Формы бюджетного финансирования расходов бюджетного учреждения.
Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений.
На сметно-бюджетном финансировании находятся бюджетные учреждения: здравоохранения, правоохранительные учреждения, образовательные учреждения; учреждения культуры.
Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации по перечню, определенному Правительством РФ. В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.
бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.
Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения. На счета бюджетных учреждений поступают суммы от арендной и квартирной платы, доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.
Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях, и т.д.
Принцип финансирования расходов бюджетных учреждений - сочетание бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма.
К целевым средствам на содержание бюджетных учреждений и другие мероприятия относятся:
— средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений;
— средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению, приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации;
— средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы;
— средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;
— средства, заработанные учащимися в организациях;
— средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
— средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;
— безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);
— средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением их основной деятельности;
— другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.
Образование и использование внебюджетных средств бюджета учреждения.
Учреждения, использующие денежные средства в порядке сметно-бюджетного финансирования, могут иметь источники доходов помимо бюджета. Эти источники получили название "внебюджетные средства' и строго регулируются законодательством.
Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, хотя это деление в определенной мере можно считать условным. Главным критерием такой классификации признается характер источника доходов внебюджетных средств:
- заработанные доходы;
- незаработанные доходы.
К заработанным доходам бюджетного учреждения относятся специальные средства, полученные от неосновной его деятельности, но связанные с основной его деятельностью. Значительная их часть создается путем получения доходов от:
• использования принадлежащего учреждениям имущества, зданий, оборудования;
эксплуатации транспорта;
производственной деятельности учебно-вспомогательных, подсобных предприятий и хозяйств;
• работы в лечебно-трудовых мастерских больных, находящихся на излечении. Особенностью правового режима специальных средств первоначально являлось то, что полученные средства в соответствии со специально утвержденной сметой должны были использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт сдаваемого в аренду здания, транспортных средств; улучшение питания и т. д.).
В условиях дефицита федерального бюджета наблюдаются изменения в правовом режиме внебюджетных средств. Внебюджетные средства могут использоваться и на объекты, находящиеся на сметно-бюджетном финансировании; в частности, они могут расходоваться на заработную плату медицинских работников, преподавателей в учебных заведениях и т. д.
Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести:
- доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов;
- добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц;
- взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других предприятий и организаций. К незаработанным доходам также можно причислить передачу материально-технических средств от юридического лица бюджетному учреждению, например, при ликвидации или реорганизации тех или иных организаций.
К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой суммы денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных учреждений и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно не полученная заработная плата, стипендии студентам; суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений, и др.
Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока: для передачи физическим лицам - 3 года; юридическим лицам - 1 год; бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены; а суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу. По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|