Условия реализации программы
Программа коррекционной работыпредусматривает создание в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:
Психологопедагогическое обеспечение, в том числе:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии;
– обеспечение психологопедагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательной деятельности;учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности);
– обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдениесанитарногигиенических правил и норм);
– обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговыхмероприятий;
– развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития[5].
Программнометодическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционноразвивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагогапсихолога, социального педагога, учителялогопеда, учителядефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование адаптированных образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционнаяработа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития,обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллективаобразовательной организации. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных организаций, занимающихсярешением вопросов образования детей с ОВЗ. Педагогические работники образовательной организации должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательногои реабилитационного процесса.
Материальнотехническое обеспечение
Материально‑техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально‑технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно‑развивающую среду образовательной организации в том числе надлежащие материально‑технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательной организации и организацию их пребывания и обучения в организации (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места,специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительныхи лечебнопрофилактических мероприятий, хозяйственно‑бытового и санитарногигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационнометодическим фондам, предполагающим наличие методических пособийи рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио и видеоматериалов.
Организационный раздел
3.1. Примерный учебный план начального общего образования
Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее — Примерный учебный план), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Примерный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов ее реализации.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.
Примерный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельно в организации образовательной деятельности, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, предусмотренных требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов, курсов» примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НООвнеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Для развития потенциала лиц, проявивших выдающиеся способности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Для начального уровня общего образования представлены четыре варианта примерного учебного плана:
для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке;
для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, а также образовательных организаций республик Российской Федерации, в которых законодательно установлен, наряду с государственным языком Российской Федерации, государственный язык республики.
При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно определяет режим работы (5‑дневная или 6‑дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе — 35 минут;
во 2—4 классах — 35—45 минут (по решению образовательной организации).
Примерный учебный план
начального общего образования
годовой
| Предметные области
| учебные
предметы
классы
| Количество часов в год
| Всего
| I
| II
| III
| IV
| | Обязательная часть
| | Филология
| Русский язык
|
|
|
|
|
| Литературное чтение
|
|
|
|
|
| Иностранный язык
| –
|
|
|
|
| Математика и информатика
| Математика
|
|
|
|
|
| Общество-знание и естествознание
| Окружающий мир
|
|
|
|
|
| Основы религиозных культур и светской этики
| Основы религиозных культур и светской этики
| –
| –
| –
|
|
| Искусство
| Музыка
|
|
|
|
|
| Изобразительное искусство
|
|
|
|
|
| Технология
| Технология
|
|
|
|
|
| Физическая культура
| Физическая культура
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
| Часть, формируемая участниками образовательныхотношений
| –
|
|
|
|
| Максимально допустимая годовая нагрузка
|
|
|
|
|
|
Вариант 1
Примерный учебный план
начального общего образования (5-дневная неделя)
| Предметные области
| Учебные предметы
классы
| Количество часов в неделю
| Всего
| I
| II
| III
| IV
| | Обязательная часть
| | Филология
| Русский язык
|
|
|
|
|
| Литературное чтение
|
|
|
|
|
| Иностранный язык
| –
|
|
|
|
| Математика и информатика
| Математика
|
|
|
|
|
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
|
|
|
|
|
| Основы религиозных культур и светской этики
| Основы религиозных культур и светской этики
| –
| –
| –
|
|
| Искусство
| Музыка
|
|
|
|
|
| Изобразительное искусство
|
|
|
|
|
| Технология
| Технология
|
|
|
|
|
| Физическая культура
| Физическая культура
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| Часть, формируемая участниками образовательныхотношений
|
|
|
|
|
| Максимально допустимая недельная нагрузка
|
|
|
|
|
|
Вариант 2
Примерный учебный план
начального общего образования
| Предметные области
| Учебные предметы
классы
| Количество часов в неделю
| Всего
| I
| II
| III
| IV
| | Обязательная часть
| | Филология
| Русский язык
|
|
|
|
|
| Литературное чтение
|
|
|
|
|
| Иностранный язык
| –
|
|
|
|
| Математика и информатика
| Математика
|
|
|
|
|
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
|
|
|
|
|
| Основы религиозных культур и светской этики
| Основы религиозных культур и светской этики
| –
| –
| –
|
|
| Искусство
| Музыка
|
|
|
|
|
| Изобразительное искусство
|
|
|
|
|
| Технология
| Технология
|
|
|
|
|
| Физическая культура
| Физическая культура
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| Часть, формируемая участниками образовательных отношений
| –
|
|
| 2,5
| 8,5
| Максимально допустимая недельная нагрузка
|
|
|
| 26,5
| 99,5
|
Вариант 3
Примерный учебный план
начального общего образования
| Предметные области
| Учебные
предметы
Классы
| Количество часов в неделю
| Всего
| I
| II
| III
| IV
|
| Обязательная часть
|
| Филология
| Русский язык
|
|
|
|
|
| Литературное чтение
|
|
|
|
|
| Родной язык и литературное чтение
|
|
|
|
|
| Иностранный язык
| –
|
|
|
|
| Математика и информатика
| Математика
|
|
|
|
|
| Общество-знание и естествознание
| Окружающий мир
|
|
|
|
|
| Основы религиозных культур и светской этики
| Основы религиозных культур и светской этики
| –
| –
| –
|
|
|
Искусство
| Музыка
|
|
|
|
|
| Изобразительное искусство
|
|
|
|
|
| Технология
| Технология
|
|
|
|
|
| Физическая культура
| Физическая культура
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
| Часть, формируемая участниками образовательных отношений
| –
|
|
| 0,5
| 2,5
| Максимально допустимая недельная нагрузка
|
|
|
| 26,5
| 99,5
| | | | | | | | | |
Вариант 4
Примерный учебный план
начального общего образования
| Предметные области
| Учебные
предметы
Классы
| Количество часов в неделю
| Всего часов
| I
| II
| III
| IV
|
| Обязательная часть
|
| Филология
| Русский язык и литературное чтение
|
|
|
|
|
| Родной язык и литературное чтение
|
|
|
|
|
| Иностранный язык
| –
|
|
|
|
| Математика и информатика
| Математика
|
|
|
|
|
| Обществознание и естествознание
| Окружающий мир
|
|
|
|
|
| Основы религиозных культур и светской этики
| Основы религиозных культур и светской этики
| –
| –
| –
|
|
| Искусство
| Музыка
|
|
|
|
|
| Изобразительное искусство
|
|
|
|
|
| Технология
| Технология
|
|
|
|
|
| Физическая культура
| Физическая культура
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
| Часть, формируемая участниками образовательных отношений
| –
|
|
| 0,5
| 2,5
| Максимально допустимая недельная нагрузка
|
|
|
| 26,5
| 99,5
|
Примерный учебный план является основой для разработки учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана:состав учебных предметов;недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
3.2. План внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается образовательнаядеятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениямразвития личности (спортивнооздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Формы организации внеурочной деятельности, как ив целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы начального общегообразования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно осуществляться в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут использоватьсявозможности организаций и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и составляет не более 1350 часов за 4 года обучения.В зависимости от возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
– непосредственно в образовательной организации;
– совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
– в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность (комбинированная схема).
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающейдеятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации предполагается, что в этойработе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителяпредметники, социальные педагоги, педагогипсихологи, учителядефектологи, логопед, воспитатели, тьюторы и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы, детские научные общества, экологические и военнопатриотические отряды и т. д.
Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практикоориентированной и деятельностной основы организации образовательной деятельности.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
При взаимодействии образовательной организациис другими организациями создаются общее программнометодическое пространство, рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретной образовательной организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|