Вопрос 18 гуситское движение в чехии
Чешское королевство в XIV веке.
Карл I.
В середине XIV в. при короле Карле I, который одновременно был избран и на императорский престол, Чешское королевство значительно окрепло и расширилось. В своей внешней политике Карл I избегал военных конфликтов, действуя при помощи дипломатии и денежных сделок. В изданной в 1356 г. «Золотой булле» за Чешским королевством закреплялось преобладающее положение в Священной Римской империи.
Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.
В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.
В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.
В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.
Внутри страны Карл I опирался на высшее духовенство, которому предоставил новые, еще более значительные привилегии. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.
Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.
Патриотическое движение в Чехии. Ян Гус.
Несмотря на острые социальные противоречия, широкие слои чешского общества объединились для общей борьбы против католической церкви и немецкого засилья.
В 1391 г. в Праге была основана Вифлиемская часовня, в которой богослужение проводилось на чешском языке, что привлекало туда массу пражского населения.
В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус.
В своих проповедях в Вифлиемскои часовне и в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» — говорил Гус.
От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы — переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», — утверждал Гус.
Гус выступал против немецкого засилья, в частности в Пражском университете, у руководства которым стояли немецкие магистры, патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г. Кутногорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.
Гуситские войны.
Гибель Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы.
Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.
В 1414 г. Гуса вызвали на Констанцкий собор. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую потом предательски нарушил. На Соборе Гуса не стали выслушивать, а потребовали, чтобы он отрекся от своих «еретических заблуждений». В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. 6 июля 1415 г. по приговору Собора Гуса сожгли на костре в городе Констанце.
Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами. В ответ на расправу над Гусом по всей Чехии начались массовые народные выступления. В 1419 г. началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. В Праге вспыхнуло восстание плебейских масс во главе со священником Яном Желивским. Восставшие захватили ратушу и выбросили из ее окон бургомистра с его советниками. Восстания захватили Пльзень и другие города. Но в некоторых городах верх взяли сторонники католической церкви.
После смерти короля Вацлава IV наследником чешского престола был объявлен его младший брат император Сигизмунд. Но чешские гуситы, в том числе шляхта и паны, отказались признать Сигизмунда, выдавшего Гуса на расправу, своим королем.
Табориты и умеренные.
Среди восставших было два течения: умеренные и табориты.
К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.
Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.
Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.
Крестовые походы против гуситов.
Весной 1420 г: Папа объявил I Крестовый поход против гуситов, во главе которого встал император Сигизмунд. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран. В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот — Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.
В августе 1421 г. начался II Крестовый поход против гуситской Чехии. Крестоносцы осадили город Жатец, но взять его не смогли. Подоспевшая на выручку армия Жижки обратила крестоносцев в бегство.
Осенью 1422 г. враги гуситов организовали III Крестовый поход, который также окончился полным провалом. Таким же поражением закончился и IV и V крестовые походы на гуситов.
Народное войско. Ян Жижка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|