклида.

Новые теории создаются в соответствии с некоторым образцом – парадигмой.

Научная теория должна выполнять две важнейшие функции, первой из которых является объяснение фактов, а вторая – предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей.

Научная теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания. В результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

Научная картина мира – это система научных теорий, описывающая реальность. Подробнее о научных картинах мира, их эволюции будет сказано в следующей лекции.

 

Рис. 3 Процесс научного познания

 

Определив формы научного знания и методы научного познания, мы можем схематично представить весь процесс научного познания (рис. 3).

Границы экономического познания.Человек постигал экономические отношения с их самого зарождения. Экономическая проблематика уже волновала философов Древней Греции, которые пытались дать объяснение многим экономическим явлениям. С развитием общественных отношений усложнялась и экономическая сфера, менялись представления о экономической деятельности. За последнее время познавательный аппарат экономической науки расширился и перешел на новый качественный уровень. Экономическая наука вобрала в себя достижения других наук, таких как логика, математика, информатика, кибернетика, психология, социология. Но, несмотря на это, существуют объективные границы экономического познания, которые постепенно расширяются, но преодолеть их до конца, скорее всего, удастся через очень долгий период времени. Причем появляются совершенно новые экономические области, где вообще еще только намечены направления исследования. Например, влияние общественного менталитета на экономическое развитие (М.И. Туган-Барановский), социализация экономики, развитие экономики как результат реализации экономических интересов, экономика как часть информационного поля и так далее.

Следует признать, что существуют определенные объективные преграды на пути экономического познания. Среди основных можно выделить следующие:

1. Неоднозначность предмета экономической науке, как среди экономических школ, так и среди отдельных ученых-экономистов. Это ведет как к неравнозначному приложению усилий в поиске экономической истины, так и неоднозначному определению перспектив развития науки.

2. Наличие у одного и того же экономического понятия нескольких значений, а у одного и того же значения нескольких понятий, что американский экономист Пол Самуэльсон назвал «тиранией слов». Без необходимой систематизации понятийного аппарата данная ситуация будет требовать все больших и больших усилий лишь только для того, чтобы один экономист правильно понял другого.

3. Взаимодействие и во многом взаимообусловленность общественных сфер, что часто приводит к тому, что экономическое следствие может иметь социальные, психологические, политические причины. Это требует междисциплинарных исследований, сотрудничества ученых разных гуманитарных наук.

4. Изменчивость экономической сферы, обусловленная социально-экономическим развитием отдельных государств в отдельности и мирового сообщества в целом. Следовательно, предмет экономической науке также постоянно изменяется, так как с течением времени возникают такие экономические процессы и явления, которых не было в прошлом.

5. Определенная слабость методологического аппарата экономической науки, которая проявляется в том, что развитие методологии значительно отстает от развития экономики.

Однако на протяжении времени мы видим постоянное расширение границ экономического познания. Результаты фундаментальных и прикладных исследований предоставляют громадный материал о функционировании экономической системы. Конечно, ограничения в познании экономики, скорее всего, неуничтожимы во времени, но экономический прогресс многих государств указывает на явные успехи в исследовании экономики.

Этапы экономического познания.1. На первом этапе ученый обнаруживает то или иное экономическое явление, когда он видит только его внешнюю форму, но ничего не знает о его внутренних закономерностях и причинно-следственных связей (изменение в спросе на товары).

2. Явление само по себе ничего не говорит и не может быть изучено в первоначальном виде. Для того, чтобы изучить экономическое явление, нужно свести его к экономической проблеме, то есть представить явление в виде цели для дальнейшего изучения, которая может иметь как теоретическое, так и прикладное значение (найти причину или причины, определяющие колебания в спросе на товары).

3. Далее возникает идея, которая представляет собой общее направление по решению поставленной проблемы. Сама идея является лишь представлением относительно возможности решения, но не содержит само решения. Следует отметить, что может возникнуть сразу много идей, причем из них могут быть верными и сразу несколько, если они касаются разных аспектов существующей проблемы (спрос связан со свойствами товаров, спрос связан с доходами населения, спрос связан с поведением производителя).

4. Теперь проходит подробное исследование посредством методов познания, когда ученый собирает необходимый материал по исследуемому объекту, анализирует его, делает надлежащие выводы. На данном этапе происходит отброс ошибочных идей, а верная идея переходит на следующую качественную ступень – предстает как гипотеза (скорее всего, изменения в спросе являются следствием в изменении цены товара).

5. Гипотезу надо доказать, иначе ее дальнейшая роль в экономическом познании будет невелика. Доказательство представляет собой установление истинности гипотезы. Доказательство основано на использовании законов логики, математики с использованием полученных фактов.

В зависимости от важности доказанной гипотезы, частоте ее проявления может стать как одним из положений экономической науки, так и экономическим законом.

Назначение экономического познания.В первую очередь роль экономического познания проявляется в тех функциях, которые выполняет сама экономическая наука:

1. Познавательная.

2. Прагматическая (практическая).

3. Прогностическая.

4. Теоретико-методологическая.

В настоящее время, в силу ряда объективных причин в мире оказались весьма сильны антинаучные тенденции, представляющие собой заявку на понятное всем, четкое миропонимание, отличное от того, которое дает классическое естествознание. При этом в общественном сознании размывается грань между наукой и псевдонаукой, наукой и мистикой. В этих условиях важно знать критерии разграничения научных и псевдонаучных идей.

Рис. 4 Критерии истинности научного познания

 

На рис. 4 даны принципы, справедливые для научных теорий, научного знания, которые отличают научное знание от псевдонаучного.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.