Критерии и показатели эффективности деятельности образовательной организации
Образовательная организациясамостоятельно разрабатывает критерии и показатели эффективности реализации программы формирования экологической культуры, безопасного образа жизни обучающихся, исходя из особенностей региона, контингента обучающихся, социального окружения, выбранного направления программы.
В целях получения объективных данных о результатах реализации программы и необходимости её коррекции целесообразно проводить систематический мониторинг в образовательной организации.
Мониторинг реализации Программы должен включать:
– аналитические данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте;
– отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорнодвигательного аппарата;
– отслеживание динамики травматизма в образовательной организации, в том числе дорожнотранспортного травматизма;
– отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;
– включение в доступный широкой общественности ежегодный отчёт образовательной организации обобщённых данных о сформированности у обучающихся представлений об экологической культуре, здоровом и безопасном образе жизни.
Можно выделить следующие критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
– высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;
– отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;
– повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;
– снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;
– результаты экспрессдиагностики показателей здоровья школьников;
– положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).
2.5. Программа коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программыначального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Дети с ОВЗ — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это детиинвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьмиинвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детейс ОВЗ посредствоминдивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в отдельных классах или отдельных организациях, осущесвтляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программамили по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Задачи программы:
– своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
– определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детейинвалидов;
– определение особенностей организации образовательнойдеятельности для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
– создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательнойорганизации;
– осуществление индивидуально ориентированной психологомедикопедагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии);
– разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательной организации;
– обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получениядополнительных образовательных коррекционных услуг;
– реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
– оказание родителям (законным представителям) детейс ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципыформирования программы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяетпозицию специалиста, который призван решать проблемуребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еёрешению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательной организации;
– коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
– информационнопросветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связаннымс особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
– своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
– раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательнойорганизации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
– комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
– изучение развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
– изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
– анализ успешности коррекционноразвивающей работы.
Коррекционноразвивающая работа включает:
– выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
– системное воздействие на учебнопознавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
– коррекцию и развитие высших психических функций;
– развитие эмоциональноволевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;
– социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;
– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;
– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационнопросветительская работа предусматривает:
– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанныхс особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
– проведение тематических выступлений для педагогови родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|