Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права





Существование налогового права обусловлено использованием государством налогов как основного источника формирования финансовой базы для осуществления своих задач и функций.

Налоговое право представляет собой совокупность финансово-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Данное понятие свидетельствует о том, что государство в системе общественных отношений преследует цель аккумулирования доходов общества в бюджетную систему с дальнейшим распределением и перераспределением финансовых средств для регулирования экономической политики страны в целом.

В настоящее время вопрос об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остается открытым. Разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.



В научных трудах, издававшихся в советский период, а также в первой половине 90-х гг. ХХ в., налоговому праву отводилась роль финансово-правового института, хотя и важнейшего [Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М., 1973. С. 3–12; Гуреев В. И. Налоговое право. М., 1995. С. 5; Покачалова Е. В. Налоги, их понятие и роль // Финансовое право. М., 1995. С. 225].

Учитывая тенденции развития налогового права, следует констатировать, что данные взгляды на налоговое право как институт финансового права не соответствуют современным тенденциям развития процессов налогообложения. В последние годы в юридической науке сформировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права, которая выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку [Петрова Г. В. Формирование институтов налогового законодательства: концептуальный аспект // Журнал российского права. 1997. № 7. С. 41; Брызгалин А. В. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения // Финансовое право Российской Федерации. М., 2002. С. 330].



При этом некоторые авторы не исключают возможности формирования в перспективе самостоятельной отрасли налогового права [Витрянский В. В., Герасименко С. А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. М., 1995. С. 7; Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 335; Парыгина В. А., Тедеев А. А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д., 2002. С. 36].

Таким образом, в настоящее время налоговое право следует рассматривать как подотрасль финансового права, обладающей значительной спецификой ее правового регулирования.

 

8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, применения мер ответственности за налоговые правонарушения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.

Налоговые правоотношения имеют двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой – правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.

Налоговые правоотношения имеют следующие особенности:

Ø возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;

Ø формально определены, т. е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;



Ø обеспечены государственным принуждением – в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.

 

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объектов и содержания.

Субъектомналогового правоотношения является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей. Налоговое право, регулируя отношения в налоговой сфере, определяет круг участников этих отношений, предоставляя им права и наделяя обязанностями.

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности представляют собой налоговую правосубъектность.

Налоговая правоспособность определяется как способность физических и юридических лиц иметь права и исполнять обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Налоговая дееспособность – способность налогоплательщиков своими действиями создавать налоговые права и приобретать налоговые обязанности. Данная способность возникает при наступлении определенных условий: у юридических лиц – с момента регистрации, у физических – по достижении определенного возраста (с 18-ти лет – полная налоговая дееспособность).

В статье 4 Налогового кодекса Республики Беларусь установлен исчерпывающий перечень налоговых правоотношений, в который включены:

1) организации и физические лица, являющиеся плательщиками налогов и сборов;

2) организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами;

3) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы);

4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (таможенные органы);

5) республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы (финансовые органы), иные уполномоченные органы при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений возникает правовая связь. Объектами налогообложения могут быть: имущество (движимое и недвижимое); доходы (вознаграждение в денежной и натуральной формах за выполнение трудовых обязанностей, гонорары, дивиденды, прибыль и др.); операции по реализации товаров (работ, услуг) и др. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый специальным налоговым законом.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Важнейшим субъектом налоговых правоотношений является налогоплательщик, которому налоговое законодательство предоставляет права и возлагает на него обязанности.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков. Статья 21 предусматривает следующие основные права налогоплательщика:

1) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных налоговым законодательством;

5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;

6) присутствовать при проведении налоговой проверки;

7) получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

8) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

9) требовать соблюдения налоговой тайны;

10) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

11) на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством;

12) иные права, предусмотренные налоговым законодательством.

Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 22) урегулированы и обязанности налогоплательщиков, основными из которых являются:

1) уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2) стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

3) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

4) выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

5) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

6) обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

7) выполнять другие обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджеты различных уровней. Эта задача реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы в соответствии со ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь наделены следующими правами:

Ø получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

Ø вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

Ø заявлять ходатайства: о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей; о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

Ø в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица); об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица); другие иски (заявления), предусмотренные законодательством;

Ø получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

Ø при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

Ø взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

Ø приостанавливать в случаях, установленных налоговым законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

Ø доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в установленном порядке;

Ø назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного липа);

Ø в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

Ø вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

Ø проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств.

Ø изымать при проведении выездной налоговой проверки в установленном порядке документы плательщика (иного обязанного лица);

Ø в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются объектами нарушения налогового законодательства.

Налоговые органы могут иметь также другие права, установленные законодательством.

Правам налоговых органов соответствует набор определенных обязанностей, основные из которых согласно ст. 82 Налогового кодекса Республики Беларусь следующие:

1) действовать в строгом соответствии с законодательством;

2) корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

3) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;

4) вести учет плательщиков (в установленных случаях иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

5) издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков (иных обязанных лиц) по их запросам;

6) в порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки;

7) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в установленном порядке;

8) требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований;

9) в порядке, установленном Налоговым кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

10) передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;

11) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);

12) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

13) передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

14) отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.

Налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.