Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов





ТЕМА 8. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует определенных финансовых ресурсов. Правовая наука придает большое значение определению понятия налог, поскольку в нем отражены сущность и характерные особенности правоотношений, имеющих место в процессе взимания налогов. Актуальность рассмотрения правовой категории "налог" объясняется и тем, что налоги в современных условиях являются основным источником пополнения государственной казны.

В экономической и правовой литературе приводится большое количество различного рода определений налога. В настоящее время легальное определение содержится в п. 1. ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.



Данное определение носит многогранный характер и отражает определенные признаки налога:

1. Обязательность, т. е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять уплату налога. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

2. Безвозмездность, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества, в связи с чем оно не имеет никаких обязательств перед конкретным налогоплательщиком.

3. Денежная форма уплаты налога, т. е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях большинство налоговых платежей осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, некоторые современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров и услуг.



4. Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собственность государства (исключение составляют государственные предприятия). Налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.

Сбором(пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения юридически значимых действий в отношении их государственными органами (п. 2 ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Основные отличия налогов от сборов заключаются в следующем:

1. Сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, т. е. они должны быть корреспондированы затратам, произведенным при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Налоги призваны финансировать деятельность государства в целом.

2. Признаком налога является безвозмездность. Сбор же является относительно возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение и т. д.



3. Сбор является разовым платежом, а для налога характерна стабильность и длительность отношений.

4. Вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер. Вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой налога.

Государственная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами. Отличие пошлины от налога заключается, прежде всего, в том, что пошлины связаны с получением встречной (конкретной) услуги со стороны государства.

Налоги, как категория не только юридическая, но и экономическая, выполняют определенныефункции. Именно в этом проявляется их общественное назначение. Выделяют следующие основные функции налогов: фискальную, регулирующую, распределительную (социальную) и контрольную.

Фискальная функция является основной функцией налогов. Посредством ее удовлетворяются потребности в финансовых ресурсах в рамках всей страны: финансовые ресурсы мобилизуются для выполнения различных государственных программ. Все остальные функции являются производными от фискальной.

С помощью регулирующей функции формируются различные противовесы (система льгот и освобождений) излишнему фискальному бремени посредством создания специальных механизмов взаимодействия корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Чрезмерное изъятие доходов плательщиков может привести к истощению основных фондов и вымыванию оборотных средств, экономическому застою или даже упадку. В то же время налоги не должны быть слишком низкими, так как это подрывает их финансовую функцию и не является стимулом для производителя к повышению рентабельности (достаточно и тех доходов, которые остаются в его распоряжении в результате заниженных изъятий).

В социальной области налоги также могут использоваться для общего воздействия на юридических и физических лиц в форме перераспределения общественных доходов между различными категориями населения. Подоходный налог с физических лиц уравнивает всех в правах и обязанностях финансирования общих расходов по признаку размера полученного дохода. Льготы по налогам для юридических лиц, производящих социально значимые товары, предполагают поддержку малоимущих граждан. Высокие ставки акцизов по спиртным напиткам и отсутствие таковых по безалкогольным способствует утверждению здорового образа жизни. Значительная же часть средств, поступивших по этому источнику в бюджет, используется на социальные нужды (выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных учреждений).

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги).

Реализация всех вышеназванных функций в их единстве может быть обеспечена наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские)налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом, Президентом Республики Беларусь и действуют на всей территории Республики Беларусь и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, чрезвычайный налог и др.

Местныеналоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц (налог на продажу, налог на рекламу, сборы за промысловую заготовку и др.). Все суммы местных налогов зачисляются в местные бюджеты.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыеналогиустанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.

Косвенныеналоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются: акцизы, налог на добавленную стоимость и др.

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость с физических лиц и др.); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на приобретение автотранспортных средств, налог на недвижимость и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляются налоги, различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленныеналоги полностью поступают в конкретный бюджет. Например, суммы налога на добавленную стоимость, акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию, чрезвычайного налога полностью поступают в республиканский бюджет. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Примером таких налогов являются: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес и др.

Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: времени действия, источнику уплаты, объекту налогообложения (налогооблагаемой базы), методу исчисления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.