Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 4 глава





7. Медушевский, А. Н. История русской социологии / А. Н. Медушевский. – М., 1993.

8. Мечников, Л. И. Цивилизация и великие исторические реки; статьи / Л. И. Мечников. – М., 1995.

9. Социологическая мысль в России. – Л., 1978.

Тема 29 . « Драматургическая социология» Ирвинга Гофм ана План работы:

Введение

1. «Драматургическая социология» И. Гофмана.

2. Мир повседневности с позиций «драматургической социологии». Заключение

Методические советы

Во введении определите основные цели и задачи микросоциологиче- ского анализа, обоснуйте актуальность исследований, направленных на изучение социального взаимодействия и социального влияния.

В первом вопросе оцените вклад И. Гофмана в социологическую тео- рию. Обратите внимание, что теория И. Гофмана была нацелена на опи- сание повседневного поведения как совокупности надындивидуальных

«социальных порядков» или ритуалов взаимодействия. Изложите основ- ные положения теории «множественных Я». Человеческая личность как конгломерат социальных ролей (человек как социальный актер). Соци-


 

альная ситуация (ситуация с заданными «правилами игры») как элемен- тарная структурная составляющая универсума социального порядка.



Во втором вопросе покажите, как и какие основные положения тео- рии И. Гофмана успешно используются для описания мира повседневно- сти современного человека. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссыл- ками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении покажите основные сферы приложения мысли и ос- новные положения «драматургической социологии» И. Гофмана, воз- можность их использования повседневных практик современных людей.

Список рекомендуемой литературы:

1. Абельс, Х. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в ин- терпретативную социологию / Х. Абельс / пер. с нем. – СПб., 1999.

2. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

3. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

4. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / И. Гофман / Пер. с англ. Под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. – М., 2003.

5. Гофман, И. Нарушение фрейма / И. Гофман // Социологический жур- нал. – 2003. – № 3.



6. Гофман, И. Первичные системы фреймов / И. Гофман // Социологиче- ский журнал. – 2001. – № 1.

7. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман / пер. с англ. и вступит. Статья А. Д. Ковалева. – М., 2000.

8. Гофман, И. Формула внешнего выражения роли / И. Гофман // Социо- логический журнал. – 2001. – № 3.

9. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

10. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.


 

Тема 30 . « Микросоциологические» концепции в американской социологии

 

План работы:

Введение

1. Теория «зеркально Я».

2. Символический интеракционизм.

3. Социометрия Я. Л. Морено. Заключение

Методические советы

Во введении определите основные цели и задачи микросоциологиче- ского анализа, обоснуйте актуальность исследований, направленных на изучение социального взаимодействия и социального влияния.

В первом вопросе покажите эволюцию основополагающей идеи в раз- витии теории «зеркального Я»: У. Джемс – Ч. Х. Кули – Дж. Г. Мид. Обре- тение индивидуального Я-образа (устойчивого образа социального само- восприятия индивида) как результат субъективного усвоения системы ролевых экспектаций. Чарльз Хортон Кули, основные идеи его теории об- щества (формирование структур социальной жизни на уровне взаимодейст- вия индивидов в рамках первичных групп; «представления представлений» как основной содержательный компонент социализационного процесса).

Во втором вопросе дайте классическую версию изложения символи- ческого интеракционизма – Джордж Герберт Мид. Внутренний мир че- ловека как результат пересечения разнообразных перспектив социально- го взаимодействия, связывающих индивида с окружающей его социальной средой. Человек как «социальное Я». Структура личности (Self) по Миду, характеристика понятий «I» и «Me». Символический ха- рактер актов социального взаимодействия.



В третьем вопросе кратко изложите методологические принципы и технические приемы исследования малых групп, предложенные Морено.

В каждом из вопросов раскройте положения основные, которые не утратили своей актуальности и могут быть использованы для оценки си- туации, развивающейся в современном российском обществе. Проиллю- стрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпи- рические данные.

В заключении обрисуйте интеракционистскую традицию в совре- менной социологии, покажите основные сферы приложения мысли и ос-


 

новные интенции исследовательских поисков. Перечислите основные по- ложения «микросоциологических концепций», возможность их исполь- зования повседневных практик современных людей.

Список рекомендуемой литературы:

1. Абельс, Х. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в ин- терпретативную социологию / Х. Абельс / пер. с нем. – СПб., 1999.

2. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

3. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

4. Кули, Ч. Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума / Ч. Х. Кули // Тексты по истории социологии XIX – XX вв. Хрестоматия / сост. и отв. ред. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова. – М., 1994.

5. Кули, Ч. Х. Социальная самость. Первичные группы / Ч. Х. Кули // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

6. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ку- ли, Ч. Х. /п ер. с англ. – М., 2000.

7. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.

8. Мид, Дж. Г. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я / Дж. Г. Мид // Американская социологическая мысль: тек- сты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

9. Морено, Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – М., 2001.

 

Тема 31 . « Микросоциологические» концепции в социологии План работы:

Введение

1. Социальный бихевиоризм.

2. Бихевиористская психология и ее использование в качестве средства анализа социальной реальности.

3. Теории обмена Дж. Хоманса и П. Блау. Заключение


 

Методические советы

Во введении покажите повышение в определенный исторический момент интереса к микроконтексту функционирования системы соци- альных связей, к психологическим механизмам протекания процессов социального взаимодействия.

В первом вопросе представьте учение Э. Торндайка о формировании целенаправленного поведения: закон упражнения, закон готовности, за- кон ассоциативного сдвига, закон эффекта. Дайте основные положения классического бихевиоризма Дж. Б. Уотсона и «оперантного бихевиориз- ма» Б. Ф. Скиннера. Человеческое поведение и поведение животных: об- щее и особенное. Поведение как ответная реакция на внешнее раздраже- ние (характеристика схемы поведения «стимул – реакция»). Человеческое сознание как «черный ящик» (принципиальное отрицание возможности объективно-научного изучения ментальных структур и компонентов человеческой психики).

Во втором вопросе покажите идеал бихевиористской социальной уто- пии – «управляемое» общество (психологически программируемое и регу- лируемое). Социализация как процесс формирования индивидуальных схем условно-рефлекторного реагирования на типизированные импульсы внешнего воздействия социальной среды (социализация как механизм «со- циальной дрессировки индивида»). Социальный контроль и возможности детерминации форм и стилей социально-ориентированного поведения.

В третьем вопросе покажите возможности конструирования социо- логической теории действия на базе синтеза бихевиористского и утили- таристского подходов. Рассмотрите процесс социального взаимодействия как процесс «взаимовыгодного обмена» (обмена наградами и наказа- ниями). На примере работ Дж. Хоманса и П. Блау покажите развитие данной теории.

В каждом из вопросов раскройте основные положения, которые мо- гут быть использованы для оценки ситуации, развивающейся в совре- менном российском обществе. Особое внимание уделите теории обмена. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении сформулируете определение общества как совокупно- сти актов социального взаимодействия. Перечислите основные положе- ния «теории обмена», возможность ее использования для оценки повсе- дневного поведения людей в социуме.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Блау, П. Различные точки зрения на социальную структуру и их об- щий знаменатель / П. Блау // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

2. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

3. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

4. История социологии в Западной Европе и США. – М., 1993.

5. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М., 1997.

6. Каримский, А. М. Скиннер: социальный бихевиоризм / А. М. Каримский // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

7. Уотсон, Дж. Б. Психология как наука о поведении / Дж. Б. Уотсон // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевио- ризм. Э. Торндайк. Дж. Б. Уотсон. – М., 1998.

8. Хоманс, Дж. К. Возвращение к человеку / Дж. К. Хоманс // Амери- канская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

Тема 32 . Система социологии Питирима Сорокина План работы:

Введение

1. П. Сорокин и его учителя.

2. Структура социологического знания по Сорокину. Заключение

Методические советы

Во введении в эту тему выделите основные вехи жизненного пути становления великого ученого.

В первом вопросе покажите влияние учителей (М. М. Ковалевского и Е. В. Де Роберти) на становление П. Сорокина. Обратитесь к творческому дебюту молодого ученого «Преступление и кара, подвиг и награда». По- кажите основные моменты в теории социальных норм и приведите три


 

выделенные П. Сорокиным типа деятельностно–поведенческих реакций на требования нормативного порядка.

Во втором вопросе покажите структуру социологического знания по Сорокину: социальная аналитика, социальная механика и социальная ге- нетика. Обратите внимание на первичное воплощение идеи глобального социологического синтеза в работе «Система социологии». Обозначьте необходимые компоненты элементарной системы взаимодействия: дей- ствующие индивиды, их поведенческие акты и «проводники», опосре- дующие процесс взаимодействия на символическом уровне. Покажите, какие положения теории П. Сорокина востребованы в настоящее время социологией.

В заключении оцените роль идей Питирима Сорокина в истории со- циологической мысли XX века, их влияние на становление и развитие социологии в России.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

2. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

3. Голосенко, И. А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социаль- ного порядка / И. А. Голосенко // Социологические исследования. – 2000. – № 4.

4. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв. / И. А. Голосенко, В. В. Козловский. – М., 1995.

5. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

6. Давыдов, Ю. Н. «Большой кризис» в теоретической эволюции П. А. Сорокина / Ю. Н. Давыдов // Социологический журнал. – 1999. – № 1–2.

7. Джонстон, Б. В. Питирим Сорокин и социокультурные традиции на- шего времени / Б. В. Джонстон // Социологический журнал. – 1999. – № 6.

8. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.

9. Кукушкина, Е. И. Русская социология XIX – начала XX века / Е. И. Кукушкина. – М., 1993.


 

10. Медушевский, А. Н. История русской социологии / А. Н. Медушевский. – М., 1993.

11. Медушевский, А. Н. Форомирование социологической концепции П. Сорокина / А. Н. Медушевский // Социологические исследова- ния. – 1991. – № 12.

12. Согомонов, А. Ю. П. А. Сорокин и М. М. Ковалевский / А. Ю. Согомонов // Социологические исследования. – 1989. – № 3.

13. Сорокин, П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологиче- ский этюд об основных формах общественного поведения и морали / вступ. ст., сост. и примеч. В. В. Сапова. – СПб., 1999.

14. Сорокин, П. А. Система социологии. Т. 1, 2. / П. А. Сорокин. – М., 1993.

15. Сорокин, П. А. Социология вчера, сегодня, завтра / П. А. Сорокин // Социологические исследования. – 1999. – № 7.

16. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

17. Социологическая мысль в России. Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX – начала XX в. – Л., 1978.

18. Социология в России. XIX – начала XX веков. История социологии. Социологическое образование. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1997.

19. Яковец, Ю. В. Великие прозрения Питирима Сорокина / Ю. В. Яковец // Социологические исследования. – 1999. – № 6.

 

Тема 33 . Теория социальной и культурной динамики П. Сорокина План работы:

Введение

1. Три типа культурных суперсистем.

2. Критика П. Сорокиным современной культуры и современного об- щества.

Заключение

 

Методические советы

Во введение дайте обоснование культуры как фактора социокультур- ных изменений в обществе.


 

В первом вопросе представьте три типа культурных суперсистем (идеа- циональной, идеалистической и чувственной), базовые ценности, лежащие в основании этих типов культур, и специфику конкретно-исторического во- площения этих ценностей на поверхности социальной реальности. Опиши- те соответствующие каждому из названных типов культур систему знания, религиозных верований, права, морали и т. д. Не забудьте упомянуть закон перманентных флуктуаций социокультурного развития (сорокинская вер- сия теории исторического круговорота) и критику ученым линеарно- прогрессистских теорий социокультурной динамики.

Во втором вопросе подтвердите констатацию П. Сорокиным упадок и духовное разложение современной ему «чувственной культуры». Дайте свои примеры из современной практики. Обратите внимание на теорию конвергенции различных систем социально-экономической и социально- политической организации в рамках единой глобальной системы совре- менной цивилизации. Как положения данной теории могут быть приме- нены для анализа современного общества? Прокомментируйте состояние российской культуры в терминах теории П. Сорокина.

В заключении оцените значение и роль теории социальной и куль- турной динамики П. Сорокина в развитии социокультурного подхода к анализу общественных явлений и процессов.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

2. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв. / И. А. Голосенко, В. В. Козловский. – М., 1995.

3. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

4. Давыдов, Ю. Н. «Большой кризис» в теоретической эволюции П. А. Сорокина / Ю. Н. Давыдов // Социологический журнал. – 1999. – № 1–2.

5. Джонстон, Б. В. Питирим Сорокин и социокультурные традиции на- шего времени / Б. В. Джонстон // Социологический журнал. – 1999. – № 6.

6. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.

7. Кукушкина, Е. И. Русская социология XIX – начала XX века / Е. И. Кукушкина. – М., 1993.


 

8. Медушевский, А. Н. История русской социологии / А. Н. Медушевский. – М., 1993.

9. Мертон, Р. Фрагменты из воспоминаний / Р. Мертон // Социологиче- ские исследования. – 1992. – № 10.

10. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин / пер. с англ., сост. и послесл. Т. С. Васильевой. – М., 1997.

11. Сорокин, П. А. Обзор циклических концепций социально- исторического процесса / П. А. Сорокин // Социологические иссле- дования. – 1998. – № 12.

12. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин / пер. с англ., коммента- рии и статья В. В. Сапова. – СПб., 2000.

13. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин / Пер. с англ., коммента- рии и статья В. В. Сапова. – СПб., 2000.

14. Сорокин, П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. А. Сорокин // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

15. Сорокин, П. А. Социология вчера, сегодня, завтра / П. А. Сорокин // Социологические исследования. – 1999. – № 7.

16. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

17. Тимашев, Н. С. Три книги о П. А. Сорокине / Н. С. Тимашев / сост. и общ. ред. В. В. Винокурова и А. Ф. Филиппова. – М., 1991.

 

Тема 34 . « Интегральная социология» Питирима Сорокина План работы:

Введение

1. Социологический интегрализм П. Сорокина.

2. Оценка современного состояния российского общества с позиции

«интегральной социологии» П. Сорокина.

Заключение


 

Методические советы

Во введение покажите сложность современного общества, невозмож- ность его объективного изучения в рамках одной отдельно взятой науч- ной дисциплины или одной отдельно взятой теории, обратите внимание на полипарадигмальность современного подхода к исследованию обще- ства, поискам многофакторных подходов.

В первом раскройте основные положения «интегральной социологии» П. Сорокина Обратите внимание, что слово «итегрализм» используется П. Сорокиным не для обозначения какого-то специально-научного концеп- туально-методологического подхода. Интегрализм – это жизненная фило- софия, утверждающая универсальную значимость некоего мировоззренче- ского принципа. Покажите, что сущность интегрализма раскрывается в особого рода ценностной установке – установке, являющейся аксиологиче- ским фундаментом интегральной культуры. Именно этот тип культуры, по мнению П. Сорокина, должен восторжествовать в жизни человечества на современном этапе. Покажите, что интегрализм есть своего рода филосо- фия всеединства. Мир рассматривается в ней как сложноорганизованное целое, состоящее из множества взаимосвязанных и взаимозависимых час- тей. Элементы в рамках системы универсума связываются друг с другом в соответствии с принципом взаимодополнительности.

Во втором вопросе оцените современного состояния российского об- щества с позиции «интегральной социологии» П. Сорокина, как сложно- организованного целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Укажите, все ли «кирпичики» мироздания рос- сийского общества не являются лишними. Покажите «единство в разно- образии». Прокомментируйте состояние российского общества в терми- нах теории П. Сорокина.

В заключении оцените значение и роль «интегральной социологии» П. Сорокина. Обозначьте основные проблемы российского общества, препятствующие определению его как единого целого.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

2. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.


 

3. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв. / И. А. Голосенко, В. В. Козловский. – М., 1995.

4. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

5. Давыдов, Ю. Н. «Большой кризис» в теоретической эволюции П. А. Сорокина / Ю. Н. Давыдов // Социологический журнал. – 1999. – № 1–2.

6. Джонстон, Б. В. Питирим Сорокин и социокультурные традиции на- шего времени / Б. В. Джонстон // Социологический журнал. – 1999. – № 6.

7. Кукушкина, Е. И. Русская социология XIX – начала XX века / Е. И. Кукушкина. – М., 1993.

8. Медушевский, А. Н. История русской социологии / А. Н. Медушевский. – М., 1993.

9. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин / пер. с англ., сост. и послесл. Т. С. Васильевой. – М., 1997.

10. Сорокин, П. А. Моя философия – интегрализм / П. А. Сорокин // Со- циологические исследования. – 1992. – № 10.

11. Сорокин, П. А. Обзор циклических концепций социально- исторического процесса / П. А. Сорокин // Социологические иссле- дования. – 1998. – № 12.

12. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин / пер. с англ., коммента- рии и статья В. В. Сапова. – СПб., 2000.

13. Сорокин, П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. А. Сорокин // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

14. Сорокин, П. А. Социология вчера, сегодня, завтра / П. А. Сорокин // Социологические исследования. – 1999. – № 7.

15. Сорокин, П. А. Условия и перспективы мира без войны / П. А. Сорокин // Социологические исследования. – 1999. – № 5.

16. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

17. Тимашев, Н. С. Три книги о П. А. Сорокине / Н. С. Тимашев / сост. и общ. ред. В. В. Винокурова и А. Ф. Филиппова. – М., 1991.


 

Тема 35 . Структурно- функциональное направление в социологической теории

План работы:

Введение

1. Толкотт Парсонс: структурный функционализм в классическом из- ложении.

2. Постулаты функционализма и их критика в работах Р. Мертона.

3. Структурно-функционалистская парадигма как господствующая тео- ретико-методологическая ориентация в американской социологии второй трети XX столетия.

Заключение

 

Методические советы

Во введении обозначьте проблему целостности универсума общест- венной жизни и различные возможные подходы к изучению природы этой целостности (механицизм, органицизм, системный анализ).

В первом вопросе раскройте основные положения теории социально- го действия и теории социальной системы Т. Парсонса. Социальные ин- ституты как рационально упорядоченные системы социальных экспекта- ций. Основные подсистемы общества и их функции (адаптация, целедостижение, интеграция и латентная функция – «поддержание об- разца»). Проблема социального порядка.

Во втором вопросе дайте «критическую» версию Р. Мертона в изло- жении идейных оснований структурно-функционалистской парадигмы и предложенный им диагноз современного состояния и перспективы даль- нейшего развития социальной теории. Утверждение методологического статуса теорий «среднего уровня».

В третьем вопросе покажите значительное влияние структурного функционализма на развитие социологии и изменение отношения к насле- дию классиков структурного функционализма в последние десятилетия XX века. Попробуйте дать свое объяснение такому изменению. Покажите воз- можности структурного функционализма в анализе современного общест- ва. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении сформулируйте основные идеи, принципы и методоло- гические установки структурного функционализма в социологии, опреде-


 

лите значение макроструктурного (институционального) контекста обще- ственной жизни (цели и задачи макросоциологического анализа).

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Александер, Дж., Коломи, П. Неофункционализм сегодня: восста- навливая теоретическую традицию / Дж Александер, П. Коломи // Социологические исследования. – 1992. – № 10.

2. Антонович, И. И. Толкотт Парсонс – основатель функционализма, соз- датель теории социальной системы / И. И. Антонович // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

3. Боглинд, А. Структурализм и функционализм / А. Боглинд // Мон- сон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспек- тивы / пер. со шв. – СПб., 1992.

4. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

5. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

6. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.

7. Мертон, Р. Х. Социальная структура и аномия / Р. Х. Мертон // Со- циологические исследования. – 1992. – № 2.

8. Мертон, Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

9. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М., 1997.

10. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – М., 2000.

11. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем дей- ствия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

12. Покровский, Н. Е. Одиннадцать заповедей Роберта Мертона / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. – 1992. – № 2.

13. Покровский, Н. Е. Ранний вечер на Утренних холмах (субъективные заметки о Р. Мертоне) / Н. Е. Покровский // Социологические иссле- дования. – 1992. – № 6.

14. Штомпка, П. Роберт Мертон: динамический функционализм / П. Штомпка // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.


 

 

Тема 36. Феноменологическая перспектива в социальных науках План работы:

Введение

1. Феноменологический метод Эдмунда Гуссерля.

2. Феноменологическая социология Альфреда Шюца.

3. Феноменологическая социология знания Питера Бергера и Томаса Лукмана.

Заключение

Методические советы

Введение в данную тему должно дать представление о феноменоло- гии как теоретико-методологической основе для построения новой вер- сии «понимающей социологии».

В первом вопросе познакомьтесь с основными категориями гуссер- левской философии (теории познания), задачами философии как «стро- гой науки». Обратите внимание на тезис о «жизненном мире» как мире повседневного опыта и связанного с ним повседневного знания, на чис- тые структуры сознания (переживания) и их функции (конструирование структур индивидуального мировосприятия).

Во втором вопросе акцентируйте внимание на «мире повседневно- сти», как основной категории феноменологической социологии, пред- ставьте структуру жизненного мира по Шюцу, знания первого и второго порядков.

В третьем вопросе остановитесь на основных положениях школы фе- номенологической социологии. Опишите три фазиса социального конст- руирования реальности: 1) общество как продукт взаимодействия индиви- дов; 2) общество как «объективная реальность»; 3) человек как продукт общественных отношений. Покажите диалектику взаимодействия челове- ка и общества (социального субъекта и социальной структуры).

В каждом из вопросов раскройте основные положения, которые мо- гут быть использованы для оценки современного состояния российского общества. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистиче- ские и / или эмпирические данные.

В заключении кратко представьте позиции феноменологической традиции в современной западной социологии и возможности использо- вания основных положений теорий (Э. Гуссерля, А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана) для исследования современного общества.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Бергер, П. Понимание современности. Социалистический миф / П. Бергер // Социологические исследования. – 1990. – № 7.

2. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Тракта по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман . – М., 1995.

3. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

4. Григорьев, Л. Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца / Л. Г. Григорьев // Социологические исследования. – 1988. – № 2.

5. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

6. Ионин, Л. Г. Альфред Шюц и социология повседневности / Л. Г. Шюц // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.