Методология психологии развития.
Психология развития как отрасль психологии
Психология развития– отрасль психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, особенности онто и микрогенеза психических процессов и психических качеств. Возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяетсяв качестве предметапсихология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.
На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию.Выделяют следующие разделы возрастной психологии: младенца, дошкольника, младшего школьника, подростка, старшего школьника (ранняя юность), взрослого человека (акмеология), преклонного возраста (геронтопсихология)
Классические понятия и основные категории психологии развития.
Развитие рассматривают: как рост, как созревание, как совершенствование, как универсальное изменение, как количественно-качественные изменение; как изменение, влекущее за собой новые изменения изменений.
Филогенез – процесс исторического развития сообщества, живых организмов, их эволюция.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма, охватывающий все изменения, происходящие с ним с момента рождения, включая анатомические, физиологические, психологические.
Возраст - это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Различают:1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы) 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст – уровень развития интеллекта. б) социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возрасти психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень психологического развития. Возраст - это специфическое сочетание психологии и поведения индивидаПонятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей. Возраст, по определению Л. С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.Кризис возраста – это противоречие между возможностями и потребностями человека. Л.С.Выготский Соответственно выделяют стабильные и кризисные стадии развития.Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Кроме стабильных периодов есть кризисные. Они длятся недолго от нескольких месяцев до 1-2 лет (при неблагоприятных условиях). Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих чертах. Л.С.Выгосткий выделил следующие кризисные периоды:новорожденности,1 года,3 лет, 7 лет,13 лет,17 лет.
Сензитивный период – это период онтогенетического развития, в котором развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, т.е. это периоды наиболее чувствительные к соответствующим воздействиям.:1,5 – 3 года – для развития речи, 3-6 лет – восприятия, мышления, воображения, 5-6 лет – чтения, координации движений ( балет, фигурное катание), 6-7 лет – учебных навыков.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая обуславливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности человека на данном этапе его развития.
1. Эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период
времени от рождения до одного года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.
3. Сюжетно-ролевая игра — сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.
4. Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. Доминирует в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
5. Профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет.
6. Морально-личностное общение — общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте, от четырнадцати-пятнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.
Ведущий тип общения – такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.
Центральные психологические новообразования – психические и социальные изменения, которые определяют сознание и деятельность детей данного возрастного периода. К новообразованиям относят: субъективную готовность ребенка к школе, чувство взрослости у подростка.
Акселерация (от лат. aссеleratio – ускорение) — наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания).
Методология психологии развития.
Из общей психологиивзяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. Социальная психологияобеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К основным методам возрастной психологии относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе. Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих.
Многие из ученых записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений за своими детьми вели Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли. Вильям Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. Наблюдая развитие двух своих дочерей и сына, Жан Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития ребёнка, изложенной в его книге «Речь и мышление ребенка». Опросможет быть устным и письменным.
Экспериментявляется одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.
Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры.
Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).Суть метода поперечных срезовсостоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезовпрослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами.
Тестированиепозволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. например детский вариант теста Кеттела , теста Векслера и др.
Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим.
Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.
Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|