Сделай Сам Свою Работу на 5

Распад СССР и образование независимых государств.





Воценке событий августа 1991 года до сих пор нет единства взглядов. Сторона, вышедшая в конф­ликте победителем (радикальные реформаторы), назвала их путчем, или государственным переворотом реакцион­ных сил в правительстве Горбачева с попыткой отстране­ния от власти президента.

Альтернативная точка зрения характеризуется оцен­кой случившегося как последней запоздалой попытки го­сударственников Кремля предотвратить распад Союза.

СССР накануне августовских событий.Начало 90-х го­дов было отмечено ростом проявлений сепаратизма со сторо­ны республик, входящих в состав СССР. В 1990 году ряд республик (в первую очередь прибалтийских) в односторон­нем порядке заявили о самоопределении и создании незави­симых национальных государств. Неудача экономических реформ, неспособность центра вывести страну из кризиса побудили политические элиты республик искать собствен­ные пути выхода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избра­ние в них своих президентов. Республики старались изба­виться от диктата центра, объявив о своей независимости.



12 июня 1990российские депутаты также принимают Декларацию о государственном суверенитете Российской Фе­дерации, отдав в ведение органам власти РСФСР все вопро­сы государственной и общественной жизни. В данной ситу­ации Горбачев и его ближайшее окружение были вынужде­ны пойти на уступки лидерам союзных республик в целях сохранения Союза в какой-либо форме. 23 апреля в Ново-Огареве был достигнут предварительный договор президен­та СССР с представителями девяти республик о подписании в ближайшем будущем нового Союзного договора суверенных государств. В нем шла речь о новой концепции Союза. Согласно этому документу республики получали гораздо больших прав, чем это было ранее, центр из управляющего превратился в координирующий. В результате мно­гие союзные структуры: министерства и ведомства — пре­терпели бы серьезные изменения. Намеченное на 20 авгус­та 1991 года подписание нового Союзного договора подтол­кнуло консерваторов на решительные действия, так как указанное соглашение фактически лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. В начале августа 1991 года начинается подготовка к введению в стране чрез­вычайного положения в целях восстановления полной роли центральной власти и КПСС.



Ход событий. «Путч» начался 19 августа. В первый же день были опубликованы важнейшие документы новой власти. Вице-президент СССР Г. Янаев объявил о вступле­нии в должность президента. Что же касается М.С. Горба­чева, то он был «заблокирован» на своей крымской даче в Форосе. Создавался новый орган власти — ГКЧП (Госу­дарственный комитет по чрезвычайному положению) в СССР, в который вошла группа высокопоставленных чи­новников: министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, премьер-министр В. Павлов и другие. Поста­новлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостанавливалась деятель­ность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура. В столицу страны были введены войска. В дальнейшем ГКЧП не удалось склонить чашу весов на свою сторону. Они не смогли предоставить четких доказательств болезни Горбачева. Десятки тысяч людей вышли на улицы столи­цы, часть войск перешла на сторону президента России Б.Н. Ельцина. Руководители республик СССР выступили за непризнание ГКЧП. Сам Ельцин объявил «путчистов» государственными преступниками и уже 21 августа руко­водство ГКЧП было арестовано.Причины поражения ГКЧП.Попытка ГКЧП сохранить союзное государство потерпела сокрушительный провал в силу целого ряда причин. Одна из них — двусмыслен­ность позиции, занятой президентом СССР. Как подчер­кивают сторонники одной из последних версий, никакого заговора против Горбачева не было, и его изоляция в Крыму носила условный характер. Более того, сами пут­чисты действовали с полублагословения президента, от­сюда неподготовленность, неуверенность в действиях. В дальнейшем Горбачев отмежевался от своих бывших. Введя в Москву войска, члены ГКЧП не собирались их использовать иначе как средство психологического давле­ния, демонстрации силы. Они не предприняли штурма «Бе­лого дома», не арестовали Ельцина и других российских руководителей, не позаботились об установлении реально­го контроля над средствами массовой информации.



Противники ГКЧП, главным образом российское прави­тельство во главе с Ельциным, напротив, вступили с ним в жесткую схватку, преимущественно, на информационном поле. В результате им удалось переломить общественное мнение (в особенности жителей Москвы) на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.

Последствия поражения ГКЧП.Некоторые политологи в настоящее время считают, что неудачная попытка «двор­цового переворота», предпринятого верхушкой союзного руководства, фактически обернулась для страны подлин­ным государственным переворотом, приведшим к радикаль­ным изменениям общественно-политической системы, по­следующей ликвидации СССР. Власть президента Горба­чева, лишившегося практически всех государственных структур, оказалась чисто условной. 23 августа от Горба­чева потребовали подписать указ о роспуске КПСС, он был вынужден распустить союзный совет министров, съезд народных депутатов СССР, отказаться от должности гене­рального секретаря. ЦК КПСС объявил о самороспуске.

Все попытки президента СССР сохранить союзное госу­дарство, возобновить работу по подписанию нового союзно­го государства оказались безуспешными. Особую роль в лик­видации Союза сыграли политические элиты России и Ук­раины. Факты свидетельствуют, что ни у российского, ни у украинского руководства не было желания подписывать со­юзный договор ни в одном из предлагаемых вариантов. Граж­дане Украины на референдуме 1 декабря высказались боль­шинством голосов за независимость республики; президент Л. Кравчук, опираясь на результаты народного волеизъяв­ления, заявил о неприсоединении Украины к новому союз­ному договору. Что же касается российского президента, то он считал, что без Украины Союз невозможен. С этим со­глашался и М. Горбачев, однако, он уповал на возмож­ность втягивания Украины в договорный процесс посред­ством любых уступок, компромиссных решений.

Но встретившиеся в Беловежской Пуще лидеры Рос­сии, Украины и Белоруссии — Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич — решили проблему иначе: 8 декабря они заявили о роспуске Советского Союза и создании Содруже­ства Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присо­единились Казахстан и другие республики (кроме Прибал­тики и Грузии). Подписанием этого договора заканчива­лось существование Советского Союза как единого госу­дарства. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия, добровольно уйти в отставку.

Причины распада СССР.Стоит отметить, что предпосылки распада (дезинтеграции) такого сложного государственного образования, как Советский Союз, имелись задолго до начала 90-х годов, но объективно меха­низм кризиса был приведен в действие политикой перестрой­ки. Экономический кризис, как результат данной политики, способствовал возникновению сепаратистских настроений в союзных республиках, чьи политические элиты приняли ре­шение искать самостоятельные пути выхода из кризиса. Кро­ме того, немаловажной предпосылкой распада явилось от­сутствие у горбачевского руководства продуманной нацио­нальной политики: Горбачев оказался не в состоянии дать нужный суверенитет республикам.

 

46. Российская Конституция 1993 года и еѐ значение.

Конституция РФ принята всенародным референду? мом 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоявшее (на момент принятия Кон? ституции) из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, единое гражданство. Допускает? ся прием в Российскую Федерацию и образование но? вых членов, но не предусматривается право выхода из ее состава. Статус субъектов Федерации определяет? ся Конституцией и актом представительного органа субъекта — Конституцией республики или Уставом области. Конституция разграничивает компетенцию феде? ральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. К ис? ключительной компетенции федеральных органов от? несены важнейшие вопросы: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблю? дения, федеративное устройство, установление системы федеральных органов власти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, внешние сношения России, оборона, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно? процессуальное и уголовно?исполнительное законо? дательство, гражданское, гражданско?процессуаль? ное и арбитражно?процессуальное законодательство. К совместной компетенции отнесены вопросы, затра? гивающие как Федерацию в целом, так и конкретный субъект. Вне полномочий Федерации, как исключи? тельных, так и в рамках совместного ведения, субъек ты Федерации обладают всей полнотой государ? ственной власти на своей территории. Конституция закрепляет широкий круг политиче? ских и социальных прав и свобод граждан, при этом установила, что человек, его права и свободы, являют? ся высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Кон? ституция закрепляет основные обязанности граж? дан: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Оте? чество. Конституция определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судеб? ной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган — двухпалатное Федераль? ное Собрание, высший исполнительный орган — Пра? вительство РФ, высший судебный орган — Верховный суд. Предусмотрено создание органа конституцион? ного надзора — Конституционного Суда. Устанавли? вается система органов прокуратуры. Конституция устанавливает законодательные ос? новы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления отделены от государствен? ных органов власти, они самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их компетенции. Отдельная глава Конституции посвящена вопросу внесения поправок и пересмотру Конституции. Предусматривается два механизма изменения Кон? ституции: принятие поправок квалифицированным большинством Федерального Собрания либо созда? ние Конституционного Собрания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.