Разработка системы бюджетов п/п.
Эффективным видом финансового планирования на предприятии является бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.
Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:
- бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;
- бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;
- бюджет потребления энергий;
- бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;
- бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);
- бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;
- налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.
Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами, в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц.
Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.
В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.
14. Как можно оценить уровень качества планов на стадии их составления. Какие показатели для этого применяются.
Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д.
Реальность планов означает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени.
Первым признаком реальности планов может служить уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях.
Важным оценочным показателем качества разрабатываемых на предприятии планов служит уровень их напряженности. Данный показатель является универсальным и может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования. В общем виде, коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном. Тогда коэффициент напряженности планов будет выражен соотношением установленных плановых и действующих нормативных показателей: КН = Апп / АЭ ,
гдеКн – коэффициент напряженности плана; Апп – планируемый или фактический показатель; Аэ – эталонный или нормативный показатель.
Сбалансированность многих показателей является необходимым условием качественной разработки первоначальных планов, например, плана производства и плана продаж, плана численности персонала и плана материального вознаграждения, плана доходов и расходов и т. д.
При оценке качества составления и выполнения планов наибольшая сложность состоит в выборе объективных нормативных показателей, которые должны стать эталонами, стандартами или критериями равной напряженности планов. В передовом отечественном производстве за основу эталонных нормативов могут быть взяты следующие отраслевые или республиканские стандарты:
1) коэффициент использования среднегодовой производственной мощности предприятия – 0,85;
2) показатели загрузки технологического оборудования и рабочих мест – 0,80;
3) удельный вес новой продукции в годовом плане производства и продажи – 0,25.
Сравнивая соответствующие плановые или фактические показатели снормативными, можно установить не только коэффициенты напряженности планов, но и степень риска плановой деятельности. Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10 %, высокую – до 20 %, чрезмерную – до 40 % и недопустимую – свыше 50 %. Если фактические показатели коэффициентов напряженности или риска находятся в пределах так называемого нормального коридора, то это служит признаком соответствующего уровня качества планов.
Выполнение плановых показателей оценивается путем их периодического сравнения с фактическими значениями по заранее установленным контрольным точкам. Выполнение плана производства необходимо оценивать за декаду, месяц, квартал и год.
При изменении как внешних, так и внутренних факторов корректировка отдельных показателей плана дает возможность предприятию без изменения общей цели находить оптимальные пути их достижения, способствует улучшению использования ограниченных экономических ресурсов и повышению на этой основе эффективности производства.
15. Бизнес-планирование на предприятии. Виды и содержание бизнес-планов.
Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты.
На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других – локальных бизнес-проектов.
В современных условиях бизнес-план служит для производителей - надежным инструментом хозяйствования, а для инвесторов основным ориентиром при финансировании проекта.
Каждый бизнес-план должен содержать резюме. Резюме - это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов кбизнес- плану и получить необходимый кредит для практической реализации.
Содержание бизнес-планов:
1. Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
2. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
3. Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.
4. Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
5. Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.
6. План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.
7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
8. Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.
9. Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
10. Приложения: перечень основных документов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|