Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы государственного кредита возникающие в процессе государственного заимствования.





Сущность и функции гос кредита.

Гос-ый кредит — сово-сть эк отн-ний между гос-вом в лице его органов власти с одной стороны, и физ и юр лицами — с др, при которых гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Наличие бюджетного дефицита (особенно характерно для РФ в период перехода к рыночным отношениям) требует привлечения денежных ср-в на иных эк основаниях, нежели это имеет место при формировании доходов бюджета, т.е. на началах возвратности и платности. Поэтому основная класс-кая форма кредитных отн-ний — гос-во выступает в качестве заемщика средств. Если гос-во выступает кредитором, предоставляя ср-ва на возвратной и платной основе юр и физ лицам, то объем операций до недавнего времени был значительно ниже. Гос заим-ние денежных ср-в не следует св. только с бюджетной функцией, т.е. с покрытием дефицита. Оно может им и другие цели. Например: рефинансирование в проц. управления гос долгом. Причем последнее может осуществляться и в условиях профицита бюджета и характеризовать более эфф-ный способ погашения имеющихся долгов. Гос и муниципальное заим-ние может осуществляться и в инвестиционных целях. В рамках фин деятельности некоторых субъектов РФ создаются инвестиционно-заемные системы (например, правительство Москвы заимствует средства для улучшения состояния городской инфраструктуры). Такое заим-ние не обусловлено ни необходимостью рефинансирования, ни дефицитом бюджета. Функции гос кредита. Гос кредит выполняет 3 основные ф-ции: распределительную, регулирующую и контрольную. 1. Через распределительную функцию кредита гос-во осуществляет формирование централизованных денежных фондов или их исп-ние на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает дополнительные ср-ва для финан-ния своих расходов. Др сторона кредитных отн-ий – финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью мобилизованных ср-в. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогопл-ов не совпадает с кругом держателей гос ценных бумаг, как и размер вносимых налогов – с величиной полученных доходов от государственно-кредитных операций. Т.о, положительное воздействие распределительной функции заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. 2. Регулирующая функция гос кредита: вступая в кредитные отношения, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние ден-ого обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на пр-во и занятость. Сознательно используя гос кредит как инструмент регулирования эк, гос-во может проводить ту или иную фин. политику. Гос-во регулирует ден-ое обращение, размещая займы среди различных гр. инвесторов. Положительное воздействие на пр-во и занятость гос-во оказывает, выступая в качестве кредитора и гаранта. В частности это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или пр-ва в отдельных районах, испытывающих спад. 3.Контрольная функция гос кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои спец-кие особенности, порожденные особен-ми этой категории: 1) тесно связана с деят-тью гос-ва и состоянием централизованного фонда ден-ых ср-в, 2) охватывает дв-ие стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагается возвратность и возмездность получения ср-в, 3) осуществляется не только фин структурами, но и кредитными инст-ми. В основном контролируется целевое исп-ие ср-в, сроки их возврата и своевременность уплаты%.





 

Отличительные особенности гос кредита в условиях рынка

ГК имеет ряд особенностей, отличающих его от классических фин категорий, например, налогов: 1) добровольный характер, 2) если налоги движутся только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды, то основой ГК является его возвратность и платность: через опред-ный период времени внесенная сумма д.б. возвращена с процентами. Особенности ГК: 1) если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, НЗП, то при заимствовании ср-в государством обеспечением кредита служит все имущ-во, находящееся в его собственности, имущ-во данной территориальной ед-цы или к-л ее доход. 2) На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого хар-ра. Тогда как заим-ние ср-в на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строит-во новой дороги, жилого массива. 3)Как и любой др заемщик гос-во привлекает ср-ва на заранее опред-нный срок. Так, Закон РФ «О гос-ом внутреннем долге РФ» предполагает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, к-ые определены конкретными усл. займа, но не могут превышать 30 лет.



Формы государственного кредита возникающие в процессе государственного заимствования.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

1. Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обя­зательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета. Обращение части вкладов населения в госу­дарственные займы осуществляется че­рез покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейс­ких сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений (договоров) или выдача особых свидетельств). Казначейские ссуды как форма государственного кре­дита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на услови­ях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссу­ды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жиз­ненно важных для народного хозяйства экономических структур. Гарантированные займы - когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае непла­тежеспособности плательщика. Заимствование средств общегосударственного ссудно­го фонда характери­зуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.

2. Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых го­сударство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принима­ют форму государственных внешних займов, которые предо­ставляются на условиях возвратности, срочности, платнос­ти, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних зай­мов с начисленными процентами включается в государствен­ный долг страны. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов явля­ется содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.

2. По месту размещения — внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.

4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). Крат­косрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов.

5. По обеспеченности долговых обязательств — заклад­ные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имущество. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблю­дать сроки погашения займа, установленные при его выпус­ке, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного пога­шения. Различают два варианта погашения задолженности: еди­новременно и частями. Если заем гасится частями, в зави­симости от распределения суммы долга по срокам погаше­ния выделяются три варианта:

* заем погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма составила 100 млн. руб., ежегодно будет выплачиваться I 25 млн. руб.;

* возрастающими долями. Например, в первый год гасится 10 млн. руб., во второй — 20, в третий — 30, в четвертый ~ 40 млн. руб.

* снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 40 млн. руб., во второй — на 30 млн. руб. и т. д. Данная система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. В основном облигации размещаются на добровольной основе, сво­бодно продаются и покупаются банковскими учреждениями.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свиде­тельств. В настоящее время - безоблигационные займы

Государство как кредитор

Рф- кредитор. В сер-не 90-х годов усилилась активность РФ как кредитора на внут-ем рынке. Если ранее предп-е отдавалось бюджет-му финан-ю, то в 1994-95 гг. происх-т перенос силы тяжести на кред-е отнош-я, к-е расм-ся как более эффек-е, позв-е сэкон-ть достат-й обьем бюджет-х ресурсов. Внутр-е кредиты Бюджет-й кодекс РФ раз-т бюджетн-е кред-ты и бюд-е ссуды. Бюд-й кредит-форма финан-я бюджет-х расходов, пред-я предост-е сред-в юр. лицам на возвр-й и возм-й основе. Бюдж-я ссуда- бюдж-е ср-ва, предост-е друг-му бюдж-ту на возв-й, безвоз-й основах на срок не более 6 месяцев в пред-х фин-го года. В кач-ве заем-в сред-в фед-го бюджета м. выступать: 1) бюджет-е учреж-я, 2) гос-е и мун-е унит-е пред-я, 3) юр. лица, не явл-ся гос-ми или мун-ми унит-ми пред-ми и бюд-ми учреж-ми, 4) органы испол-й власти нижестоящих бюджетов.

Способами обесп-я испол-я по возв-ту бюджет-го кредита м. б. только банков-е гаран-и, поруч-ва, залог имущ-ва. Внеш-е кредиты. Гос-ми кредитами, предост-ми РФ иностр-м гос-м, их юр-м лицам и междун-м орган-м, явл. кредиты (займы), по к-м у иностр-х гос-в, их юр-х лиц и междун-х орган-й возн-т долговые обяз-ва перед РФ как кредитором.

Долг-е обяз-ва иност-х гос-в перед РФ как кредитором формируют долг иностр-х гос-в перед РФ. Фед-м законом о фед-м бюджете утверж-ся: 1) суммы погашения и выплаты %по долгам иност-х гос-в, 2) размер долга иностр-х гос-в на конец фин года, 3) пред-й обьем гос. кредитов,предост-х иностр-м гос-м, 4) прогр-ма предост-я гос-х кредитов иностр-м гос-м, предств-я перечень кредитов на фин год с указ-м их получ-й, целей и размеров кред-я.

В наст вр тяж-е фин-е полож-е не поз-т РФ выступать на мировом рынке в качестве актив-го кредитора.

Гос-во как гарант

Рф- гарант. Бюд. кодекс РФ расм-т гос-ю гаран-ю как способ обеспе-я граж-ко прав-х обяз-в, в силу к-х соотв-но РФ или субьект РФ- гарант дает письмен-е обяз-во отвеч-ть за испол-е лицом,. к-му дана гаран-я, обяз-ва перед 3-ми лицами полностью или частично. Гаран-и предост-ся на конк-й основе. Гарант по гос-й гарантии несет субсидиарную ответ-ть допол-но к ответ-ти долж-ка по гаран-му им обяз-ву. Сог-но БК в Законе о федер-м бюдж-те д. б. установлены вер-е пределы гос-х гаран-й РФ, пред-е в валюте РФ и в иностр-й валюте. Общая сумма гарантий Рф в валюте РФ включ-ся в состав госуд-го внутр-го долга, а в иност-й валюте – в состав госуд-го внешнего долга. При пред-и гарантии обяз-но пров-ся фин-е сост-е ее получ-ля. Трад-но гос-во гаран-т вклады насел-я в Сберег-м банке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.