Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав уголовного преступления





Общее понятие состава преступления как универсальной совокупности элементов, характеризующих общественно опасное деяние в качестве преступления, является основой для признания содеянного преступным или непреступным и его правильной квалификации. Между тем для практического применения рассмотренных выше теоретических положений весьма важное значение имеет классификация составов преступлений, то есть подразделение их на определенные виды.

В основу классификации составов преступлений кладутся обычно такие критерии, как степень общественной опасности деяния, способ описания в законе состава преступления и конструкция объективной стороны преступления.

В зависимости от степени общественной опасности деяния ­составы преступлений подразделяются на основные, квалифицированные (с отяг­чающими, квалифицирующими признаками) и привилегированные (со смягчающими признаками).

Основной состав преступления – это состав, который ­содержит совокупность основных, постоянных признаков дея­ния определенного вида и не предусматривает дополнительных признаков, повышающих или понижающих степень общественной опасности содеянного. Таковым является, например, состав убийства, предусмотренный частью первой статьи 96 УК.



Если в составе преступления помимо основных признаков деяния данного вида указываются еще и отягчающие ответственность и наказание обстоятель­ства, то такой состав преступления назы­вается квалифицированным. Такими квалифицирующими при­знаками могут быть самые разнообразные обстоятельства: неоднократность, способ (особая жестокость , насилие и пр.), судимость , организованная группа , корыстные мотивы и т.п. Квалифицированный состав преступления содержится, как правило, в разных частях соответствующей статьи Особенной части УК. Примером является квалифицированный состав убийства, предусмотренный частью второй статьи 96 УК.

Состав преступления, в котором наряду с основными приз­наками имеются смягчающие ответственность и наказание обстоя­тельства , называется привилегированным составом. Он может содержаться либо в разных частях одной и той же статьи Особенной части УК, либо в отдельной статье, как например, привилегированные составы убийства: матерью новорожденного ребенка (статья 97 УК), совершенного в состоянии аффекта (статья 98 УК), совершенного при превышении пределов необходимой обороны (статья 99 УК), совершенного при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (статья 100 УК).



В зависимости от способа описания в законе признаков состава преступления разли­чают простой и сложный составы преступления.

Простой состав преступления – это состав, в котором нет усложнения какого-либо элемента состава. В нем дано описание одного деяния, части или стадии которого не образуют самостоя­тельного преступления, то есть каждый из элементов состава представлен в единственном экземпляре.

Сложный состав – это состав преступления, в котором имеется усложнение какого-либо элемента состава (объекта, объективной стороны , субъекта, субъективной стороны). Например, сложными являются составы разбоя (посягает на два объекта: отношения собственности и личность), изнасилование (с несколькими действиями: применение психического или физического насилия либо использование беспомощного состояния потерпевшей и половое сношение), с двумя формами вины ­(принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации либо иного использование, повлекшее по неосторожности смерть человека) и др.

 

Разновидностью сложного состава является альтернативный состав преступления, который содержит несколько вариантов преступного действия (бездействия), каждое из которых может быть основанием уголовной ответственности, например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности , незаконное предпринимательство , обман потребителей .



 

Важное практическое значение имеет классификация составов преступлений в зависимости от конструкции их объективной стороны. По этому критерию различаются материаль­ные, формальные и усеченные составы преступлений.

 

Составы, в которых последствия выступают как необходимый признак оконченного преступления, называются материальными составами преступлений. Если же в результате совершения деяния последствие,

предусмотренное таким составом пре­ступления, не наступило, то содеянное либо не признается ­преступлением (например, в неосторожных деликтах), либо квалифицируется как приготовление или покушение на преступление (в умышленных деяниях, направленных на достижение указанного последствия).

 

Формальные составы преступлений – это такие сос­тавы, в которых для признания преступления оконченным достаточно совершить деяние , предусмотренное уголовным законом. Последствия же не выступают здесь в качестве обязательных признаков преступления. Примерами формальных составов являются государственная измена , шпионаж , изнасилование . Если же фактически общественно опасные последствия наступают, то они ­могут выполнять в формальных составах либо роль квалифицирующих п ризнаков (например, изнасилование, повлекшее ­заражение потерпевшей венерическим заболеванием), либо учитываться при назначении наказания.

В ряде случаев законодатель момент окончания преступления переносит на одну из стадий предварительной преступной деятельности – на приготовление или покушение. Для признания такого преступления оконченным не требуется не только наступления преступных последствий, но и доведения до конца действия, способного вызвать их наступление. Подобные соста­вы преступлений называют усеченными (разбой , бандитизм и др.).

Экономические права

Экономические права и свободы — это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся:

а) право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.

б) право наследования (ст. 26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследователя).

в) свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции) - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Билет № 7

Гражданское общество

Красной нитью в гражданском обществе проводится идея человека. Значение для характеристики гражданского общества имеет его многогранная естественная связь с правом, обеспечивается правовая защищенность отдельной личности, только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к традициям, законам, нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

2. Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3. Общественные отношения и организации;

4. Политические партии и движения;

5. Сфера воспитания и негосударственного образования;

6. Система негосударственных средств массовой информации;

7. Семья;

8. Церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

самоуправляемость;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

реальное осуществление права человека на информацию;

жизнедеятельность базируется на принципе координации( в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации) ;

многоукладность экономики;

легитимность и демократический характер государственной власти;

правовое государство;

сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Понятие и цели наказания

Республика Казахстан осуществляя борьбу с преступностью использует разнообразные организационные воспитательные, экономические, духовные меры широко привлекая общественность к охране правопорядка. Особое внимание государственные органы и общественность обращают на предупреждение преступлений, их профилактику. Важным средством, которое использует государство в борьбе с преступностью в стране, является уголовное наказание. Оно является одной из мер государственного принуждения, применяемой к лицам, виновным в совершении преступлений.

Меры государственного принуждения разнообразны. К ним относятся не только меры уголовного наказания, но и меры гражданского, административного, дисциплинарного характера.

В юридической литературе теоретические проблемы уголовного наказания разработаны более обстоятельно. Они достаточно полно и всесторонне отражены в учебниках и курсах по уголовному праву. Необходимо отметить, что особое место в разработке проблем наказания в теории уголовного права принадлежит работам И.И. Карпеца и Н.А. Стручкова.

Наказание призвано охранять от различного рода преступных посягательств права, свободы, законные интересы человека и гражданина, мир и безопасность человечества, собственность, права и законные интересы организации, общественный порядок и безопасность, окружающую среду, конституционный строй и территориальную целостность Республики Казахстан, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

Понятие наказания определяется в ч. 1 ст. 38 УК РК: «Наказание есть мера государственного принуждения назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишение или ограничение прав и свобод этого лица».

Наказание как вид государственного принуждения характеризуется рядом черт, которые в совокупности присущи лишь этому виду государственного принуждения.

Во первых, наказание – это мера государственного принуждения, которая установлена уголовным законом. Уголовный Кодекс Республики Казахстан в статье 39 дает исчерпывающий перечень видов наказания. Другие виды наказания к лицу, совершившему преступление, суд применять не может. А также, и не может увеличить пределы санкции уголовного закона. Зато в исключительных случаях суд может назначить наказание более мягкое, чем предусмотрено законом (ст. 55 УК РК).

Во вторых, наказание назначается только по приговору суда от имени государства. Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступника. В связи с этим наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление. Другие меры государственного принуждения применяются от имени должностного лица или какого-либо государственного органа.

В третьих, уголовное наказание носит публичный характер. Это означает, что установление виновности лица в совершении им преступления, признание необходимости применения наказания, определение конкретного вида и размера уголовного наказания являются прерогативой государства, а не частных или юридических лиц. Публичный характер уголовного наказания проявляется также и в том, что никто – ни частное, ни должностное лицо – не может освободить виновного от отбывания назначенной ему судом меры уголовного наказания. Вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех учреждений, предприятий и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Казахстана.

В четвертых, наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложено на других лиц. К примеру, наказание не может быть направлено против членов его семьи или его близких, даже если он сам по каким-либо причинам избежал наказания. Имущественные изыскания, связанные с применением к виновному меры наказания, также не могут быть обращены на имущество родственников или лиц, близких преступнику.

В пятых, наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет ему страдание. Они могут быть физического, морального, материального и иного характера. То есть по своему объективному содержанию наказание – это всегда кара. Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное содержание. Без кары наказание потеряло бы всякое предупредительное значение. Под карой надо понимать принудительную насильственную сторону наказания, то есть причинение предусмотренных законом лишений или ограничение прав и свобод осужденного. Однако причинение наказанием страданий и лишений не является целью при назначении наказания. Уголовный закон специально указывает, что причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства не являются целью наказания (п. 2, ст. 38 УК РК).

В шестых, наказанию, как особой мере государственного принуждения, присущ такой характерный признак, как судимость, которая влечет за собой отрицательные правовые и моральные последствия. Таким образом судимость является правовым последствием применения уголовного наказания. Признание гражданина судимым влечет для него определенные правовые последствия (сообщать о судимости в официальные органы и т.д.). В отдельных случаях наличие судимости может быть основанием для некоторых ограничений (при поступлении на работу и т.д.). Если лицо совершает новое преступление, то наличие судимости за первое преступление расценивается как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность и наказание. В соответствии с п. 7 ст. 77 УК РК «погашение и снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью».

Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мер государственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с принудительным исполнением решения по гражданским делам.

Однако взыскание по гражданскому делу выноситься, не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характера, а также не влечет уголовно-правовых последствий.

Наказание отличатся и от административного взыскания тем, что, во-первых, уголовное наказание – это правовое последствие только преступных деяний, а меры административного порядка назначаются за антиобщественные проступки, которые не содержат состава какого-либо преступления, предусмотренного уголовным законом.

Во вторых, уголовное наказание назначается только судом, от имени государства, а административные меры могут назначаться административными органами, должностными лицами или судьей.

В третьих, назначение уголовного наказания влечет судимость для виновного лица, а при назначении административного взыскания такого рода правовое последствие не возникает.

Таким образом, уголовное наказание – это мера государственного принуждения, установленная в уголовном законе, применяемая судом от имени государства к лицам, совершившим преступления, обладающая свойством кары за содеянное и выражающая от имени государства отрицательную оценку виновного и его деяния.

Личные права

К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) - это основное неотъемлемое, неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право.

Право на жизнь толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительноеправо на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизнипроизвольно, без должной правовой процедуры.

В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая воз­можности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливает­ся законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступ­ления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о поми­ловании.

Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс ак­тивных действий всех государственных и общественных структур, каждо­го конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных соци­альной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факто­рам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) - возможность со­вершения любых действий, или отказ от таковых вне принуждения или ог­раничения. Ограничение или лишение свободы - арест и содержание под стражей - допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции) -означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

4. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции) - означает признание возможности выбирать желаемый для него вариант поведения в общении с другими людьми и устанавливать отношения с ними в условиях независимости и самостоятельности. Это право включает в себя право на личной и семейной тайны, тайну личных вкладов и сбере­жений, переписки, телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообще­ний. Конституционными гарантиями этого права являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем.

5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) - оз­начает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на за­конных основаниях лица.

2. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции) - возможность беспрепятственного передвижения и вы­бора места пребывания и жительства в пределах государства, а также пра­во покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

3. Свобода совести (ст. 22 Конституции) - гарантированная возмож­ность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать ника­кой.

4. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) - воз­можность выбора своей национальной, партийной, конфессиональной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

5. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) - возможность независимого и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности по их формированию и созданию. Это право включает в себя право поиска, вы­бора, получения, распространения информации в любых формах и любым способом, не запрещенных законом.

Билет № 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.