Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 1 глава





Приметой нашего времени стало использование студентами интер- нет–ресурсов (как при выполнении письменных работ, так и при подго- товке к семинарским занятиям), но, к сожалению, качество знаний и уро- вень подготовки при этом часто оставляют желать лучшего. Следует признать, что в перечне причин, порождающих подобного рода ситуацию, далеко не последнее место занимает отсутствие у студентов грамотной ме- тодики использования интернет–ресурсов, прежде всего с учетом специ- фики того или иного предмета. Зачастую вся работа по поиску материала сводится только к набору в поисковой системе ключевых фраз и распечат- ке текста с первых двух-трех ссылок (одной из которых является ссылка на свободную энциклопедию Wikipedia). Естественно, при этом отсутствует всякий анализ текстов на предмет их сложности, содержания, не говоря уже о каком-либо библиографическом описании используемых ресурсов.

При этом развитие интернета сделало доступной массу источников и специальной литературы самой разной степени сложности, в том числе редких книг, зачастую отсутствующих даже в крупнейших библиотеках города. При этом важно отметить, что доступ к такого рода литературе не нарушает юридических норм действующего законодательства. Примером является проект Google Books Search (http://books.google.com/), благодаря которому оцифровке и сканированию подверглись тысячи книг, в том числе сотни отечественных дореволюционных изданий и журналов. Из- дания быстро оказались растиражированными и выложенными в сеть.



Обратим внимание на некоторые сайты, которые действительно могут быть полезны при выполнении контрольной работы. Условно ресурсы ин- тернета могут быть классифицированы по нескольким группам:

1. Сайты, предоставляющие открытый доступ к книгам и статьям. Как правило, эти сайты не требуют регистрации, однако при работе с ни- ми нужно четко задавать параметры поиска литературы.


 

1.1. Сайт http://imwerden.de предоставляет доступ к факсимильным элек- тронным воспроизведениям книг (или статей), таких как, например, труд Николая Михайловича Карамзина «О древней и новой России», изданный в 1861 году в Берлине доступен по прямой ссылке: http://imwerden.de/pdf/karamzin_o_drevnej_i_novoj_rossii_1861.pdf. Тут же расположен архив журнала «Вестник Европы» за 1700–1727 г. и ряд других редких изданий.



1.2. Аналогом подобного ресурса является сайт федерального портала

«Экономика, социология, менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru/, на котором расположены полнотекстовые версии статей и книги по гуманитарным дисциплинам. Там можно найти как книгу А. С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта (Социокуль- турная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему. 2-е изд. Но- восибирск: Сибирский хронограф, 1998.» (Ссылка http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/176833.html) так и статьи из различных журналов, например, «Мир России» http://www.ecsocman.edu.ru/mirros/.

1.3. Проект Soсiala (http://www.socialwork-archive.org/). Цель проекта – перевод с английского языка на русский тех материалов, которые обладают ценностью для теории и практики социальной работы. Со- временная российская социальная работа остро нуждается в исполь- зовании моделей и подходов, которые уже подтвердили свою эффек- тивность за рубежом. Поскольку Youtube обладает огромными постоянно растущими объемами видеоинформации, именно этот ре- сурс был выбран как ключевой для поиска важных для социальной работы фильмов. Все переведенные ролики с субтитрами выклады- ваются на www.rutube.ru www.youtube.com и предоставляются тем самым всем желающим изучать социальную работу.

1.4. Социолайн (http://www.socioline.ru), где размещаются книги, кото- рые нужны для изучения обязательной программы в соответствии с Государственным стандартом по курсу социологии.

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://www.elibrary.ru) – крупнейший российский информацион- ный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн. научных ста- тей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электрон- ные версии более 1900 российских научно-технических журналов, в том числе более 900 журналов в открытом доступе.




 

3. Библиотеки текстовых ресурсов по социологии: http://soc.lib.ru/su/; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php; http://shade.mmaa.ru/socio.htm.

4. Сайты периодических изданий, предоставляющие открытый доступ к публикуемым материалам. Они, в свою очередь, условно делятся на три подгруппы:

4.1. Сайты отдельных журналов. Примерами могут являться сайт журна- ла «Логос», (http://www.ruthenia.ru/logos/), «Неприкосновенный за- пас» (http://magazines.russ.ru/nz/) и т. д.

4.2. Сайты, представляющие собой проекты, объединяющие несколько ресурсов периодических изданий. Многие архивы журналов объеди- няют сайты крупных интеллектуальных проектов, таких как

«ИНТЕРЛОС – Интеллектуальная Россия» (http://www.intelros.ru) или уже приводимый выше сайт http://www.ecsocman.edu.ru/.

4.3. Сайты высших учебных заведений, имеющие свои периодические издания.

Практически каждый университет страны имеет свой сайт, на кото- ром доступны публикации в изданиях этого вуза. Так, например, Извес- тия Алтайского государственного университета имеют свой сайт http://izvestia.asu.ru/, на котором доступны материалы и публикации это- го издания. На сайте нашего университета доступны «Известия Волго- градского государственного технического университета», в том числе и серия «Проблемы социально-гуманитарного знания».

5. Сайты средств массовой информации, на которых размещаются пуб- ликации ведущих специалистов в различных областях гуманитарных знаний. Например, сайт издательского дома «Коммерсант» http://www.kommersant.ru или сайт радиостанции «Эхо Москвы» http://www.echo.msk.ru/.

Отдельно следует сказать о качестве и формате выкладываемых в сеть материалов. Наиболее важным следует признать форматы *.pdf и

*.djvu, в которых, как правило, сохраняется не текст в чистом виде, а от- сканированные изображения страниц, что позволяет сохранить пагина- цию и облегчает работу по оформлению справочного аппарата, в случае использования этих книг в написании научной работы.

При использовании интернет–ресурсов при выполнении контрольной работы необходимо давать полную ссылку на использованный источник (см. п. 5 «Подбор и оформление литературы контрольной работы»).


 

 

Темы контрольных работ

Номер темы контрольной работы конкретного студента определяет- ся по таблице (см. п. 3 «Выбор темы контрольной работы», табл. 3. 1).

Тема 1 . Социальное неравенство в обществе и его социокультурные предпосылки

План работы:

Введение

1. Социальное неравенство как феномен.

2. Общественное мнение о социальном неравенстве в условиях совре- менного российского общества.

Заключение

 

Методические советы

Во введении в эту тему надо показать, что для российского общества социальный раскол, делящий общество на богатых и бедных, успешных и неуспешных, «вписавшихся» и «не вписавшихся» в новые условия хозяй- ствования, является одной из наиболее острых проблем, требующих сво- его разрешения.

В первом вопросе следует обратиться к истории развития теорий соци- ального неравенства, раскрыть понятия «социальное неравенство» и «соци- альная стратификация», описать современные виды социального неравен- ства (такие как бедность, депривация и др.).

Во втором вопросе необходимо обратиться к результатам социологиче- ских исследований, характеризующих состояние общественного мнения по поводу того, как воспринимается существующее социальное неравенство населением страны (или региона), насколько, по мнению населения, соци- альное неравенство легитимно и справедливо.

Подводя итоги в заключении, в качестве вывода оцените уровень со- циального неравенства в стране (или регионе), опишите тенденции раз- вития данного феномена.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Балабанов, А. Социальное неравенство: факторы углубления депри- вации / А. Балабанов, Е. Балабанова // Социологические исследова- ния. – 2003. – № 7. – С. 34–43.


 

2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999.

3. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М., 2004.

4. Радаев, В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М., 1996.

5. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.

6. Тихонова, Н. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Н. Тихонова // Социологические ис- следования. – 2008. – № 8. – С. 147–150.

7. Хахулина, Л. Социальное неравенство в российском обществе: мне- ния и оценки / Л. Хахулина // Мониторинг общественного мнения. – 1999. – № 4. – С. 27–31.

 

 

Тема 2 . Российский город в условиях социально- экономической трансформации

План работы:

Введение

1. Российский город как объект исследования.

2. Социально-экономическая ситуация и условия жизни в Волгограде в восприятии ее жителей.

Заключение

 

Методические советы

Во введении обоснуйте объективность процесса урбанизации в стра- не и влияние данного процесса на все социокультурное пространство страны (региона).

В первом вопросе опишите основные отечественные и зарубежные практики исследования городов, сформулируйте основные социально- экономические аспекты развития городов.

Раскрывая второй вопрос, на основе данных социологических иссле- дований укажите, как социально-экономическая ситуация в Волгограде оценивается его жителями.

В заключении перечислите основные проблемы российского города и оценку этих проблем общественным мнением.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Город в условиях исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М., 2001.

2. Дулина, Н. В. Город в трансформирующемся обществе: методология и практика исследования / Н. В. Дулина. – Волгоград, 2006.

3. Дулина, Н. В. Жизненное пространство крупного города в воспри- ятии его жителей: методология и методы социологического анали- за / Н. В. Дулина, Ю. В. Кравченко, В. В. Мойсов, Е. И. Ткаченко, В. В. Токарев, В. В. Шмельков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2004.

4. Дулина, Н. В. Старые проблемы современного города в координатах

«нового урбанизма» (на примере Волгограда) / Н. В. Дулина // Извес- тия Волгоградского государственного технического университета: меж- вуз. сб. науч. ст. № 6 (15) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 120 с. – (Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 2). – С. 51–58.

5. Дулина Н. В., Овчар Н. А., Ситникова О. И., Токарев В. В. Общая оценка степени актуальности основных социально-экономических и социально-политических проблем в регионе // Известия Волгоград- ского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 7 (80) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – С. 53–64.

6. Киричанский, К. В. Российский город в условиях социально- экономической трансформации / К. В. Киричанский // Социологиче- ские исследования. – 2008. – № 10. – С. 68–73.

 

 

Тема 3 . Мировая система и процессы глобализации План работы:

Введение

1. Мировое сообщество. Формирование мировой системы.

2. Процессы глобализации. Заключение

Методические советы

Введение в эту тему должно содержать постановку проблемы о взаи- мосвязанности всех социальных процессов, которые протекают в отдель- ных странах, взаимозависимости в сфере политики и экономики, что ве-


 

дет к унификации обществ и необходимости сотрудничества при реше- нии проблем.

В первом вопросе следует уделить особое внимание теоретическим аспектам теорий мировых систем, изложите основные идеи о мировых системах. Обозначьте различия между политическими науками, науками, изучающими международные отношения, и социологией, изучающей мировые системы. Дайте ключевые понятия, выделите определяющие признаки.

Во втором вопросе обратите внимание, что процессы глобализации но- сят противоречивый характер. Приведите примеры, которые подчеркнут неоднозначность глобализации, расскажите о движении антиглобалистов. Наряду с этим обозначьте, какие положительные для экономики и общест- венного развития тенденции присутствуют в современной мировой системе. Дайте примеры процессов глобализации, развивающихся в регионе, со- шлитесь на данные прикладных социологических исследований.

Подводя итоги, сформулируйте выводы о целостности мировой сис- темы и взаимосвязанности процессов, протекающих в ней.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Бжезинский, З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидер- ство / З. Бжезинский. – М., 2004.

2. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.

3. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн. – М., 2004.

4. Володин, А. В. Глобализация: начала, тенденции, перспективы / А. Г. Володин, Г. К. Широков. – М., 2002.

5. Дергачев, В. А. Глобалистика / В. А. Дергачев. – М., 2005.

6. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М., 1985. .

7. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / [Брати- мов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А.]; под ред. М. Г. Делягина; Ин-т проблем глобализации (ИПРОГ). – М., 2000.

8. Сорокин, К. Э. Геополитика современности и геостратегия России / К. Э. Сорокин. – М., 1996.

9. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.


 

10. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на поро- ге XXI в. / Э. Тоффлер. – М., 2003.

11. Тоффлер, А. Футуршок / А. Тоффлер. – СПб., 1997.

12. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. – М., 1998.

13. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехно- логической революции / Ф. Фукуяма. – М., 2004.

14. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М., 2005.

15. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. – М., 2006.

16. Широков, Г. К. Регионализация: новые тенденции мирового разви- тия на рубеже XX и XXI / Г. К. Широков // Новая и новейшая исто- рия. – 2004. – № 4. – С. 55–56.

17. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993.

18. Яковлев, А. И. Информационная революция и будущее России (по прогнозам Э. Тоффлера) / А. И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1. – С. 279 – 287.

 

 

Тема 4 . Социология труда как одна из теорий « среднего уровня» План работы:

Введение

1. Место теорий «среднего уровня» в структуре социологического знания.

2. Предмет, цели и основные понятия социологии труда. Заключение

Методические советы

Введение в эту тему предполагает обоснование взаимосвязанности всех уровней социального знания. Покажите, каким образом связаны между собой различные отрасли социологии, подчеркните значение тео- рий среднего радиуса действия в формировании общесоциологического знания, а также в решении практических задач и проблем.

В первом вопросе следует раскрыть структуру социологического зна- ния, укажите на связь уровней социологии, обозначьте место и роль тео-


 

рий среднего уровня, подчеркните значение этих теорий. Предложите возможный подход к классификации теорий среднего уровня.

Раскрывая второй вопрос, необходимо четко указать на объект, предмет отрасли, таким образом, чтобы была понятна специфика социо- логического подхода к изучению труда, наряду с другими науками, ис- следующими труд. Дайте определения социальных понятий, разработан- ных социологией труда, поскольку они подчеркивают специфичность и глубину знания, получаемого социологией о сфере трудовых отношений.

В заключении кратко сформулируйте специфику социологического подхода к изучению труда.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Жидкова, Е. М. Особенности трудовых и управленческих практик на предприятии с преобладанием женского персонала / Е. М. Жидкова // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 44–52.

2. Каргаполова, Е. В. Социально-трудовые отношения в Астраханской области (по материалам конкретного социологического исследова- ния) / Е. В. Каргаполова // Известия Волгоградского государственно- го технического университета: межвуз. сб. науч. ст. № 7 (80) / ВолгГ- ТУ. – Волгоград, 2011. – С. 64–68.

3. Лебединцева, Л. А. Теоретико-прикладные основы социологического анализа интеллектуального труда / Л. А. Лебединцева // Известия Волгоградского государственного технического университета: меж- вуз. сб. науч. ст. № 7 (80) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2011. – С. 68–72.

4. Маркович, Д. Социология труда/ Д. Маркович. – М. 1988.

5. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. – М.: Аспект Пресс, 2003.

6. Козина, И. М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе / И. М. Козина // Социологические исследования. – 2007. –

№ 7. – С. 35–44.

7. Романов, П. В. Социология менеджмента и организаций / П. В. Романов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2004. – 288 с.

8. Становление трудовых отношений в постсоветской России. – М., 2004.

9. Удальцова, М. В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, дохо- ды, мобильность / М. В. Удальцова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюсина // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 43–52.


 

Тема 5 . Новые медиа в социальном взаимодействии План работы:

Введение

1. Социальное взаимодействие: возможные подходы к изучению.

2. Мобильный телефон как средство социального взаимодействия. Заключение

Методические советы

Во ведении покажите актуальность рассмотрения новых медиа с точ- ки зрения тех изменений, которые они вносят в быт и повседневные практики человека. Обратите внимание на то, что под новыми медиа по- нимаются средства коммуникации, в основе которых лежит цифровая технология и что именно эти медиа способны поддерживать максималь- но интерактивные и персонализированные коммуникации.

В первом вопросе опишите подходы отечественных и зарубежных ав- торов к изучению социального взаимодействия.

Раскрывая второй вопрос, укажите, что телефон как техническое уст- ройство, имеет более выраженный социальный эффект, чем, например, телеграф, хотя эти два средства связи и очень похожи. Обратите внима- ние на такие свойства телефона как социальная проницаемость, гиперко- ординация и подвижность. Приведите статистические данные или дан- ные социологических исследований о распространенности мобильных телефонов среди населения.

В заключении сформулируйте вывод о том, что любая технология корректируется по мере развития практики ее использования. Эффекты интеллектуальных разработок не универсальны, их значения различны для разных социальных групп. Мобильный телефон оказался разработ- кой практически для всех социальных групп, обеспечивая социальное взаимодействие в обществе.

Список рекомендуемой литературы:

1. Грабельников, А. А. Массовая информация в России: от первой газе- ты до информационного общества / А. А. Грабельников. – М., 2001.

2. Зайцева, Е. В. Интернет. ру: социологические контуры / Е. В. Зайцева, М. В. Певная. – М., 2009.

3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль- тура / М. Кастельс. – М., 2000.


 

4. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социологические исследо- вания. – 2010. – № 1. – С. 58–66.

5. Сергеева, О. В. Повседневность новых медиа / О. В. Сергеева. - Волго- град, 2010.

6. Чугунов, А. В. Социология Интернета: социально-политические ориен- тации российской интернет–аудитории / А. В. Чугунов. – СПб., 2003.

7. Шартье, Р. Письменная культура и общество / Р. Шартье. – М., 2006.

 

 

Тема 6 . Социология как наука об обществе План работы:

Введение

1. Предмет социологии. Специфика социологического знания.

2. Структура социологии. Заключение

Методические советы

Введение в эту тему должно содержать постановку проблемы о пра- вомерности выделения социологии в самостоятельную область гумани- тарного знания.

В первом вопросе следует показать место социологии в системе обще- ственных наук, выявить её специфику по сравнению с философией, истори- ей, социальной психологией и другими науками. Вместе с тем можно отме- тить дискуссионные моменты в определении предмета социологии. Особое внимание нужно уделить проблеме социологической истины.

Раскрывая второй вопрос, укажите, что структура социологии как целостной дисциплины задаётся уровнем анализа общества (или отдель- ных его элементов) и степенью социологического обобщения. Необходи- мо раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность теории и эмпирии в социологии. Используя положения социологии, объясните состояние об- щества в какой-либо сфере его жизнедеятельности, либо проявление тех или иных функций.

Подводя итоги в заключении, сформулируйте в качестве вывода оп- ределение социологии, выделите её основные особенности. Покажите как инструментальные возможности социологии могут быть использованы для анализа состояния обществ в определенный момент времени.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Асп, Э. К. Введение в социологию / Э. К. Асп / пер. с фин. – СПб., 1998.

2. Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман. – М., 1996.

3. Бергер, П. Б. Приглашение в социологию: гуманистическая перспек- тива / П. Б. Бергер. – М., 1996.

4. Волков, Ю. Г., Мостовая, И. В. Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М., 1998.

5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999.

6. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методоло- гия и история / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2000.

7. Ельмеев, В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика / В. Я. Ельмеев. – СПб., 1995.

8. Миллс, Р. Социологическое воображение / Р. Миллс. – М., 1998.

9. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.

10. Современная западная социология: словарь. – М., 1990.

11. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща и др. – М., 1995.

12. Тернер, Дж. Структура социологической теории/ Дж. Тернер. – М., 1986.

13. Фетисова, В. Я. Специфика социологии как науки и учебной дисципли- ны / В. Я. Фетисова // Социально-политический журнал. – 1992. – № 2.

 

Тема 7 . Уровни и функции социологического знания План работы:

Введение

1. Уровни социологического знания.

2. Функции социологии. Заключение

Методические советы

Введение в эту тему должно показать, что социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую струк- туру, обусловленную, прежде всего, различием ресурсов и уровней изуче- ния социальных явлений и процессов.

В первом вопросе следует показать возможные составные части со- циологии, в зависимости от оснований выделения этих частей. Так, на-


 

пример: общетеоретическая социология, теория «среднего уровня», уро- вень конкретных социологических исследований. В зависимости от уров- ня получаемых знаний в социологии также выделяются: теоретическая социология и прикладная социология. Покажите и другие возможности выделения уровней социологического знания.

Во втором вопросе раскройте основные функции социологии, как, на- пример, познавательная, практическая, социального контроля, идеологиче- ская, прогностическая, управленческая, социотехническая и другие функции. Ответьте на вопрос, какая из функций социологии максимально востребова- на в настоящее время.

В заключении, подводя итоги, подчеркните многоуровневость со- циологического знания, обусловленного сложностью предмета данной науки, и выделите основные функции социологии. Обоснуйте свой вывод о наибольшей востребованности какой-либо функции социологии в на- стоящее время.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследова- ний / Г. С. Батыгин. – М., 1995.

2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: В 3 тт. Т. 1: Методоло- гия и история / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2000.

3. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2004.

4. Зборовский, Г. Е., Орлов, Г. П. Социология Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов. – М., 1995.

5. Комаров, М. С. Введение в социологию / М. С. Комаров. – М., 1994.

6. Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. – Екатеринбург, 1999.

7. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологи- ческие исследования. – 1992. – № 2–4.

8. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. – М., 1983.

9. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща и др. – М., 1995.

10. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М., 1985.

11. Фролов, С. С. Социология / С. С. Фролов. – М., 1994.


 

Тема 8 . Специальные и отраслевые социологические теории План работы:

Введение

1. Основные условия и формы жизнедеятельности общества.

2. Социология образования как отраслевая социологическая теория. Заключение

Методические советы

Во введении покажите место, роль и специфику специальных теорий в структуре социологического знания, их возможности в приращении но- вого знания, которое может иметь не только практическое, но и теорети- ческое значение.

В первом вопросе покажите многообразие форм жизни человека и общества, раскройте содержание основных сфер жизнедеятельности лю- дей: труд, быт, культура, религия и др.

Во втором вопросе покажите специфику и содержание социологии образования как отраслевой социологической теории, ее объект, предмет, проблемное поле. Оцените Современное состояние системы образования в регионе.

В заключении подчеркните важность специальных и отраслевых со- циологических теорий и покажите их значение.

Список рекомендуемой литературы:

1. Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследова- ний / Г. С. Батыгин. – М., 1995.

2. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методоло- гия и история / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М., 2000.

3. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. – М., 1983.

4. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. – М., 1999.

5. Социология. Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Осипов, А. В. Кабыща и др. – М., 1995.

6. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М., 1985.

7. Фролов, С. С. Социология / С. С. Фролов. – М., 1994.


 

Тема 9 . Вклад социальных идей античности в развитие социологии

План работы:

Введение

1. Социальные идеи античности.

2. Оценка современного состояния российского общества с позиции со- циальных воззрений Платона и Аристотеля.

Заключение

 

Методические советы

Введение в эту тему должно показать, что исторические корни со- циологии следует искать в европейской социальной мысли предшест- вующих ее возникновению периодов.

В первом вопросе раскройте особенности и специфику античной обще- ственной мысли. Покажите социально-этические и социально- политические воззрения Платона, основные характеристики социальной структуры полисного государства по Аристотелю, расхождения Аристотеля и Платона в учении о государстве. Обратите внимание на постановку про- блемы «человек и общество» в трудах классиков греческой философии.

Во втором вопросе дайте объяснение происходящему в настоящее время в России (или регионе) с позиции социальных воззрений Платона и Аристотеля. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении определите вклад мыслителей античной эпохи в разви- тие социологии как науки об обществе, покажите, что идеи Платона и Ари- стотеля во многом способны объяснить современное состояние общества.

Список рекомендуемой литературы:

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. Т. 4 / Аристотель. – М., 1984.

2. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1992.

3. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1998.

4. Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – СПб, 2002.

5. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 2001.

6. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М., 1995.


 

7. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1996.

8. История западной социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов [и др.]. – Минск, 1993.

9. История теоретической социологии в 4-х тт. ТТ. 1, 2. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М., 1997–1999.

10. Платон. Собрание сочинений. В 4 тт. Т. 3. / Платон. – М., 1993.

 

 

Тема 10 . Развитие европейской общественной мысли в Средние века

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.