Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство может и должно выступать в кредитных отношениях в двух лицах, как заемщик и как кредитор.





Денежные средства в которых государство выступает заемщиком, кредитором, гарантом представляют собой государственный кредит. ( развить на семинаре) Эти отношения не совсем свойственны государственным финансовым отношениям, последние как известно строятся на безвозмездности и одностороннего движения денег, а гос кредит как и любой кредит на основе срочности, платности и возвратности. Количественное доминирует государство как заемщик, а содержательно все три функции и заемщика и кредитора и гаранта равнозначны. Государственный и муниципальный кредит это совокупность экономических отношений между государство и экономическими субъектами по поводу формирования и использования ссудного фонда. Кредит и государственный кредит соотносятся между собой как общее и частное, гос кредит имеет все признаки кредита и одновременно особенности которые выделяют его в отдельный САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ вид кредита. Сущность гос кредита проявляется в его функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.

1. Распределительная – заключается в распределении вновь созданной стоимости на принципах возвратности, платности, срочности. Государство финансовый посредник распределение и перераспределение временно свободных денежных средств одних субъектов в пользу других субъектов испытывающих потребность в дополнительных( заемных) денежных средствах. Социально экономическое распределение - выплата доходов кредиторам государства за счет бюджетных средств, то есть за счет всех налогоплательщиков. Эта функции проявляется в распределении последствий принятых решений между нынешним и будущими поколениями. Распределительная функция определяет регулирующую функцию



2.Регулирующая функция проявляется в том что государство воздействует через гос кредит на :

1. Объем денежной массы в обращении

2. На уровень процентных ставок на рынке денег и капитала

3. На темпы экономического роста

4. На занятость

5. На уровень ликвидности банков

Используя кредит государство может осуществлять определенную социальную и экономическую политику. Регулирующая функция гос кредита имеет две стороны экономическую и социальную. Экономическая сторона формировании основных общеэкономических пропорций, воспроизводственных, территориальных, отраслевых. Экономической составляющей регулирующей функции гос кредит может стимулировать рост экономики и смягчать циклические колебания. Социальная сторона регулирующей функции гос кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы, за счет участия в поддержании социальной сферы: здравоохранения, образования, социального страхования, создания рабочих мест, снятия социальной напряженности.



3.Контрольная функция. Контроль осуществляется за:

1.Соблюдением условий кредитного договора

2.За целевым использованием заемщиком кредитных средств

3.За движением денежных потоков в сфере гос кредитов. ( с помощью учетной политики организации отчетности)

 

Гос кредит во всех своих видах заемных, кредитных, гарантийных неизбежно становится частью не только централизованных финансовых средств, но и всех совокупных денежных национальных ресурсов и поэтому оказывает влияние на состояние денежного обращения состав и структуру финансового рынка, уровень процентных ставок, уровень инфляции. При этом названное влияние может быть позитивным и негативным. Положительное воздействие государства как заемщика в том что: Государство пополняет свои финансовые ресурсы, финансирует дефицит бюджета и социальные программы. Отрицательное воздействие – вытесняет с финансового рынка других заемщиков, негативно воздействует на инвестиционный процесс и товарное обращение.

Положительное воздействие государства как кредитора:



1. способствует росту темпа экономического развития

2. оказывает финансовую поддержку отраслям и территориям.

Отрицательное воздействие как кредитора:

1.Инфляция

Как категория гос кредит отражает одновременно отношения возникающие в результате формирования публичных финансов и одновременно отражает отношения возникающие в результате формирования государственных кредитных отношений. Таким образом гос кредит является одновременно частью публичных финансов и самостоятельным специфическим отношением.

Как органическая часть публичных финансов гос кредит имеет следующие общие черты с такими видами публичных финансов как налоги и обязательные платежи.

2.Как и налоги и обязательные платежи гос кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных средств

3.Как и налоги и платежи участвует в распределении и перераспределении ВВП, то есть отражает вторичные отношения формирования ВВП.

4.Одной из сторон отношений всегда неизменно является государство. Субъект с особыми правами.

5.Гос кредит имеет ту же цель формирования что и налоги и платежи – формирование централизованных фондов денежных средств

6.Кредитные потоки так же как и у налогов и платежей организуются в рамках государственных финансово кредитных институтов

Особенности гос кредита:

1.Привлечение денежных средств осуществляется на возвратной и возмездной основе

2.Движение денежных средств при кредитовании осуществляется в прямом и обратном направлении

3.Гос кредит имеет добровольный характер

4.Гос кредит носит разовый характер( ситуационный)

5.Денежные средства привлеченные по гос кредиту не имеют конкретного целевого назначения, то есть они поступают в распоряжении органов исполнительной власти на публичные социально значимые цели

6.Кредитные средства являются дополнительными специальными финансовыми ресурсами для погашения бюджетного дефицита ( ст 113 БК), то есть они попадают в бюджет и никуда больше.

7.Источником погашения гос кредита служат средства бюджета или новые государственные займы.

8.Посредством государственных кредитных отношений государство может осуществлять функцию по бюджетному и денежно-кредитному регулированию, но относящуюся исключительно к полномочиям государства.

9.Государственный кредит гарантируется всем национальным богатством государства, отношения по поводу гос кредита возникают только в процессе финансовой деятельности публично-правовых образований.

 

Государственные займы. Государственные займы это самостоятельный вид государственных заимствований.

Ст 98 БК устанавливает структуру гос. долга по видам обязательств, один из видов обязательств называется обязательства по государственным ценным бумагам выпущенным РФ. Это вид долговых обязательств( обязательств по ценным бумагам) регламентируется нормами гражданского права, финансового права, бюджетного законодательства и налогового законодательства. Они регламентируются:

1. Гражданским кодексом главой 7, 42( 816,817 ст)( с 1 октября новый гражданский кодекс)

2. ФЗ о рынке ценных бумаг

3. ФЗ об особенностях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

4. Постановлением правительства РФ от 15 мая 95 года № 458 О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов.

5. Положение об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг. Утверждено банком России от 25 марта 2003 года № 219 –П.

6. ФЗ о финансовых основах местного самоуправления в РФ от 25.09.1997 года.

Основные понятия:

Ценная бумага – это обособленный документ установленной формы с обязательными реквизитами, этот документ представляет собой материальное выражение письменной формы сделки. ( письменной формой сделки является договор, а реквизиты ценной бумаги по своей правовой силе подобны условиям договора)

Ст 142 ГК устанавливает Ценной бумагой является документ удостоверяющий права осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Предъявление характеризует особую связь между документом и правом удостоверенным ценной бумагой. Бумага носитель права. Утрата документа влечет потери права требования по ней.

Ценная бумага это объект гражданских прав, отнесенный ГК к категории вещей (ст 128). Для возникновения отношений по поводу ценных бумаг недостаточно создать ценную бумагу, необходимо «пометить» этот объект субъективным гражданским правом конкретного субъекта. Первым субъектом выступает первый собственник ценной бумаги, лицо создавшее её – эмитент. В отношении такого объекта эмитент обладает полноценными вещными правами, одной из характеристик которых является их абсолютный характер. Именно это состояние присвоенности ценной бумаги как объекта и позволяет её эмитенту вступать в различные отношении с другими участниками гражданского оборота по определению дальнейшей судьбы ценной бумаги. Способ фиксации субъективного гражданского права и есть ценная бумага.

Различают 2 способа фиксации таких прав:

1. Классические ценные бумаги( способ фиксации бумага)

2. Бездокументарные ценные бумаги ( способ фиксации запись в реестре

Ст 816 ГК определяет виды ценных бумаг . эта статья среди ценных бумаг выделяет облигации. Самый распространенный вид ценной бумаги. 50% облигаций государственные. Часть 2 ст 816 содержит определение облигации.

Облигация это ценная бумага удостоверяющая права ее владельца на получение от лица выпустившего облигацию, ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а так же право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости, либо иные имущественные права предусмотренные ценной бумагой и в установленные в ней сроки. Выпуск и продажа облигаций по ГК это способ заключения договора займа.

Обращение ценных бумаг – это заключение гражданско–правовых сделок влекущих переход права собственности на ценные бумаги.

Публичное обращение ценных бумаг – это обращение ценных бумаг на организованных торгах, или обращение ценных бумаг путем предложения неограниченному кругу лиц. Обращение ценных бумаг в том числе и государственных начинается в тот момент когда эмитент, первый собственник передает право собственности на созданную им ценную бумагу, путем совершения гражданско-правовых действий.

 

 

23.10.12

Впервые в БК установлено правило п.4 ст 115 (2) согласно которому федеральным законам о бюджете на очередной год законом субъетом федерации, решение представительным органом муниципальным образование , должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных гос и мун гарантий .

Это правило реальная основа обеспечения материальных прав участников договора о предоставление государственных или муниципальных гарантий в случаи их возможного нарушения этих прав.

Решение правительства принимается в форме постановлений правительства РФ в пределах общей суммы представляемых гарантий указанной в федеральном законе и на основание названого акта МИнФин заключает договоры о предоставление гарантий от имени РФ об обеспечение принципалам его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм уплаченных гарантом во исполнение обязательств по гарантии.

О переуступке гаранту прав требований бенефициара к принципалу и иные договоры.

Учет гарантий : Предоставление и исполнение гарантий РФ подлежит отражению в государственной долговой книге . Обязанность по учету гос гарантий а так же по учету сокращения гос долга в случае исполнения принципалом обязательств обеспеченных гарантий возложено на МинФин.

 

Особенности предоставления гос гарантий субъектами федерации и муниципальными образованиями ст 117 БК РФ

БК предусматривает различный порядок исполненных и нереализованных гарантийных обязательств .

Если исполнение Гарантом гос и мун гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к приципалу либо обусловлено уступкой гаранту права требования

Прав требования бефециара к пренципиалу , исполнение таких гарантий учитываеться в источниках финансирования дефецита как предоставления бюджетного кредита.

Если исполнение гарантом не ведет к возникновению регрессного требования не обусловлено уступкой прав требований , исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.