Сделай Сам Свою Работу на 5

Вооружение и военная техника таборитов.





В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

Ян Жижка.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию.



В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство.

После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины — бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

Завершение гуситских войн.

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.



Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. Базельский собор добился с ними компромиссного соглашения в 1433 г., согласно которому в Чехии разрешалось богослужение на чешском языке, ликвидировалась церковная юрисдикция, признавалась секуляризация церковного землевладения. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

Табориты не признавали «Пражских компактатов»; началась война между таборитами и умеренными (чашниками), которых поддерживало католичество. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

Значение гуситских войн.

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев.

В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической.

Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину.

В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм — собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.

Вопрос 19

Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья



Раннее Средневековье (V-X вв.). Охватывает время после падения Рима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые государства – франков, готов и др. Племенные вожди стали королями, герцогами. Позднее священная Римская империя распалась на множество мелких государств, которые вели между собой опустошительные войны.

Крупнейшим культурным событием раннего Средневековья считается Каролингское Возрождение(VIII-IX вв.), названное по имени короля франков Карла Великого, который был коронован Папой в 800 г. как император всей Западной Европы. При его дворе была создана «Дворцовая академия» - первое в средневековой Европе международное интеллектуальное сообщество ученых, куда входили теолог, поэт и автор житийной литературы Алкуин (англосакс по национальности); историк, автор«Истории лангобардов» Павел Диакон (италик-лангобард), поэт Теодульф (вестгот), автор «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхард (франк) и другие ученые времени. В ходе Каролингского Возрождения была реформирована система образования на основе развития латинской учености и христианской набожности. Наряду с теологическими дисциплинами в школе изучали риторику, грамматику, искусства, поощрялся интерес к античной культуре.

Это был период формирования основных ступеней развития средневекового богословия через попытку переосмысления античного прошлого, рассмотрения соотношений между верой и разумом, свободы человека и Божьего предопределения, противопоставления Града Божьего и Града Земного. Первые попытки толкования христианского вероучения были предприняты апологетами – мыслителями и писателями, защищавшими авторитет христианства против нападок язычников. Это - Ориген (185-253/54) иТертуллиан (160-220). Крупнейшие западноевропейские богословы Аврелий Августин (354-430), Иероним Блаженный (ок.1371-1416), Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225/1226-1274).

Церковная система образования, в которой доминирует христианская литература на латинском языке, ставшая цементирующим культурным и образовательным феноменом.

Складываются своды народно-эпической литературы: ирландские саги, сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, исландский эпос («Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»), англо-саксонская поэма «Беовульф»; «Песня о Нибелунгах», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде».

Высокое (классическое) средневековье – X-XIV вв. Период постепенного возрождения Западной Европы. Это период быстрого экономического подъема. В классический период европейское общество стало более богатым, чем римское. Осев на земле и превратившись в класс крупных землевладельцев, феодалы начали поощрять развитие сельскохозяйственного производства: расширяется площадь обрабатываемых земель и ассортимент сельскохозкультур, вводится трехпольный севооборот, распространяются железные орудия труда. Растут города, развиваются ранние формы предпринимательства. И в наше время основные города Европы сохранили свою торговую специализацию XII-XIII вв. Шерсть вывозилась из Англии, железо – из Германии, кожа и лошади – из Испании и т.д. Появляются технические новинки: изобретение очков (XIII в.), механических часов (XIV в.), артиллерии, печатного пресса (станка) Гуттенберга (XV в.), развивается кораблестроительная техника.

С Х в. государства укрупнились и создали сильные армии. Началась эпоха крестовых походов – 1099 г. – захват Израиля у мусульман, 1291 г. – потеря. Католическое христианство распространилось на Скандинавию, Польшу, Прибалтику, Богемию, Венгрию. Официальной целью крестовых походов было обратить неверные народы в христианство, на самом же деле это были завоевательные походы, результатом которых были бесчинства и грабежи владений мелких феодалов, прикрывающиеся именем Христа. Церковь сосредоточила в своих руках власть над всей Европой и над некоторыми европейскими колониями на Востоке. В V в. еще собирались Вселенские соборы, на которых обсуждались вопросы духовного понимания мира, предназначения человека, вопросы веры, ни о власти, ни о чем-либо социальном речи не шло. И уже к VIII веку отделившаяся Западная церковь во главе с Папой отвоевывает себе земли на юге Италии, и получает мощный государственный аппарат, существовавший в Римской империи. Уже в IX веке Папа имеет право оспаривать указы императора, вмешиваться в его правление. В XIII Папа издает указ, который должен входить в законодательство любой европейской страны – закон «Двух мечей». 2 меча – 2 начала власти – власти церковной и власти королевской. Благодаря этому указу Папа уже может отменять законы, принятые сенатом и самим императором. Коронование без Папы невозможно, и только Папа может лишить власти несостоятельного короля. Сам Папа избирается советом кардиналов. Неограниченная королевская власть ограничена только властью Папы, но эта власть тотальна и повсеместна. Разделение Церкви на Западную и Восточную (окончательно и официально в 1054 г.) было обусловлено множеством причин. Но самой, пожалуй, главной, было вмешательство в управление государством, чему противилась Восточная церковь и за что ратовала Западная. Стремление к господству над всей Европой было характерно для Западной Церкви. И возможно именно тяготение к власти и деньгам объясняет появление такой странной формы отпущения грехов, как индульгенций (лат. – indulgentia – «милость, прощение – полное или частичное отпущение грехов, которое оформлялось в виде специальных грамот от имени римского Папы») и жестокую расправу над мнимыми еретиками – костры.

На Западе монашествовозникло позже, чем на Востоке. Его основателем можно считать итальянца Бенедикта Нурсийского (ок.480-545), который основал Бенедиктинский орден (объединение монастырей с единым уставом). Главными особенностями монахов-бенедиктинцев было не только воздержание, молитва, но и возделывание земли, разведение садов и т.п. Этот орден противоречив, как и вся эпоха: одной рукой монахи раздавали милостыню, делали это открыто и прилюдно на больших празднествах, чем и заработали себе славу, а другой – забирали деньги у народа и богатых дворян. Они прославились изобретением индульгенций – прощением грехов за деньги. Бенедиктинцы фактически захватили власть в Европе, ни один король не имел права короноваться без их разрешения. К XII в. их власть ослабла, и их место в политической жизни Европы занял Доминиканский орден (основатель – испанский монах Доминик Гусман (1170-1221), прославившийся чрезвычайной жестокостью и борьбой с еретиками. Инквизиция(от лат. inquisitio – «розыск, расследование») – специальные трибуналы католической церкви, созданные для борьбы с еретиками. До этого еретиков либо изгоняли из города, либо публично обвиняли в еретичестве и проклинали. Костер, как мера, избавляющая якобы грешную душу от страшного греха, стал единственным средством борьбы с еретиками с приходом Доминиканского ордена к власти. Достаточно было просто сказать, что твоя соседка ведьма – и ее сожгут без суда и следствия, а ее имущество достанется тому, кто распознал неверную. Можно себе представить масштаб инквизиции, если имущество человека стало единственной мерой его виновности перед Богом.

Между тем, повышается уровень светского образования. В XII в. появляются университеты. Основные факультеты: богословский, юридический и медицинский. Каждый университет имел специализацию: Парижский готовил интеллектуальную элиту в области философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля; Болонский университет специализировался на римском и церковном праве; университеты в Монпелье и Салерно готовили медиков. Создается действенная правовая система.

Художественная культура. Романский стиль, романика (от лат. romanum – «римский») – стиль европейского искусства X-XII вв. возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и культуры варварских племен. До Х в. господствовал прароманский стиль. Здания отличались простотой, создавались из элементов римских построек или декорировались ими, в основном это были круглые или многоугольные церкви, заимствованные у византийской архитектуры. Например, собор Сан-Витало в Равенне 526-548 г., строился византийским императором Юстинианом, Дворцовая капелла в Ахене (792-805), построенная Карлом Великим. Романский стиль представлен суровой архитектурой крепостного характера: замки, монастыри, церкви на возвышенных местах. Он прост, тяжеловесен, монументален. Главный тип романского храма – трехнефная базилика. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными и дверными проемами, полуциркульными арками. В плане напоминал латинский крест. Золотой век романской архитектуры – XII в. В романских храмах воплощение красоты было призвано приблизить человека к Богу, погрузить в мир религиозных переживаний. В убранстве интерьере значительно е место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многоцветные росписи покрывали поверхности стен и сводов; использовался экспрессивный, динамичный рисунок, передающий драматизм библейских сцен. На порталах романских соборов обычно громоздились неуклюжие фигуры с заметно искаженными пропорциями, схематично. Приблизительно передающие черты лица. Каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, нередко из растительного и зооморфного орнаментов, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц, почерпнутых из различных источников: хроник, басен, фольклора и т.д. Архитектурные памятники разбросаны по всей западной Европе, особенно во Франции (соборы в Клюни, Пуатье) и Германии (Майнц, Шпейер, Вормс).

Готический стиль, готика (от ит. Gotico – «готский», от названия герм.племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусства с XII до XV-XVI вв. Главный феномен готики – кафедральный собор. Главная особенность готического храма – крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Благодаря нервюру (стрельчатой дуги), готический храм устремлен ввысь, стены его кажутся более легкими, ажурными. Их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готического храма - круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастические фигуры зверей). Примеры готической архитектуры: собор Санта-Мария-дель-Фьоре и церковь Санта КрочеXIII-XIV вв. во Флоренции; во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла ЛюдовикаIX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии – соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии – собор в Солсбери, Кентерберийский собор; в Италии – Миланский собор, В Чехии – собор св.Вита и др. Самым знаменитым циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) – рельефы «Страстей Христовых» и 12 статуй основателей (донаторов) храма. Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра и проч.

В XII в Провансе на юге Франции (трубадуры), на севере Франции (труверы) появляется куртуазная поэзия, воспевающая Прекрасную Даму.Центры куртуазной культуры – замки.Куртуазная культура («куртуазный» с франц. - учтивый, вежливый, придворный) – это культура придворного этикета, сложный ритуал отношений и нравственных качеств. Составляющей частью куртуазной культуры была куртуазная любовь, современники называли ее «fine amour», «утонченная любовь», которая выражалась в поклонении молодого неженатого рыцаря знатной замужней Даме, возможно, супруге сеньора этого рыцаря или другого высокопоставленного человека. Реализовать влечение к Даме рыцарь не мог, но удовольствие доставляло само ожидание. Для достижения своей цели влюбленный рыцарь проходил несколько стадий-степеней: 1) любовь «колеблющегося», 2) любовь «умоляющего», 3) любовь «услышанного», 4) любовь «друга». На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме, заключить ее в объятия. Но все это – при условии преданности, верности своей Даме, готовности выполнить все ее желания. Мужчина должен был уважать женщину, развивать мужские добродетели. Именно средневековая культура Западной Европы впервые вознесла образ женщины до божественного существования. О неземной красоте Прекрасной Дамы, как правило, хозяйки замка, ведущей замкнутый и одинокий образ жизни слагали свои песни трубадуры и труверы (первоначально – бродячие певцы и музыканты, вышедшие из сословия шутов). Великие куртуазные поэты Бернарт де Вентадорн (годы творчества – 1150-1180), Бертран де Борн (ум.1210 г.), Пейре Видаль (годы деятельности 1118-1206), Гильем де Кабестань (кон.12), Пейре Карденаль (1225-1272), поэтессы: графиня де Диа (кон.XII в.), Азаланда де Поркайраргес.

Мне в пору долгих майских дней

Мил щебет птиц издалека,

Зато и мучает сильней

Моя любовь издалека.

И вот уже отрады нет,

И дикой розы белый цвет,

Как стужа зимняя, не мил.

Мне счастье. Верю, царь царей

Пошлет в любви издалека,

Но тем моей душе больней

В мечтах о ней – издалека!

Ах, пилигримам бы вослед,

Чтоб посох страннических лет

Прекрасною замечен был!.....

За трубадурами последовали поэты других стран, например, немецкие миннезингеры: Фридрих фон Йохансдорф, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Тангейзер, Освальд фон Волькенштейн и др.

Литература была представлена жанром рыцарского романа («Ланселот, или Рыцарь телеги» (1180), «Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа; «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха; любовные романы («Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского, «Роман о Розе»), так называемый «животный эпос» («Роман о Лисе»). Городская литература включала небольшие назидательные рассказы в стихах - фаблио (от лат. fibula-«басня, рассказ»), которые в немецкой литературе назывались шванки.

Средневековая музыка. Музыка в Средневековье различалась на светскую и духовную. Светская музыка представлена народными песнями, песнями вагантов, трубадуров, актеров и др. Музыка эта была монофонической, аккомпанемент – дудочка или струнный инструмент. Духовная музыка была непременным атрибутом католической мессы. Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. – соборы и университеты. В XI в. монах Гвидо д^Ареццо создал нотное письмо и дал название 7 нотам гармонии. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое получит распространение как в церковной, так и в светской музыке.

Средневековый театр. В истории средневекового театра выделяются два периода:

– Ранний (V- XI вв.) период, для которого характерны народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами, а потому преследуемые церковью; и литургические мистерии.

– Зрелый период (XII-XIV вв.). появляются профессиональные актеры, переезжающие с места на место. Первым средневековым драматургом считают Адама де Ла-Аль (ок.1238-ок.1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми. В XIV-XV вв. появляются театрализованные представления:

1. Фарс (от лат. Farcio - «начинаю») – небольшие комические пьесы бытового содержания.

2. Миракль (от лат. Miraculum – «чудо») – жанр религиозной драмы, сюжетную основу которой составляли легенды о чудесах, которые совершает Богоматерь, какой-нибудь святой, известный как покровитель данной местности.

3. Мистерия (от греч.mysterion – «тайный») – религиозное представление в Западной Европе дидактического содержания.

Заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти. Но ставились они под контролем церкви. Известно три основные формы проведения мистерии: мимо зрителей могли проезжать телеги, на которых показывались отдельные эпизоды мистерии; мистерия также могла показываться на специальном кольцевом помосте: здесь действие проходило в разных местах помоста, а также на земле – в центре круга, образованного этим помостом; наконец, представление могло происходить на прямоугольном помосте, на котором устанавливались декорации в виде беседки, которая изображала нужное пространство, если по виду нельзя было понять, что это такое, на ней вешалась поясняющая надпись: «рай», «ад», «дворец» и т.д. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены из-за сильного критического момента в них.

Позднее средневековье (XIV - XV вв.). Кризисные тенденции: прекратилась распашка и освоение новых земель, экономическая депрессия, запустение деревень. Во многом экономическое истощение предопределила 100-летняя война между Францией и Англией. Прекращается строительство соборов. Банки – банкроты, девальвация монеты. Социальный кризис. В посл.трети XII в. по Европе прокатилась волна городских бунтов, восстаний черни. В 1315 -1317 гг. ненастная погода повлекла за собой неурожай, рост цен и всеобщий голод. С 1348 г. эпидемия (Великая чума). В Европе в сер. XIV в. умерло 22-28 млн. из 73 (74) млн. жителей. Тема смерти доминирует в искусстве и религиозном сознании. Новые религиозные движения – флагелланы (бичующие себя), которые делали акцент на умерщвлении плоти.

Но наблюдаются и предвозрожденческие тенденции: социальная мобильность, опустошенные чумой города нуждаются в притоке новых сил. Открываются новые университеты с акцентом на изучение медицины, естественных наук, возрастает интерес к классической латыни, античным текстам.

Вопрос 20

ГЛАВА 1
Великие географические открытия и формирование колониальных систем
1.1 Эпоха Великих Географических открытий

Характер социально-экономического и культурного развития Европы раннего Нового времени во многом определяли Великие географические открытия XV-XVI вв.

Термин «географические открытия» применительно к комплексу заморских экспедиций европейцев в 15–17 вв. достаточно условен, ибо охватывает два разных исторических явления: во-первых, собственно открытие новых земель, до 15 в. совсем не известных европейцам либо «забытых» (Австралия, Океания, большая часть Африки, Америка), и, во-вторых, установление постоянных контактов или экономического и политического контроля над известными европейцам заморскими территориями (Азия). Речь идет об освоении и включении в орбиту влияния европейских государств земель в других частях света. Естественно, что термин «открытия» верен только по отношению к европейцам: для «открываемых» народов речь шла о внешней агрессии и завоевании.

Масштабная заморская экспансия европейского мира стала возможной, поскольку для нее возникли экономические, социально-демографические, технические и психологические предпосылки.

  • К экономическим предпосылкам географических открытий следует отнести интенсивные торговые связи с Востоком, установившиеся после крестовых походов, благодаря которым Европа потребляла большое количество пряностей, индийских, арабских и персидских тканей, ювелирных изделий и предметов роскоши. Однако в XV в. сухопутные караванные пути (в том числе и Великий шелковый путь), проходившие через Константинополь, оказались перерезанными после захвата его турками в 1453 г. Цены на восточные товары, в особенности пряности, доставляемые по морю (по Пути Ароматов: от Молуккских островов в Тихом океане в Индию, оттуда - при посредничестве арабских купцов - в порты Средиземного моря) выросли во много раз, что сделало для европейского купечества актуальным вопрос о поиске собственных путей в Индию, к Островам Пряностей, в Китай и Японию, почти неизвестные европейцам, но воспринимавшиеся как сказочно богатые страны.
  • Другой причиной был недостаток в Европе драгоценных металлов, из которых чеканилась монета, обслуживавшая торговые сделки, в том числе и обмен с Востоком. Жажда золота, уже ставшего в эту эпоху мерилом богатства, была свойственна и купечеству, и дворянству, и европейским государям, поддерживавшим идею поиска его новых источников. Возникший в 15 в. монетный голод в Европе, вызванный истощением серебряных и золотых рудников, резко усилил потребность в драгоценных металлах.
  • Начавшийся в середине 15 в. рост народонаселения давал Западу возможность использовать для заморской экспансии значительные человеческие ресурсы, тем самым, снимая демографическую напряженность внутри самих европейских стран.
  • Плавания в открытом океане и географические открытия стали возможны благодаря высокому уровню судостроения и навигации. к тому времени в Средиземноморье и на Балтике строили вместительные килевые суда с навесным рулем, системой косых и прямых парусов, позволявших двигаться вперед даже при встречном ветре,. В 15 в. был создан новый вид судна, позволявший совершать путешествия на дальние расстояния, – быстроходная и легкая однопалубная каравелла с большим трюмом и системой прямых и косых парусов, благодаря которым можно было плыть против ветра, и которые были способны нести тяжелое артиллерийское вооружение. Усовершенствованы морские карты (портоланы) и навигационные приборы (компас, астролябия), что облегчало определение координат корабля в открытом море. Мореходы использовали заимствованные у арабов компас, секстант, астролябию.
  • И, наконец, Европа созрела для столь решительного выхода за свои собственные пределы и психологически: к концу классического средневековья распространяется «открытый» тип сознания; европеец преодолевает традиционный страх перед непонятным и неизведанным, он готов проникать в «чужое» пространство и активно его осваивать.

Значение Великих географических открытий в истории человечества огромно. Они ознаменовали новую эру в географическом исследовании Земли, дали толчок к развитию многих областей естествознания, способствовали интенсификации мировой торговли. Лишь после этих выдающихся открытий были стерты «белые пятна» на географической карте Земли. Произошло перемещение главных торговых путей в океаны. Страны Ближнего Востока, ранее бывшие «перекрёстком цивилизаций», теперь оказались в захолустье. В Европе произошла «продовольственная революция», связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая. Расширился кругозора европейцев благодаря бурному развитию географии, контактам с народами разных культур, лучшему пониманию разнообразия животного и растительного мира. Всё это вело к развитию научного мировоззрения и подрыву авторитета Библии.

Итог Великих географических открытий и колониальных захватов начала 15 – середины 17 в. – установление контроля Европы над всеми остальными частями света, а в более глобальном смысле – коренной поворот в истории человечества: прежний разрозненный мир автономных цивилизаций сменился относительно формированием единого европоцентричного мира.

Освоение и подчинение новых земель совершалось прежде всего к выгоде Европы: политическая и торговая экспансия способствовала ее обогащению, создавала условия для ее бурного экономического роста. Значительно расширился кругозор и знания европейцев об окружающем мире, что благоприятствовало научному и техническому прогрессу. Установление связей с Европой принесло некоторые выгоды и странам, ставшим объектом «открытий»: они восприняли ряд технологических и культурных достижений европейской цивилизации. Однако насильственное в подавляющем большинстве случаев освоение неевропейского пространства привело к нарушению естественного развития многих племен и народов: установление европейского владычества сопровождалось уничтожением целых цивилизаций, истреблением местного населения, подавлением его культурной и религиозной самобытности, разрушением традиционных форм жизни и поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.