Сделай Сам Свою Работу на 5

Эпигенетическая концепция Э.Эриксона.





Согласно концепции главной частью структуры личности является сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка. Он подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь.Он выделил 8 этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой.1 стадия – до 1года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру или настороженности, закрытости.2 стадия – от 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство зависимости от окружающих – вследствие того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.3 стадия – от 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины . 4 стадия – от 6 до 14 лет. В это время у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации.5 стадия – от 14 до 20 лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности.6 стадия – от 20 до 35 лет – связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположного пола.7 стадия – от 35 до 65 лет – является одной из важнейших, так как она связана со стремлением человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности.8 стадия наступает после 65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам.Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов.



 

Теория Ж.Пиаже.

Теория Жана Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это - процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению - аккомодация, то есть изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями.



теория Ж. Пиаже базируется на следующих основных принципах:

(1) Принцип конструктивизма Конструирование познания и конструирование действительности – два аспекта единого процесса. Как пишет Пиаже, «разум … организует мир, в процессе организации самого себя».

(2) Принцип стадиальности. Когнитивное развитие человека в онтогенезе проходит качественно различные стадии.

(3) Принцип равновесия. Процесс когнитивного развития есть процесс возрастания внутренней организации, достижения нового уровня равновесия.

Теория интеллектуального развития (Ж. Пиаже) – когнитивная теория, которая объясняет развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы. Согласно его теории, на каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследованиях было установлено, что способность к логическому мышлению закладывается и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом – по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Пиаже рассматривал как непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов – людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления.



Пиаже выделял следующие стадии когнитивного развития.

1. Сенсомоторная (от рождения до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят.

2. Предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.

4. Стадия формальных операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.

Одной из важных социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления. В науке ее иногда обозначают как “проблему морального развития ребенка”.

По мнению Пиаже, нравственное развитие происходит не так, как умственное, и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они говорят, часто противоречит тому, что они делают, т.е. между словом и делом – дистанция огромного размера.

 

36.Интеллектуальное развитие ребенка по Дж.Брунеру.

Согласно концепции Дж. Брунера, наше познание мира носит прежде всего чувственный и двигательный характер: ничто не может быть стать осмысленным, не пройдя сначала сквозь наши чувства и двигательную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действительности — решающее в детские годы. К нему добавляется тоническое отображение, когда в памяти откладываются образы воспринятых реальных объектов, и представление мира происходит с помощью мысленных образов. В подростковом возрасте оно дополняется символическим отображением предметов в форме понятий, т. е. мир образов постепенно уступает место понятиям — благодаря речи, усвоению общечеловеческого опыта, выраженного в понятиях языка. Брунер подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов

 

37.Теория морального развития Л.Колберга. Теория нравственного развития (Л. Кольберг) – когнитивная теория, которая показывает взаимосвязь морального обоснования и умственнного развития.

Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. В серии исследований, посвященных нравственному развитию, ученый ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. На основе характера ответов детей были выделены три уровня, включающие в себя шесть стадий нравственного развития.

1. Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет): ориентация на наказания; ориентация на поощрения.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет): ориентация на образец “хорошего мальчика/девочки”; ориентация на авторитет.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет): ориентация на общественный договор; ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы.

38.Теория развития умений К. Фишера Он считает, что субъект изначально ориентирован на информацию, раскрывающую содержание внешнего мира, и строит для него модель. Элементарными процессами, которые рассматривает К. Фишер, являются акты поведения. Иногда он говорит о действиях, и тогда познание выступает как образ, регулирующий поведение.

Исходные положения теории К. Фишера:1) системы контроля и их построение;2) изначальная специфичность умений;

3) развитие как подъем на качественно отличающиеся уровни;4) выделение оптимального и функционального уровней;

5) связь познания и эмоций;6) связь познания и эмоций как движение в различных слоях развития.

Он выделяет 10 уровней развития:

1) простые сенсомоторные действия (первые месяцы жизни);

2) координация сенсомоторных действий (середина первого года жизни);

3) сенсомоторные системы (с 10 мес до 1,2 года);

4) системы сенсомоторных систем = простые представления действия (ранний возраст);

5) координация представлений действия (дошкольный возраст);

6) системы представлений (младший школьный возраст);

7) системы систем представлений = абстрактные действия (подростковый возраст);

8) координация абстрактных действий (старший школьный возраст);

9) система абстрактных действий (ранняя зрелость);

10) системы абстрактных систем (взрослость).

К. Фишер связывает все уровни развития понятием действия, которое начинается с элементарных актов поведения и вырастает до высочайших вершин абстракции.

Развитие К. Фишер рассматривает как преобразование, выделяя в нем следующие процессы:1) взаимная координация,2) композиция,3) фокусировка,4) замещение,5) дифференциация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.