МЕТОД НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЕВ
Планирование на предприятии
Литература:
- Алексеева *планирование деятельности фирмы*
- Попов, Ляпунова *Бизнес планирование*
- Горемыкин
- Ильин
- Черняк *Бизнес планирование*
- Бухалков
- Бенгз *Руководство по составлению бизнес плана*
Место планирования в управлении предприятием
I.Сущность планирования
II.Цель и задача. Объект и предмет планирования
III.Принципы планирования
IV.Организация планирования на предприятии
I. Первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельностью всегда является процесс постановки целей и нахождения способа её выполнения.
В результате анализа отечественных и зарубежных источников представляется возможным выделить следующие особенности планирования как вида управленческой деятельности.
1) Планирование – управленческая деятельность предусматривающая выработку целей и задач управления предприятия а также определения путей реализации планов и эффективного ресурсов для достижения поставленных целей
2) Планирование – предварительное принятие решений направленных на достижение определенных результатов перспективе.
3) Планирование – выбор наилучших способов достижения целей на основе сбалансированности и последовательностью всех производственных операций и решения социальных задач
4) Планирование - определение будущего, желаемого состояния и целесообразных решений которые необходимо осуществить чтобы вывести объект из существующего положения в планируемое в условиях ограниченности ресурсов.
II. II. Цель задачи объект предмет.
Целью планирования является разработка и построение системы планов предприятия направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли в течении длительного периода времени.
Задачи планирования
Планово-расчетные
1.1)Определение потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах как для производства выпускаемых изделий, так и для подготовки и освоения новых
1.2)Расчет производственной мощности предприятия в целом и его подразделений
Информационно-справочные
1.1)Разработка необходимой справочной и нормативной информации
1.2)Формирование плановой документации
1.3)Накопление и хранение информации
Функциональные
1.1)Подготовка и разработка плановых документов
1.2)Решение кадровых вопросов
1.3)Обработка данных. Оптимизация кадровых решений
Объект планирования –деятельность предприятия.
1) Хозяйственная (исследования и разработки, продвижение товаров и т.д.)
2) Социальная деятельность (подготовка кадров, повышение квалификации, улучшения условий труда)
3) Финансовая
4) Экологическая деятельность
Предмет планирования –ресурсы предприятия (финансовые, трудовые, информационные)
III. Принципы планирования.
Любая целенаправленная деятельность должно осуществляться на основе определяющих принципов
1)Принцип единства – предполагает что планирование носит системный характер. Т.е осуществляется взаимосвязь между подразделениями предприятия через координацию и интеграцию плановой деятельности.
Координация предполагает что планирование деятельности одного подразделения должно быть связано с планированием деятельности на других подразделений одного уровня и изменение в планах одного подразделения должны быть отражены в планах других подразделений
Интеграция предполагает что планы отдельных подразделений являются частью общего плана.
2)Принцип непрерывности – заключается в том, что процесс планирования должен регулярно повторяться через установленные промежутки времени.
Разработанные планы должны при необходимости оперативно регулироваться по результатам ранее выполненных работ по горизонтали и вертикали управления
3)Принцип гибкости – предполагает что сам план и процесс планирования должны обладать способностью быстрого изменения своей направленности в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств во внешней и внутренней среде предприятия.
Резервы способные стабилизировать риски.
4)Принцип точности – означает что планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности фирмы.
5)Принцип участия – означает, что каждый работник предприятия в определенной степени становится участником плановой деятельность (независимо от занимаемой должности и выполняемых функций). -такое планирование называют партисипативным.
6)Принцип обоснованности – состоит в том, что планирование на предприятии осуществляется на основе:
1. Информации о требованиях потребителей к техническому уровню и качеству выпускаемой продукции, уровню цен на эту продукцию и возможному объему поставок.
2. Нормативной базой планирования необходимой для расчета потребности ресурсов.
7)Принцип оптимальности – включает в себя выбор наиболее целесообразного методов использования ресурсов предприятия, путем обоснования наилучшего варианты плана деятельности предприятия с точки зрения принятого критерия.
IV. Организация планирования на предприятии.
Успешность и эффективность системы планирования определяется в значительной степени уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:
1. Плановый персонал – это те работники, которые в той или иной мере выполняют функции планирования. Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуре.
Планирование на предприятии может иметь следующие организационные формы:
1) Централизованными функциями планирования – характеризуется тем, что при высшем руководстве создается специальная служба планирования (подчиняется генеральному директору или его заместителю), которая занимается разработкой перспективных или текущих планов и следит за ходом из выполнения.
2) Децентрализованными функциями планирования – плановая работа осуществляется на 3 уровнях управления (высший, средний и низовой). На уровне высшего руководства имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план своего подразделения. В каждом структурном подразделении есть отдел производственного планирования и контроля, занимающийся текущим, технико-экономическим и оперативно-календарным планированием.
2. Механизм планирования – представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.
3. Процесс планирования – имеет свою технологию, представляющую последовательность шагов, выполняемых при составлении плана. Процесс планирования состоит из следующих этапов:
1) Определение целей планирования
2) Анализ проблемы – определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
3) Поиск альтернатив
4) Прогнозирование (формируется от представления о развитие планируемой ситуации)
5) Оценка (расчеты, на основании которых мы выбираем)
6) Принятие планового решения
4. Средства, обеспечивающие процесс планирования – призваны автоматизировать технологический процесс разработки плана от сбора информации до сбора информации до принятия и реализации планового решения (информационная, программная, техническая и др. виды обеспечения).
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
ПЛАН:
1)Классификация видов планирования
2)Виды планирования по обязательности плановых решений
3)Виды планирования по содержанию плановых решений
4)Виды планирования в зависимости от предмета планирования
5)Виды планирования по срокам
1)Классификация видов планирования
В своей хозяйственной деятельности предприятие чаще всего использует комбинации различных видов планирования.
Факторы, влияющие на выбор планирования:
1)факторы обусловленные спецификой предприятия(вид деятельности, географическое положение, концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации, способность предприятия к диверсификации производства и т.д.)
2)факторы внешней среды(налоговая, законодательные аспекты, степень государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции, региональная специфика)
3)критерии, обусловленные спецификой процесса планированияна предприятии (полнота, детализация, гибкость, точность, детализация, полезность планирования)
Виды планирования:
1)обязательность плановых решений
1.1 директивное планирование
1.2индикативное планирование
2)содержание плановых решений
1.1 стратегическое планирование
1.2 тактическое планирование
1.3 оперативное планирование
1.4 бизнес-планирование (элемент стратегического планирования)
3) Степень охвата объектов планирования
1.1 общее
1.2 частное
4)Предмет планирования
1.1 целевое планирование
1.2 планирование средств
1.3 программное планирование
1.4 планирование действий
5)сроки планирования
1.1 перспективное (долгосрочное и среднесрочное)
1.2 текущее планирование (краткосрочное)
Сфера функционирования
1.1планирование производства
1.2 планирование сбыта ( маркетинг отдельно)
Каналы распределения, каналы сбыта продукции
1.3 планирование персонала
1.4 Финансовое планирование
1.5 Планирование инвестиций
1.6 планирование приобретений
1.7 Планирование потребностей
7) По сфере планирования
1.1 межцеховое и внутрицеховое
1.2бригадно и индивидуальное
По стадиям разработки
1.1 предварительное планирование
1.2 окончательное
По степени точности
1.1 укрупненное планирование
1.2 Уточненное планирование
Директивное планирование – представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательных характер для исполнения в отношении объектов планирования.
Директивные планы как правило имеют адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
На макроэкономическом уровне директивное планирование может служить эффективным средством решения многих задач имеющих общенациональное значение (оборона, социальная политика)
На микроэкономическом уровне директивная политика будет применяться в отношении специализированных предприятий, несущих в себе комплекс общенациональных задач.
Например: структуры МВД, пенсионный фонд.
Индикативное планирование - наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план носит рекомендательный характер.
В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число ограничено.
Задания индикативного плана называются индикаторами
Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и основные параметры развития экономики, выработанные органами государственного управления в процессе формирования социально – экономической политики и устанавливающие меры хозяйственного влияния на хозяйственные процессы с целью достижения заданных параметров.
В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики состояние финансов, объем денежной массы, рынка ценных бумаг, изменение цен, уровенбь безработицы, качество жизни населения.
Индикативные планы применяются на микроуровне
Стратегическое планирование как правило ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта
Стратегическое связано с тактическим планированием
(стратегия не функция времени, а функция направления)
Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса – (диверсификационные процессы), на каких рынках действовать, какую продукцию выпускать, или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес.
Посредством стратегического планирования формулируются цели и вырабатываются средства их достижения.
Стратегическое планирование долгосрочно.
Неопределенность – недостаток стратегического планирования.
Тактическое планирование – это процесс создание предпосылок по реализации возможностей предприятия, выявленных в ходе стратегического планирования.
Тактическое планирование позволяет использовать скрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объема производства, снижения затрат, повышении качества продукции и услуг, росте производительности труда, уменьшение потребностей в капитальных затратах.
Стратегия – примерные планы
Реакция хозяйственного субъекта на внутренние и внешние изменения (чего хочет добиться субьеткта)
Тактические – как распределить ресурсы и добиться тех целей, которую сформулировали на этапе стратегического планирования
Оперативное планирование является завершающим этапом в процессе планирования хозяйственной деятельности предприятия.
Основная задача оперативно-календарного планирования – состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной , планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:
1)определяется время выполнения отдельных операций производственного процесса
2)повторяется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции.
3)ведется систематический учет, контроль, анализ, и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика
Специальность экономика и управление по отраслям
Специализация управление финансами на предприятии
Под оперативно-календарный планированием понимается составление бюджета организации.
Составление бюджета (бюджетирование) является составной частью финансового менеджмента( специализация)
Бюджетирование – это составление реального плана (сметы) доходов, расходов, продажи, движения денежных средств, уплаты налогов и так далее..
Отчет о прибылях убытках
Бизнес-планированиеспецифическаяобласть деловых технологий направленная на привлечение внешнего капитала, одно из базовых средств повышения эффективности бизнеса.
Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение системы реализации проекта – конкретного инвестиционного предложения в его ключевых моментах, убеждающих инвестора в его выгодности и участия в нем.
Данный процесс носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия. Так как выявляет недостающие элементы организационной, правовой, финансовой обеспеченности для превращения экономического замысла в его материальное воплощение.
Основная задача: наметить практически осуществимую программу действий, обеспечивающих достяжение намеченных целей
Бизнес-план длительный период времени элемент стратегического планирования
Целевое планирование –представляет собой процесс определения целей предприятия
Его предметов являются стоимостные и социальные цели, которые определяют политику предприятия.
В отдельных случаях к предмету целевого планирования может относиться планирование программ, а также путей и средств их достижения.
Планирование средств – включает в себя планирование ресурсов, необходимых для осуществления поставленных целей
Планирование трудовых ресурсов, материальных, потребностей в оборудовании, в информации
Планирование рекламной компании
Планирование средств достижения целей может проявляться на базе имеющегося производственного потенциала или с вовлечением в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов
Программное планирование – относится к разработке и реализации конкретных программ
Планирование действий – представляет собой способ достижения целей или реализации программ
Планирования найма персонала
5.по срокам планирования
В зависимости от срока, на который составляется план и степени детализации плановых расчетов принято различать перспективное и текущее планирование
Стратегическое всегда перспективное
Перспективное планирование охватывает временной интервал свыше одного года.
Оно обычно включает в себя долгосрочное планирование (временной интервал 5,10,15 и 20 лет)
И среднесрочное планирование (от 1до 5 лет)
В наше время наиболее перспективный срок – от 3 до 5 лет среднесрочное
По принципу целевого согласования планов по содержанию и во времени перспективное планирование может осуществляться следовательно или синхронно
Это означает, что содержание двух или более планов может увязываться одно с других следующим образом:
1)либо один план разрабатывается на базе другого
2)либо содержание планов в процессе принятия решений определятся одновременно
В зависимости от регулярности осуществления процесса планирования последовательное планировнаие может быть как периодическим так и эпизодическим
К перспективному планированию относят:
Неопределенность
Неустойчивость
Текущее планирование осуществляется на период до одного года, поэтому его называют краткосрочным.
На период от одного года. Его можно считать планированием достяжения целей.
Текущий план является инструментом конкретизации и детализации перспективных планов, но и текущие планы и
Прогноз – что будет если
План – что надо сделать чтобы….было
Текущие планы в основном предусматривают разработку производственных программ предприятия, учитывающие заданный производственный потенциал и рассчитанные на определенную производственную мощность
Текущие планирование может осуществляться на уровне предприятия в целом, а также на уровне отдельных производственно-хозяйственных подразделений
В зарубежной науке и практике планирования принято выделять четыре типологии составления плана.
Планирование бывает:
1)реактивным (ориентация на прошлое)
Базируется на анализе предществующего опыта и истории развития и чаще всего опирается на истории развитии производства , старые организационные формы и сложившиеся традиции.
2)инактивное (ориентация на настоящее)
Ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает возвращения к прошлому и движения вперед.
Цель: стабильность и выживание
3)преактивным (ориентация на будущее)
Не оглядываемся на прошлое, не учитываем ситуацию, не опираемся на опыт и ошибки допущенные в прошлом.
Направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирм.
Опирается на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но при этом мало используют накопленный опыт.
4)интерактивная (предполагает взаимодействие прошлого, настоящего и будущего как различных но не разделимых видов планирования)
Заключается в проектировании желаемого будущего и изыскания путей его построения
Интерференция короткосрочной и долгосрочной интерференция фин менеджмент
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1)Понятие методов планирования, классификация методов планирования
2)Методы экспертных оценок
3)Формализованные методы планирования
Планирование представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг социально-экономических и научно-технических проблем.
Планирование под методом понимается технический прием, процедура или другой инструмент, имеющий существенное значение для уссешного выполнения той или иной задачи.
По степени формализации методы планирования можно подразделить на интуитивные и формализованные
Формализация- констатация условий, сбор показателей, расчет показателей и аналитика результатов, конструктивные, выведенные на математических приемов и методов
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении.
Используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов, из-за значительной сложности объектов планирования, или когда объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.
Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогноза.
Экономико-математическое моделирование
Статистика
К интуитивным методам относят методы экспертных оценоки методы исторических аналогий и прогнозирования его образцов
Технико-прогнозированиесостоит в анализе высокоразвитой системы, примерно одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой системе и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой.
Формализованные методы включают в себя метод экстраполяции и методы моделирования
МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу плана закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.
При этом все экспертные оценки подразделяют на две группы:
1) индивидуальные
2)коллективные
Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов – специалистов соответствующего профиля – профиль конкретно определять.
Среди индивидуальных экспертных оценок наибольшее распространение получили:
1)метод интервью (заранее сформулированные вопросы которые предполагают доформулирования или философского подхода)
методы лонгетюдного исследования как к индивидуальным так и к коллективным экспертным оценкам
Результаты проведенного свод- анализа
А как вы проводили этот анализ?
Использовали мет
Методы лонгитюдного исследования
Что это такое ? =>
Метод интервью – предполагает беседу с экспертом по схеме вопрос – ответ в процессе которой в соответствии с заранее разработанной программой перед экспертом ставятся вопросы относительно перспектив развития планируемого объекта
Аналитический метод – предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния, и путей развития планируемого объекта
Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте планирования
Свои выводы эксперт отражает свои выводы к докладной записке.
Основным преимуществом этого метода является возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта.
Данный метод малопригоден для прогнозирования сложных систем и(или) выработки стратегий из-за ограниченности знаний специалиста, который выступает экспертом.
МЕТОД НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЕВ
Оптимистический, пессимистический, оптимальный вариант развития ситуации
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|