Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве(финн регулир)





Сущность финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Функции финансов

Ф-сы -эк. кат-рия, функц-ую в различных обществ-эк-их формациях. Исторически 1-е фин-ые отнош-я возникли с разд-ем общ-ва на классы и появл-ем гос-ва. Материал основой ф. явл фонды денежных ср-в.т е финна отнош связ с формир, распр и испол фонда денеж ср-в. В основе Ф лежит движ денег, ожнако категор д и ф не тождест-ы. Ф-сы и деньги выполняют разные ф-и. Деньги: ср-ва платежа, накопления, обращ, мера ст-ти, мировые деньги. Финансов: распр-ная, контр-ая, регулир-щая. термин ф-ы впервые был введен фр уч Боденом в 1577 г. Широкая трактовка ф-в была дана Витте, к-й определил ф-ы не только, как Доходы, но и как Расходы гос-ва, вкл гос.долг. Без участия ф-в НД не может быть распр-ен. Состояние эконом зависит то фин. В усло-х эконом роста увелич ВВП и нац доход, ф харак-ся финн устойч-ю. а в усл спада, состояние ф ухуд(деф бюдж, инф.,наруш хоз связи).Ден. отн-я более широкое понятие, чем фин-вые отн-ния. ФО-это часть ден-х отн-ий. К ФО отн-я след.виды ден-х отн-й: 1.взаимоотнош-я м/у хоз. субъектами. 2.м/у п/п и бюджетами всех уровней и внебюд.фондами. 3.м/у п/п и вышестоящ.пред. 4.м/у различ. звеньями бюджет-ой системы. 5.м/у п/п и их работ. 6.м/у финн.системой и населением. Фин-сы предпр -сов-ть ден.отн-ий по поводу форм-ия, распр-ия и исп-ия централиз. фондов ден.средств гос-ва в целях вып-ния его функций и децентр-ых фондов ден.средств хоз-х субъектов и дом.хоз. с целью обеспечения расширенного произ-ва. К централ-м финансам отн-ся: гос.бюджет (всех уровней), гос.внеб-ые фонды, такие как пенси, соц,мед. К децент ф-м относятся:фонды денеж ср-в, соз самимим хоз субъет(УК аморт-ый фонд,резер,валют) Осн фун-и:1) Расперед.Она связ с распред стоим произв-го общ-го продукта, с формир доходов у субъектов, созд фондов денеж ср-в. На макро уровне эта ф-я прояв-ся в распред ВВП. Созд-ый в обществе ВВП проходит первичное распр-ние, потом перераспре-е. Необход такого перера: непроиз-е сферы, кот не созд(образ, здрав), с диффер доходов различ групп насел, с неравном развит отд террит.В резул такого перерасп: формир доходы гос-ва, насел получ соц выплаты, а а терри и отрасли допол денеж ср-ва.Распред.функция проявл ч/з распред-ие выручки. Часть выручки напр-ется на возм-ие израсх-ных ср-в пр-ва, часть на оплату труда и отчисл-я на соц.нужды. Остав часть выручки - прибыль-кот после уплаты налога-чистая. Идет на расшир воспр-ва.2.контр-ая – тесно связана с распред-ой, представляет контроль за тем, насколько правильно осущ-но это распр-ние. Формой проявл-я этой ф-ции явл. фин.контроль. 3)регулир-проявл-ся ч/з воздействие гос-ва на эк.развит-е , т.е ч/з гос. расходы, ч-з налоги, ч-з кредит.





 

Финансовые ресурсы(ФР). Финансовый механизм(ФМ)

Фин.ресур - это совок-ть фондов денеж.ср-в,т е cоб-х денеж дох и внеш поступ-й, предназ для выпол финн обяз-в, расшир воспр-ва, развит произ и непроиз сферы.ФР формир-ся на 2х уровнях: в масштабе страны (опред-ют возможности расшир.воспр-ва, возможности повышения жизн.-ого уровня населения и роста доходов населения) и в масштабе п/п (их размер опред-ет возмож-сти осущ-я кап.вож-ий, увелич-я оборот.ср-в, выполнения финн.обяз-в, обеспеч-е потребности соц.хар-ра).По источникам формир-я ФР: собственные(это ср-ва п/п,сформир-ые в момент его созд-я в виде УК; также это прибыль, эмиссионный доход, паевые взносы,аморт.отчисления; заемные в виде краткосроч.и долгосроч.кредитов и займов. В качестве привлеч-ных источников могут выступать: ср-ва,поступающие в порядке перераспред-я – страх.возмещ-я по наступившим рискам;дивиденды и %по цен.бумагам бюджет.ассигнования как на возврат.так и безвозврат.основе(ср-ва фед, рег-х и мест-х бюджетов, направляемые на развитие экономики ).

Фин.мех– система уст-х гос-ом форм, видов и методов ФО; На микроуровне исп-ся различ.формы фин.обеспечения производств.процесса (самофин-е, кредитование,гос.финансирование). На макроуровне – это формы расхода бюджета, формы поступл-я ср-в межбюджет.рапределения и перераспред-я финн.ресурсов. Вид орг-ции ФО – виды налоговых платежей, неналог.поступл-ий, виды бюдж.расходов, виды финн.ресурсов и т.д. ФМ вкл-ет: 1) финн.методы – способы формир-я финн.ресрсов(планир-е, инвестир-е, кредит-е, самофин, финанс) 2) финн.рычаги – стимулируют и ограничвают – прибыль, паевые взносы, цена, дивиденды; 3) правовое обеспеч-е – законы, указы Президента, постановл-я прав-ва; 4) норматив.обеспеч-е – инструкции, метод.указания; 5) инф.обеспеч-е – инф-ция разного рода и вида.



 

 

Структура финансовой системы РФ

ФС – сов-ность взаимосвяз-х и взаимодейств-щих сфер и веньев ФО,посредством кот-х осущ-ся формир-е, распред-е и использ-е фондов ден.ср-в.

ФС вкл: 1.центализ-х финансов, вкл: а) Гос.бюджет.система. Бюдж.система РФ 3-х ур-вая : 1.Фед.бюджет 2.Территор.3.Местные. Фед.бюджет разраб-ся и утвержд-ся в форме ФЗ. Терр- утвердж-ся в форме зак-в субъектов РФ. Местные разраб-ся и утвержд-ся в соотв-ии с прав.актами представит-х органов местн смоупр-ия или в соотв с уставом муниц обр-ия. Бюджет любого уровня сос-т из Д-ой и Р-ой частей.

Б) Гос.внебюд.фонды (пенс,страх, мед) – они явл-ся фед.собствен-тью, но действуют как самост.фин-кред.учреж-е финн.сис. Фонды форм-ся в основном за счет ЕСН, а так же за счет поступлений ср-в из фед.бюджета, взносов юр. и физ. лиц и прочих ист-ков. Ср-ва фондов расх-ся на выплату пособий, на оплату услуг мед.учр-ний. В) Гос.кредит –ден. отнош-е м\у гос и юрид,физ лицами, при кот го-во выступает кредитором, гарантом,заемщик. Г) Фонды страх-ния - обесп-т возмещ-ие убытков от стих.бедствий и несчастных случаев, способ-ют их предупр-нию.2.децен.финансы 2.1.Финансы хоз.субъектов- явл-ся самост.хоз.субъектами, юр.лицами. Это исходное звено финн.системы, т.к. именно в этом звене созд-ся НД и ВВП. От финн.сост-я этог звена зависит устойч-сть всей финн-кред системы. 2.2.Финансы дом.хоз-в-выр-т ден.отношения м/у гр-ми совместно ведущими общее х-во для удовл-ния лич. и семейных потребностей и явл-ся основой жизни гр-н. Д-ды дом.х-в: 1.оплата труда членов семьи. 2.Д от предпр-кой д-ти 3.гос.пенсии, пособия, стипендии. Расходы: 1.на покупку Т, оплату У. 2.налоги, обязат.платежи, добровольные взносы.3.ден.накопления и сбережения. 3.негос.частные ф-сы негос.пенсионные фонды,фонды добр-ого мед.страх-я, частные страх. компании и др.

 

Основы использования финансов в общественном воспроизводстве(финн регулир)

Ф-сы могут использ-ся в качестве инструмента управл-я эк-кой. Они споосбны качественно и колич-но влиять на обществ.пр-во. Колич.влияние хар-ся распред-х и использ-х финн.ресурсов. Качеств.возд-е на мат.интересы участников общ.воспр. Изменяя размеры фин.ресурсов, общ-во может возд-ть на развитие пр-ва и соц.сферы.Фин-сы могут воздейст-ть на эк-ку,т.к. 1)они обслуживают кругооб-т капитала и участвуют в создании новой ст-ти,т е влияют на все стадии пр-ва 2)обладают св-вом катализатора эк.процессов,

3 гл.направл-я фин.возд-я на процессы обществ.развития: 1)финн.обеспеч-е потребнстей расшир.восп-ва это покрытие затрат за счет финн.ресурсов аккумулир-мых органами власти и субъектами хоз-я. Финресурсы формир-ся во всех подразд-ях обществ.пр-ва,затем направл-ся и исп-ся ч/з фонды цлевого назнач-я. Снижение финн.ресурсов ведет к сокращ-ю масштабов инвестиций в производ и соц сферы, к несбалансир-сти структуры обществ.воспр-ва. Фин.обеспеч-е затрат может осущ-ся в 3 формх: - самофин-ние – использ-е собств.фин ресурсов,а при их недостатке исп-ю заемные срва; - кредит-ние – расходы покрываются за счет ссуд банков, предост-х на усл-ях срочнсти, возврат-сти; - гос.финансир-е – как правило на безвозмезд.основе за счет ср-в бюджетов и внебюдж.фондов. Гос-во целенаправл-но перераспред-ет финн.ресурсы м/ду производ.и непроизвод.сферами, отраслями,тер-риями.2)финн.регулир-е эк и соц.процессов– рапсред-е фин.ресурсов, кот приводит к измен темпов роста отд-х структур. Это происходит посредством: - саморгулир-я – основано на свободе субъектов хоз-я в выборе партнеров,в самост.распоряж-ии продктами своей деят-сти. - гос.регулир-е эк-ки – его необход-сть обусловлена реш-ем задач, связ-х с удовлетвор-ем обществ.потребностей,напр-р, Вмешат-во гос-ва в эконом основано на испол испон и законад орг власти, рычагов возд(гос инвести, нал, бюдж, аморти политика) 3) фин.стимулир-е(ФС) лучших рез-тов работы –осущ-ся с помощью различных стоимостных рычагов,кот.могут влиять на мат.интересы субъектов хоз-я и граждан. ФС – это метод регулир-я хоз.процессов и пропорций, а регулир-е – один из способов эк.стимулир-я общ.пр-ва. Фин.стимулы развития пр-ва: 1) эф-ные направления инвестир-я финн.ресурсов,благодаря кот-м расшир-ся возм-ности выпуска продукции с высокой отдачей, созд-ся усл-я для внедрения новейших технологий.; - финансир-е затрат, связ-х с воспр-вом раб.силы, с подготовкой кадров, повышением их квалифик-ции; - релизация целевых программ.2) Испол поощрит фондов, с тем чтобы заинтерес коолект резул своей деят-ти.3) Бюджет стимулы.4) Сис финн санкций и льгот. Льгот-созд благоприят усл-й для роста пр-ва. Санкции- усилив мат ответст за резеул свое деят.

Содержание и виды финансовой политики (ФП).

ФП– это целенапр-ая дея-ть гос-ва, связ-ая с мобил-ей фин рес-ов, их распред-ии и исп-ии для вып-ия гос-ом своих ф-ций. В разработке ФП участв-ют законодати исп органы власти и президент. В ежегод-х послании Презид определяет осн.направления ФП на текущ год и перспек. Правит РФ должно дейст-ть в рамках этого послания. При этом правит вносит в ГД проекты законов, принятие кот будет способ осущ ФП. ФП вкл: принц управ,финн прогноз, планир, регулир, анализ.ФП делится н фин.стратегию и финн.тактику. Стратегия шире тактики. Стратегия – долговр.план.(антиинфл.политика)Тактика направлена на реш-е опред круга задач.(новые задачи, кот ставятся при утврждии ФЗ). ФП – это эл-т надстройки, а фин-сы – эл-т базиса. ФП реализ-ся посредством фин.механизма,кот.вкл.: МинФИн, ФЕд каз, фед аген по н и сборам, ЦБ

Виды ФП в рын отнош:1) классическая(до 20) – осн-на на трудах А.Смита и Д.Рикардо Осн-ые напр-ния – невмеш-во гос-ва в эк-ку; сохр-ие свободной конк-нции, Сис налогов строил на косвенных и имущест-х. 2) регул-щая – в её основу положена эк.теория Кейнса, осн-ые напр-ния – необх-сть вмешательства госв эк-ку, осн.инструменты такого вмеш-ва – гос.расходы, за счет к-х форм-ся доп-ый спрос и набл-ся рост произ-ва, ликвид-лась безработица, увел-лся НД. Такая ФП была эф-ной в 30-60е гг, она способ-ла эк.росту и разв-ю соц.сферы, в дальнейшем в основу ФП была положена консерват.стратегия, вновь огран-щая вмеш-во гос-ва в эк-ку. 3) планово-директивная – прим-ся в странах с командной сист-й управ-я, основана на гос.собств-ти , все фин.ресурсы концентр-ся в руках гос-ва и распред-ся в соотв с планом разв-я. Такая ФП была эф-ной в ВОВ и послевоен.период. 4) современная ФП в условиях рын.отн-ий – признание свободы предприн-ва, введение разнообраз.форм хозяйст-ия, приватизация гос.собств-ти и переход к смеш.эк-ке, отказ гос-ва от директивного упр-ия, изм-ся порядок предостав-я бюдж.средств (т.е. прим-тся и возвратная и безв-ая основа получения б.средств),получает дальнейшее развитие система гос.кредита для покрытия дефицита б-та, пров-ся реформы (бюдж-ая, пенсионная), созданы новые мин-ва и вед-ва (напр, Фед.Казнач-во, Комитет по валютному и экспортному контролю, Тамож.комитет),создана система внебюд.фондов, осущ-на структ-ая, укр-ся РЦБ и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.