Коллективные экспертные оценки
Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение согласованности мнений экспертов
По перспективным направлениям развития объекта планирования, сформулированным отдельными специалистами.
В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опросов экспертов.
Виды:
1)метод коллективной генерации идей – (мозговой штурм, мозговая атака)
Один из методов поиска идей разработан в конце 30х годов разработан – путем спонтанно возникающих идей, которые потом анализируются.
Она позволяет мобилизировать
Сущность метода состоит в использовнии творческого потениала специалистов при мозговой атаке проблемной ситуации
Генерацию и последующее разрушение этих идей путем формулирования контр-идей и выработки согласованной точки зрения
Этапы методов:
1) формирование группы участников мозговой атаки по решению определенной проблемы
Опимальной считается группа из 10-15 человек. Эмпирический путь
Формирование проблемной записки
2) Формируется группой анализа
3) Генерация идей (каждый участник имеет право высказываться многократно)
Критика предыдущих размышлений, ведущий корректирует процесс, приветствует усовершенствование и комбинацию идей, оказывает поддержку,
Продолжительность мозгового штурма рекомендуется не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников.
4)Систематизация идей (по определенным признакам объединяем идеи (признаки не менее2)
Деструктурировние систематизированных идей
Каждая идея подвергаетя всестороней критике со стороны группы высококвалифицированных специалистов.
Численный состав группы 20-25 человек
Оценка критических замечаний и формирование списка практически реализуемых идей.
Метод 635
Разновидность методов мозговой атаки – письменное оформление своих мыслей
6 участников пишут по 3 идеи в течении 5 минут.
Лист ходит по кругу.
На практике дают чистый лист – записали – собрали
18 идей за пол часа – 1 участник и 108 все участники
Архив идей
Метод Дэлфи
Поэтапное, последовательное генерирование идей
Каждый эксперт не сотрудничает с другими экспертами.
Цель метода – в разработке программы последовательных, многотуровых индивидуальных опросов
Проводится индивидуальный опрос экспертов, обычно в формате анкет-опросников
Зачем осуществляется статистическая их обработка на ЭВМ и формируется коллективное мнение группы
Выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений
После обработки информация отправляется экспертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением.
Эта процедура может повторяться до 3х – 4х раз.
В итоге происходит сужение диапазона высказанных оценок вырабатывается согласованное суждение, одобренное всеми экспертами относительно перспектив развития объекта.
Особенности метода:
1)анонимность экспертов
При этом участники экспертной группы не известны друг другу
2) возможность использования результатов предыдущего тура опросов
3)статистическая характеристика группового результата
7)метод комиссий основан на работе спец.комиссий
Группа экспертов за круглым столом обсуждают ту или иную проблему (прямо противоположные точки зрения ) с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения
Логика компромисса –
8)Метод написания сценария – определяем логику конкретного процесса или явления
Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта
Прогнозный сценарий определяет стратегию развития прогнозируемого объекта. Он может отражать генеральную цель развития объекта, приоритеты проблем, и ресурсы для достижения основных целей.
В сценарии отображаются последовательные шаги решения задачи и возможные препятствия.
Как правило он носит многовариантный характер, и рассматривает три линии поведения:
-оптимистическую
-пессимистическую
-рабочую(оптимальную)
В рамках прогнозного сценария целесообразно прорабатывать резервную стратегию на случай непредвиденных ситуаций.
Разработкой сценария занимается определенная группа специалистов
Сценарии разрабатываются на случай неопределенности хозяйственной ситуации
Уровни рискованности события, проекта..
В условиях неопределенности хозяйственной ситуации увеличивается уровень субъективизма суждений специалистов, занимающихся разработкой сценария
После того, как сценарий получен – он должен подвергнуться всестороннему анализу с целью более конкретной формулировки целей, задач, критерий, выработки альтернативных решений проблем.
Формализованные методы планирования.
В зависимости от целей, используемых исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения плановых показателей различают следующие методы планирования.
Дать развернутую характеристику формализованных методов
Формализованные методы:
Методы экстраполяции
Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.
При этом различают формальную и прогнозную экстраполяцию
Формальная базируется на предположении о сохранения в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза.
При прогнозной экстраполяции фактическое значение увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.
Методы экстраполяции – основа экстраполяции – учение о динамических рядах.
Линия тренда – трендовый анализ (направление
2.Метод нормативный – является одним из основных методов. Сущность данного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта ресурсов и их источников (нормы, потребности в оборотных средства, нормы кредиторской задолженности, нормативы отчислений в фонды).
Достоинства метода – простота использования. Недостатки метода – невозможность установления экономически обоснованных нормативов применительно ко всем видам деятельности хозяйствующего субъекта.
3.Расчетно-аналитический метод – сущность данного метода заключается в том, что на основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу и индексов их изменения в плановом периоде, рассчитываются плановые величины этих показателей. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлено косвенно на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.
Данный метод применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли, расчете величин оборотных средств.
4.Балансовый метод –предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления равна другой части, показывающей распределение по всем направлениям их расходов.
Система балансов в используемых в прогнозировании и планировании включает: материальные, трудовые и финансовые.
Центральное место отводится материальным балансам. С их помощью увязывают производство и потребление конкретных видов продукции. обосновывается производственная программа предприятия на основе материальных балансов.
Все материальные балансы состоят, как правило из двух частей: ресурсной (информация об основных источниках поступления) и распределительной (основные направления потребления).
Достоинства метода: простота согласования взаимозависимых показателей.
Недостатки метода: сложно использовать для прогнозирования значений плановых показателей (т.к. ситуации быстро меняются а метод ориентирован на относительную стабильность ситуации).
5.Экономико математическое моделирование – заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и факторами их определяющими. Эта связь выражается через экономико- математическую модель.
Экономико- математическую модель – представляет собой математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов.
Достоинства метода: удобство применения для прогнозирования динамики математических показателей, описание взаимосвязей между различными технико-экономическими параметрами.
Недостатки метода: большое количество допущений может привезти к нереалистичным результатам моделирования. Законы, лежащие в основе развития экономических систем, используемые при моделировании могут менять и влиять на степень адекватности модели.
6.Сетевое планирование – это сумма способов и приемов, позволяющих на основе применения сетевого графика, рационально планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс взаимосвязанных и последовательно выполняемых работ.
Сетевой график состоит из трех частей: работа (те операции), событие (те результаты), путь (механизм тех операций).
Достоинства метода: позволяет наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполняемых операций, установить взаимосвязь между ними, выявить операции, от которых зависит продолжительность всей работы и сосредоточить на них внимание.
Недостатки метода: наличие полной информации (в том числе о сроках выполнения отдельных операций), слабый учет человеческого фактора и сложность применения на нижнем уровне менеджмента.
7.Программно-целевой метод – предполагает разработку экономической программы для достижения определенной цели. Оценку требуемых для этого ресурсов, установление сроков и ответственных лиц.
Достоинства метода: позволяет сконцентрировать внимание на определенном направлении, облегчает контроль выполняемых работ, прозрачность из ресурсного обеспечения и четкий механизм ответственности.
Недостатки метода: невозможность разложения всей деятельности предприятия на проекты и программы; более высокие затраты (на реализацию конкретный программ); отсутствие ограничений по параметрам и ресурсам.
8.SWOP анализ –это выявление сильных и слабых сторон организации, возможности и угроз во внешней среде их количественная и качественная оценка и использование результатов в стратегическом планировании.
Достоинства метода: возможность комплексной оценки внутренней и внешней среды и выбора «правильной стратегии развития»
Недостатки метода: трудности формализации и количественной оценки отдельных блоков.
9. Портфельный анализ – это инструмент с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и прекращение инвестиций в не эффективные проекты.
Достоинства метода: позволяет согласовать стратегии бизнес единиц корпорации и общую корпоративную стратегию, позволяет распределить ресурсы между хозяйственными подразделениями.
Недостатки метода: использование данных о текущем состоянии бизнеса или предприятия, которые не всегда можно экстраполировать в будущее, невозможность учета множества факторов.
Специфика используемой портфельной матрицы.
Методология стратегического планирования.
I. Сущность и структура стратегического планирования.
II. Определение миссии, целей и задач предприятия.
III. Анализ внешней и внутренней среды предприятия.
IV. Разработка стратегических альтернатив и выбор стратегии.
V. Технология планирования стратегии.
I. Сущность и структура стратегического планирования.
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению.
Основная задача стратегического планирования – обеспечить ново-введение необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Стратегическое планирование определяет развитие потенциала предприятия, т.е. такой набор факторов функционирования, которые бы позволили предприятию занять желаемое место на рынке.
Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
1. Стратегическое планирование должно дополнять тактическое (обеспечивается принцип интерференции)
2. Стратегические планы разрабатываются высшим руководством предприятия.
3. Годовая детализация стратегического плана, осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана.
На ряду с достоинствами стратегическое планирование имеет ряд недостатков:
1. Стратегическое планирование не дает и не может дать детального описания будущего. Его результат – качественное описание состояния, к которому должно стремиться предприятие в будущем, такую позицию может и должно занимать на рынке, чтобы ответить на главный вопрос «Выживет ли предприятие в конкурентной борьбе в будущем?».
2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации планов.
Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества плановиков; тесной связи предприятия с внешней средой; активной инновационной политики; включение всех работников предприятия в реализацию целей и задач стратегического планирования.
3. Процесс стратегического планирования требует для своего осуществления значительных затрат ресурсов и времени.
4. Последствия стратегического планирования гораздо сильнее, чем традиционного перспективного.
5. Само по себе стратегическое планирование результата принести не может, оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
1. Определение миссии предприятия.
2. Формулирование целей и задач функционирование предприятия.
3. Анализ и оценка окружающей среды.
4. Анализ и оценка внутренней структуры предприятия
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив
6. Выбор стратегии (только одна стратегия).
II. Определение миссии, целей и задач предприятия.
Определение миссии предприятия заключается - в установлении смысла существования предприятия, его предназначение, сферы деятельности, норм поведения, роли и места в рыночной экономике (концепция бизнеса, корпоративная миссия).
«Томсон и Стриплент»
Миссия – это в чем заключается наша деятельность и чем мы будет заниматься.
«Месфонд»
Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования.
Миссия организации - это цель ради которой или причина по которой существует организация.
Миссия определяет почему организация существует, что она представляет из себя сейчас и какой организация хочет быть в будущем.
Миссия– это «не видимая рука»
Миссия – это первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме, прежде всего у всех тех, кто имеет к ней отношение.
Миссия играет двоякую роль:
1. Играет огромное значение для коммуникации внутри предприятия, позволяет сотрудникам , лучше понять специфику его деятельности.
2. Способствует до ведению информации о деятельности предприятия до акционеров, потребителей и поставщиков.
Формулировка миссии с одной стороны должна быть общей, что бы конкуренты не смогли расшифровать хозяйственные замыслы предприятия, а с другой достаточно четкой, чтобы клиенты смогли в них ориентироваться.
Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, это своего рода мотив поведения и действий его работников (в отличие от миссии выражают конкретное направление деятельности предприятия).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|