Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 1 глава
Приметой нашего времени стало использование студентами интер- нет–ресурсов (как при выполнении письменных работ, так и при подго- товке к семинарским занятиям), но, к сожалению, качество знаний и уро- вень подготовки при этом часто оставляют желать лучшего. Следует признать, что в перечне причин, порождающих подобного рода ситуацию, далеко не последнее место занимает отсутствие у студентов грамотной ме- тодики использования интернет–ресурсов, прежде всего с учетом специ- фики того или иного предмета. Зачастую вся работа по поиску материала сводится только к набору в поисковой системе ключевых фраз и распечат- ке текста с первых двух-трех ссылок (одной из которых является ссылка на свободную энциклопедию Wikipedia). Естественно, при этом отсутствует всякий анализ текстов на предмет их сложности, содержания, не говоря уже о каком-либо библиографическом описании используемых ресурсов.
При этом развитие интернета сделало доступной массу источников и специальной литературы самой разной степени сложности, в том числе редких книг, зачастую отсутствующих даже в крупнейших библиотеках города. При этом важно отметить, что доступ к такого рода литературе не нарушает юридических норм действующего законодательства. Примером является проект Google Books Search (http://books.google.com/), благодаря которому оцифровке и сканированию подверглись тысячи книг, в том числе сотни отечественных дореволюционных изданий и журналов. Из- дания быстро оказались растиражированными и выложенными в сеть.
Обратим внимание на некоторые сайты, которые действительно могут быть полезны при выполнении контрольной работы. Условно ресурсы ин- тернета могут быть классифицированы по нескольким группам:
1. Сайты, предоставляющие открытый доступ к книгам и статьям. Как правило, эти сайты не требуют регистрации, однако при работе с ни- ми нужно четко задавать параметры поиска литературы.
1.1. Сайт http://imwerden.de предоставляет доступ к факсимильным элек- тронным воспроизведениям книг (или статей), таких как, например, труд Николая Михайловича Карамзина «О древней и новой России», изданный в 1861 году в Берлине доступен по прямой ссылке: http://imwerden.de/pdf/karamzin_o_drevnej_i_novoj_rossii_1861.pdf. Тут же расположен архив журнала «Вестник Европы» за 1700–1727 г. и ряд других редких изданий.
1.2. Аналогом подобного ресурса является сайт федерального портала
«Экономика, социология, менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru/, на котором расположены полнотекстовые версии статей и книги по гуманитарным дисциплинам. Там можно найти как книгу А. С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта (Социокуль- турная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему. 2-е изд. Но- восибирск: Сибирский хронограф, 1998.» (Ссылка http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/176833.html) так и статьи из различных журналов, например, «Мир России» http://www.ecsocman.edu.ru/mirros/.
1.3. Проект Soсiala (http://www.socialwork-archive.org/). Цель проекта – перевод с английского языка на русский тех материалов, которые обладают ценностью для теории и практики социальной работы. Со- временная российская социальная работа остро нуждается в исполь- зовании моделей и подходов, которые уже подтвердили свою эффек- тивность за рубежом. Поскольку Youtube обладает огромными постоянно растущими объемами видеоинформации, именно этот ре- сурс был выбран как ключевой для поиска важных для социальной работы фильмов. Все переведенные ролики с субтитрами выклады- ваются на www.rutube.ru www.youtube.com и предоставляются тем самым всем желающим изучать социальную работу.
1.4. Социолайн (http://www.socioline.ru), где размещаются книги, кото- рые нужны для изучения обязательной программы в соответствии с Государственным стандартом по курсу социологии.
2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://www.elibrary.ru) – крупнейший российский информацион- ный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн. научных ста- тей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электрон- ные версии более 1900 российских научно-технических журналов, в том числе более 900 журналов в открытом доступе.
3. Библиотеки текстовых ресурсов по социологии: http://soc.lib.ru/su/; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php; http://shade.mmaa.ru/socio.htm.
4. Сайты периодических изданий, предоставляющие открытый доступ к публикуемым материалам. Они, в свою очередь, условно делятся на три подгруппы:
4.1. Сайты отдельных журналов. Примерами могут являться сайт журна- ла «Логос», (http://www.ruthenia.ru/logos/), «Неприкосновенный за- пас» (http://magazines.russ.ru/nz/) и т. д.
4.2. Сайты, представляющие собой проекты, объединяющие несколько ресурсов периодических изданий. Многие архивы журналов объеди- няют сайты крупных интеллектуальных проектов, таких как
«ИНТЕРЛОС – Интеллектуальная Россия» (http://www.intelros.ru) или уже приводимый выше сайт http://www.ecsocman.edu.ru/.
4.3. Сайты высших учебных заведений, имеющие свои периодические издания.
Практически каждый университет страны имеет свой сайт, на кото- ром доступны публикации в изданиях этого вуза. Так, например, Извес- тия Алтайского государственного университета имеют свой сайт http://izvestia.asu.ru/, на котором доступны материалы и публикации это- го издания. На сайте нашего университета доступны «Известия Волго- градского государственного технического университета», в том числе и серия «Проблемы социально-гуманитарного знания».
5. Сайты средств массовой информации, на которых размещаются пуб- ликации ведущих специалистов в различных областях гуманитарных знаний. Например, сайт издательского дома «Коммерсант» http://www.kommersant.ru или сайт радиостанции «Эхо Москвы» http://www.echo.msk.ru/.
Отдельно следует сказать о качестве и формате выкладываемых в сеть материалов. Наиболее важным следует признать форматы *.pdf и
*.djvu, в которых, как правило, сохраняется не текст в чистом виде, а от- сканированные изображения страниц, что позволяет сохранить пагина- цию и облегчает работу по оформлению справочного аппарата, в случае использования этих книг в написании научной работы.
При использовании интернет–ресурсов при выполнении контрольной работы необходимо давать полную ссылку на использованный источник (см. п. 5 «Подбор и оформление литературы контрольной работы»).
Темы контрольных работ
Номер темы контрольной работы конкретного студента определяет- ся по таблице (см. п. 3 «Выбор темы контрольной работы», табл. 3. 1).
Тема 1 . Социальное неравенство в обществе и его социокультурные предпосылки
План работы:
Введение
1. Социальное неравенство как феномен.
2. Общественное мнение о социальном неравенстве в условиях совре- менного российского общества.
Заключение
Методические советы
Во введении в эту тему надо показать, что для российского общества социальный раскол, делящий общество на богатых и бедных, успешных и неуспешных, «вписавшихся» и «не вписавшихся» в новые условия хозяй- ствования, является одной из наиболее острых проблем, требующих сво- его разрешения.
В первом вопросе следует обратиться к истории развития теорий соци- ального неравенства, раскрыть понятия «социальное неравенство» и «соци- альная стратификация», описать современные виды социального неравен- ства (такие как бедность, депривация и др.).
Во втором вопросе необходимо обратиться к результатам социологиче- ских исследований, характеризующих состояние общественного мнения по поводу того, как воспринимается существующее социальное неравенство населением страны (или региона), насколько, по мнению населения, соци- альное неравенство легитимно и справедливо.
Подводя итоги в заключении, в качестве вывода оцените уровень со- циального неравенства в стране (или регионе), опишите тенденции раз- вития данного феномена.
Список рекомендуемой литературы:
1. Балабанов, А. Социальное неравенство: факторы углубления депри- вации / А. Балабанов, Е. Балабанова // Социологические исследова- ния. – 2003. – № 7. – С. 34–43.
2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999.
3. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М., 2004.
4. Радаев, В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М., 1996.
5. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.
6. Тихонова, Н. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Н. Тихонова // Социологические ис- следования. – 2008. – № 8. – С. 147–150.
7. Хахулина, Л. Социальное неравенство в российском обществе: мне- ния и оценки / Л. Хахулина // Мониторинг общественного мнения. – 1999. – № 4. – С. 27–31.
Тема 2 . Российский город в условиях социально- экономической трансформации
План работы:
Введение
1. Российский город как объект исследования.
2. Социально-экономическая ситуация и условия жизни в Волгограде в восприятии ее жителей.
Заключение
Методические советы
Во введении обоснуйте объективность процесса урбанизации в стра- не и влияние данного процесса на все социокультурное пространство страны (региона).
В первом вопросе опишите основные отечественные и зарубежные практики исследования городов, сформулируйте основные социально- экономические аспекты развития городов.
Раскрывая второй вопрос, на основе данных социологических иссле- дований укажите, как социально-экономическая ситуация в Волгограде оценивается его жителями.
В заключении перечислите основные проблемы российского города и оценку этих проблем общественным мнением.
Список рекомендуемой литературы:
1. Город в условиях исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М., 2001.
2. Дулина, Н. В. Город в трансформирующемся обществе: методология и практика исследования / Н. В. Дулина. – Волгоград, 2006.
3. Дулина, Н. В. Жизненное пространство крупного города в воспри- ятии его жителей: методология и методы социологического анали- за / Н. В. Дулина, Ю. В. Кравченко, В. В. Мойсов, Е. И. Ткаченко, В. В. Токарев, В. В. Шмельков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2004.
4. Дулина, Н. В. Старые проблемы современного города в координатах
«нового урбанизма» (на примере Волгограда) / Н. В. Дулина // Извес- тия Волгоградского государственного технического университета: меж- вуз. сб. науч. ст. № 6 (15) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 120 с. – (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 2). – С. 51–58.
5. Дулина Н. В., Овчар Н. А., Ситникова О. И., Токарев В. В. Общая оценка степени актуальности основных социально-экономических и социально-политических проблем в регионе // Известия Волгоград- ского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 7 (80) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – С. 53–64.
6. Киричанский, К. В. Российский город в условиях социально- экономической трансформации / К. В. Киричанский // Социологиче- ские исследования. – 2008. – № 10. – С. 68–73.
Тема 3 . Мировая система и процессы глобализации План работы:
Введение
1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.
2. Процессы глобализации. Заключение
Методические советы
Введение в эту тему должно содержать постановку проблемы о взаи- мосвязанности всех социальных процессов, которые протекают в отдель- ных странах, взаимозависимости в сфере политики и экономики, что ве-
дет к унификации обществ и необходимости сотрудничества при реше- нии проблем.
В первом вопросе следует уделить особое внимание теоретическим аспектам теорий мировых систем, изложите основные идеи о мировых системах. Обозначьте различия между политическими науками, науками, изучающими международные отношения, и социологией, изучающей мировые системы. Дайте ключевые понятия, выделите определяющие признаки.
Во втором вопросе обратите внимание, что процессы глобализации но- сят противоречивый характер. Приведите примеры, которые подчеркнут неоднозначность глобализации, расскажите о движении антиглобалистов. Наряду с этим обозначьте, какие положительные для экономики и общест- венного развития тенденции присутствуют в современной мировой системе. Дайте примеры процессов глобализации, развивающихся в регионе, со- шлитесь на данные прикладных социологических исследований.
Подводя итоги, сформулируйте выводы о целостности мировой сис- темы и взаимосвязанности процессов, протекающих в ней.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бжезинский, З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидер- ство / З. Бжезинский. – М., 2004.
2. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.
3. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн. – М., 2004.
4. Володин, А. В. Глобализация: начала, тенденции, перспективы / А. Г. Володин, Г. К. Широков. – М., 2002.
5. Дергачев, В. А. Глобалистика / В. А. Дергачев. – М., 2005.
6. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М., 1985. .
7. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / [Брати- мов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А.]; под ред. М. Г. Делягина; Ин-т проблем глобализации (ИПРОГ). – М., 2000.
8. Сорокин, К. Э. Геополитика современности и геостратегия России / К. Э. Сорокин. – М., 1996.
9. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.
10. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на поро- ге XXI в. / Э. Тоффлер. – М., 2003.
11. Тоффлер, А. Футуршок / А. Тоффлер. – СПб., 1997.
12. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. – М., 1998.
13. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехно- логической революции / Ф. Фукуяма. – М., 2004.
14. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М., 2005.
15. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. – М., 2006.
16. Широков, Г. К. Регионализация: новые тенденции мирового разви- тия на рубеже XX и XXI / Г. К. Широков // Новая и новейшая исто- рия. – 2004. – № 4. – С. 55–56.
17. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993.
18. Яковлев, А. И. Информационная революция и будущее России (по прогнозам Э. Тоффлера) / А. И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1. – С. 279 – 287.
Тема 4 . Социология труда как одна из теорий « среднего уровня» План работы:
Введение
1. Место теорий «среднего уровня» в структуре социологического знания.
2. Предмет, цели и основные понятия социологии труда. Заключение
Методические советы
Введение в эту тему предполагает обоснование взаимосвязанности всех уровней социального знания. Покажите, каким образом связаны между собой различные отрасли социологии, подчеркните значение тео- рий среднего радиуса действия в формировании общесоциологического знания, а также в решении практических задач и проблем.
В первом вопросе следует раскрыть структуру социологического зна- ния, укажите на связь уровней социологии, обозначьте место и роль тео-
рий среднего уровня, подчеркните значение этих теорий. Предложите возможный подход к классификации теорий среднего уровня.
Раскрывая второй вопрос, необходимо четко указать на объект, предмет отрасли, таким образом, чтобы была понятна специфика социо- логического подхода к изучению труда, наряду с другими науками, ис- следующими труд. Дайте определения социальных понятий, разработан- ных социологией труда, поскольку они подчеркивают специфичность и глубину знания, получаемого социологией о сфере трудовых отношений.
В заключении кратко сформулируйте специфику социологического подхода к изучению труда.
Список рекомендуемой литературы:
1. Жидкова, Е. М. Особенности трудовых и управленческих практик на предприятии с преобладанием женского персонала / Е. М. Жидкова // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 44–52.
2. Каргаполова, Е. В. Социально-трудовые отношения в Астраханской области (по материалам конкретного социологического исследова- ния) / Е. В. Каргаполова // Известия Волгоградского государственно- го технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 7 (80) / ВолгГ- ТУ. – Волгоград, 2011. – С. 64–68.
3. Лебединцева, Л. А. Теоретико-прикладные основы социологического анализа интеллектуального труда / Л. А. Лебединцева // Известия Волгоградского государственного технического университета: меж- вуз. сб. науч. ст. № 7 (80) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – С. 68–72.
4. Маркович, Д. Социология труда/ Д. Маркович. – М. 1988.
5. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. – М.: Аспект Пресс, 2003.
6. Козина, И. М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе / И. М. Козина // Социологические исследования. – 2007. –
№ 7. – С. 35–44.
7. Романов, П. В. Социология менеджмента и организаций / П. В. Романов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2004. – 288 с.
8. Становление трудовых отношений в постсоветской России. – М., 2004.
9. Удальцова, М. В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, дохо- ды, мобильность / М. В. Удальцова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюсина // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 43–52.
Тема 5 . Новые медиа в социальном взаимодействии План работы:
Введение
1. Социальное взаимодействие: возможные подходы к изучению.
2. Мобильный телефон как средство социального взаимодействия. Заключение
Методические советы
Во ведении покажите актуальность рассмотрения новых медиа с точ- ки зрения тех изменений, которые они вносят в быт и повседневные практики человека. Обратите внимание на то, что под новыми медиа по- нимаются средства коммуникации, в основе которых лежит цифровая технология и что именно эти медиа способны поддерживать максималь- но интерактивные и персонализированные коммуникации.
В первом вопросе опишите подходы отечественных и зарубежных ав- торов к изучению социального взаимодействия.
Раскрывая второй вопрос, укажите, что телефон как техническое уст- ройство, имеет более выраженный социальный эффект, чем, например, телеграф, хотя эти два средства связи и очень похожи. Обратите внима- ние на такие свойства телефона как социальная проницаемость, гиперко- ординация и подвижность. Приведите статистические данные или дан- ные социологических исследований о распространенности мобильных телефонов среди населения.
В заключении сформулируйте вывод о том, что любая технология корректируется по мере развития практики ее использования. Эффекты интеллектуальных разработок не универсальны, их значения различны для разных социальных групп. Мобильный телефон оказался разработ- кой практически для всех социальных групп, обеспечивая социальное взаимодействие в обществе.
Список рекомендуемой литературы:
1. Грабельников, А. А. Массовая информация в России: от первой газе- ты до информационного общества / А. А. Грабельников. – М., 2001.
2. Зайцева, Е. В. Интернет. ру: социологические контуры / Е. В. Зайцева, М. В. Певная. – М., 2009.
3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль- тура / М. Кастельс. – М., 2000.
4. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социологические исследо- вания. – 2010. – № 1. – С. 58–66.
5. Сергеева, О. В. Повседневность новых медиа / О. В. Сергеева. - Волго- град, 2010.
6. Чугунов, А. В. Социология Интернета: социально-политические ориен- тации российской интернет–аудитории / А. В. Чугунов. – СПб., 2003.
7. Шартье, Р. Письменная культура и общество / Р. Шартье. – М., 2006.
Тема 6 . Социология как наука об обществе План работы:
Введение
1. Предмет социологии. Специфика социологического знания.
2. Структура социологии. Заключение
Методические советы
Введение в эту тему должно содержать постановку проблемы о пра- вомерности выделения социологии в самостоятельную область гумани- тарного знания.
В первом вопросе следует показать место социологии в системе обще- ственных наук, выявить её специфику по сравнению с философией, истори- ей, социальной психологией и другими науками. Вместе с тем можно отме- тить дискуссионные моменты в определении предмета социологии. Особое внимание нужно уделить проблеме социологической истины.
Раскрывая второй вопрос, укажите, что структура социологии как целостной дисциплины задаётся уровнем анализа общества (или отдель- ных его элементов) и степенью социологического обобщения. Необходи- мо раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность теории и эмпирии в социологии. Используя положения социологии, объясните состояние об- щества в какой-либо сфере его жизнедеятельности, либо проявление тех или иных функций.
Подводя итоги в заключении, сформулируйте в качестве вывода оп- ределение социологии, выделите её основные особенности. Покажите как инструментальные возможности социологии могут быть использованы для анализа состояния обществ в определенный момент времени.
Список рекомендуемой литературы:
1. Асп, Э. К. Введение в социологию / Э. К. Асп / пер. с фин. – СПб., 1998.
2. Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман. – М., 1996.
3. Бергер, П. Б. Приглашение в социологию: гуманистическая перспек- тива / П. Б. Бергер. – М., 1996.
4. Волков, Ю. Г., Мостовая, И. В. Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М., 1998.
5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999.
6. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методоло- гия и история / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2000.
7. Ельмеев, В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика / В. Я. Ельмеев. – СПб., 1995.
8. Миллс, Р. Социологическое воображение / Р. Миллс. – М., 1998.
9. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.
10. Современная западная социология: словарь. – М., 1990.
11. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща и др. – М., 1995.
12. Тернер, Дж. Структура социологической теории/ Дж. Тернер. – М., 1986.
13. Фетисова, В. Я. Специфика социологии как науки и учебной дисципли- ны / В. Я. Фетисова // Социально-политический журнал. – 1992. – № 2.
Тема 7 . Уровни и функции социологического знания План работы:
Введение
1. Уровни социологического знания.
2. Функции социологии. Заключение
Методические советы
Введение в эту тему должно показать, что социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую струк- туру, обусловленную, прежде всего, различием ресурсов и уровней изуче- ния социальных явлений и процессов.
В первом вопросе следует показать возможные составные части со- циологии, в зависимости от оснований выделения этих частей. Так, на-
пример: общетеоретическая социология, теория «среднего уровня», уро- вень конкретных социологических исследований. В зависимости от уров- ня получаемых знаний в социологии также выделяются: теоретическая социология и прикладная социология. Покажите и другие возможности выделения уровней социологического знания.
Во втором вопросе раскройте основные функции социологии, как, на- пример, познавательная, практическая, социального контроля, идеологиче- ская, прогностическая, управленческая, социотехническая и другие функции. Ответьте на вопрос, какая из функций социологии максимально востребова- на в настоящее время.
В заключении, подводя итоги, подчеркните многоуровневость со- циологического знания, обусловленного сложностью предмета данной науки, и выделите основные функции социологии. Обоснуйте свой вывод о наибольшей востребованности какой-либо функции социологии в на- стоящее время.
Список рекомендуемой литературы:
1. Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследова- ний / Г. С. Батыгин. – М., 1995.
2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: В 3 тт. Т. 1: Методоло- гия и история / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2000.
3. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2004.
4. Зборовский, Г. Е., Орлов, Г. П. Социология Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов. – М., 1995.
5. Комаров, М. С. Введение в социологию / М. С. Комаров. – М., 1994.
6. Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. – Екатеринбург, 1999.
7. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологи- ческие исследования. – 1992. – № 2–4.
8. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. – М., 1983.
9. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща и др. – М., 1995.
10. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М., 1985.
11. Фролов, С. С. Социология / С. С. Фролов. – М., 1994.
Тема 8 . Специальные и отраслевые социологические теории План работы:
Введение
1. Основные условия и формы жизнедеятельности общества.
2. Социология образования как отраслевая социологическая теория. Заключение
Методические советы
Во введении покажите место, роль и специфику специальных теорий в структуре социологического знания, их возможности в приращении но- вого знания, которое может иметь не только практическое, но и теорети- ческое значение.
В первом вопросе покажите многообразие форм жизни человека и общества, раскройте содержание основных сфер жизнедеятельности лю- дей: труд, быт, культура, религия и др.
Во втором вопросе покажите специфику и содержание социологии образования как отраслевой социологической теории, ее объект, предмет, проблемное поле. Оцените Современное состояние системы образования в регионе.
В заключении подчеркните важность специальных и отраслевых со- циологических теорий и покажите их значение.
Список рекомендуемой литературы:
1. Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследова- ний / Г. С. Батыгин. – М., 1995.
2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методоло- гия и история / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2000.
3. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. – М., 1983.
4. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. – М., 1999.
5. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща и др. – М., 1995.
6. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М., 1985.
7. Фролов, С. С. Социология / С. С. Фролов. – М., 1994.
Тема 9 . Вклад социальных идей античности в развитие социологии
План работы:
Введение
1. Социальные идеи античности.
2. Оценка современного состояния российского общества с позиции со- циальных воззрений Платона и Аристотеля.
Заключение
Методические советы
Введение в эту тему должно показать, что исторические корни со- циологии следует искать в европейской социальной мысли предшест- вующих ее возникновению периодов.
В первом вопросе раскройте особенности и специфику античной обще- ственной мысли. Покажите социально-этические и социально- политические воззрения Платона, основные характеристики социальной структуры полисного государства по Аристотелю, расхождения Аристотеля и Платона в учении о государстве. Обратите внимание на постановку про- блемы «человек и общество» в трудах классиков греческой философии.
Во втором вопросе дайте объяснение происходящему в настоящее время в России (или регионе) с позиции социальных воззрений Платона и Аристотеля. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.
В заключении определите вклад мыслителей античной эпохи в разви- тие социологии как науки об обществе, покажите, что идеи Платона и Ари- стотеля во многом способны объяснить современное состояние общества.
Список рекомендуемой литературы:
1. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. Т. 4 / Аристотель. – М., 1984.
2. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1992.
3. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1998.
4. Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – СПб, 2002.
5. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 2001.
6. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М., 1995.
7. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1996.
8. История западной социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов [и др.]. – Минск, 1993.
9. История теоретической социологии в 4-х тт. ТТ. 1, 2. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М., 1997–1999.
10. Платон. Собрание сочинений. В 4 тт. Т. 3. / Платон. – М., 1993.
Тема 10 . Развитие европейской общественной мысли в Средние века
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|