Лекция 4 «Управление финансами»
Управление финансами – это сознательное воздействие органами управления ан финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получении доходов (прибыли), а также финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
Для процессов управления финансами в РФ создан финансовый аппарат, который представляет собой совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
Субъекты управления финансами и кредитами
1. Субъекты стратегического управления
a. Президент РФ
b. Правительство РФ
c. Федеральное собрание
i. Госдума
ii. Совет Федерации
2. Субъекты оперативного управления
a. Счетная палата РФ
b. Министератво Финансов
c. Финансовые органы субъектов РФ
d. Фискальные органы (налоговые, таможенные)
e. Финансовые органы местного самоуправления
f. Страховые организации
g. Дирекции внебюджетных фондов
h. Финансовые отделы и службы хозяйствующих субъектов
i. Банки и другие финансовые организации
3. Центральный банк относится как к субъектам оперативного, так и субъектам стратегического управления
Функции управления финансами включают:
1. Финансовый анализ и учет финансовых ресурсов
2. Оперативное регулирование финансов
3. Контроль за их состоянием
4. Прогнозирование и планирование финансов
Финансовый анализ в структуре управления призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в сфере финансов, исходя из сложившейся ситуации и тенденций развития. Он опирается на финансово-бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств), статистическую информацию и проводится при помощи определенных методов. Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения и резервы.
Оперативное регулирование финансами осуществляется с целью реагирования на изменившуюся ситуацию и проводится путем корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемых в связи с возникшей ситуацией, а также с целью изменения целевой направленности выделения финансовых ресурсов.
Контроль за состоянием финансов (см. контрольную функцию финансов)
Прогнозирование и планирование финансовых ресурсов – выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния ресурсов, потребностей в финансовых ресурсах, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.
В практике РФ применяются следующие методы финансового прогнозирования:
1. Метод экспертных оценок – применяется для составления прогнозов на базе оценок сделанных и обоснованных специалистами. Недостаток – субъективизм.
2. Метод экономико-математического моделирования – рассчитывает влияние различных факторов на финансовые результаты или показатели разных факторов.
3. Метод экстраполяции – заключается в составлении прогнозов исходя из практики предшествующих периодов.
Очень часто в практике финансового прогнозирования применяется сочетание различных методов, используется как объективная тенденция развития, так и мнение экспертов.
Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения и перераспределения, а также потребления финансовых ресурсов. Финансовое планирование на общегосударственном уровне (территориальном) обеспечивается системой финансовых планов.
В систему финансовых планов на макроуровне входят:
1. Сводный финансовый баланс – баланс финансовых ресурсов государства
На уровне субъектов федерации сводный баланс территориальных финансовых ресурсов
2. Среднесрочные финансовые планы субъекта (муниципального образования), которые содержат основные параметры из бюджета на три года с обязательным обоснованием параметров этого плана.
Данный план составляется в тех субъектах (муниципальных образований) бюджет которых принимается на 1 бюджетный год
3. Федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период (следующие 2 года)
4. Бюджеты субъектов РФ
В систему финансовый планов на микроуровне входят:
1. Сметы бюджетных организаций
2. Баланс доходов и расходов коммерческих предприятий
3. Финансовые разделы бизнес-планов
4. Оперативные планы (платежные, налоговые, кредитные, кассовые)
Макроуровень:
Сводный финансовый баланс – это документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (ВНРД) и секторов экономики. Он составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогнозов социально-экономического развития … и оценке влияния федеральной политики (экономической) в области развития государства.
Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государствования и предназначенное на цели расширенного овспроизводства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления.
Доходы данного баланса составляют:
1. Прибыль хозяйствующих субъектов
2. Амортизационные отчисления
3. Доходы бюджета (налоговые доходы, неналоговые доходы)
4. Средства государственных внебюджетных фондов
НЕ отражаются в финансовом балансе:
1. заемные средства
2. привлеченные средства
3. инвестиции
4. денежные доходы и сбережения домохозяйств
5. поступления страховых возмещений
В расходной части баланса отражаются по разделамсредства, оставшиеся в распоряжении организаций, расходы на общегосударственные расходы, национальную оборону, безопасность, национальную экономику, культуру, здравоохранения.
Расходы государственных внебюджетных фондов.
Дефицит или профицит баланса показывает в целом по государству состояние финансовых ресурсов. Если баланс дефицитен, государство должно предусмотреть источники покрытия дефиците (размещение государственных ценных бумаг, основные направления кредитной внутренней и внешней политики). Также государство должно снижать затраты и увеличивать доходную часть баланса.
Дефицит баланса не может быть равен дефициту бюджета, поскольку баланс учитывает кроме средств бюджета средства внебюджетных фондов и хозяйствующих субъектов, т.е. дефицит баланса отражает дефицит всех в совокупности средств, а не только бюджета.
Среднесрочный финансовый план присутствует, когда бюджет планируется на 1 год (а не на 3)
Федеральный бюджет
До первого марта текущего года Президент РФ выступает с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором оглашает основные направления бюджетной, налоговой, валютной политики и основные направления социально-экономического развития нашего государства на 3 года.
На основании этого послания МинФин начинает разрабатывать проект федерального бюджета. В августе (до 26 числа) бюджет представляется в ГосДуму, где проходит утверждение в 3-х чтениях.
Далее проект бюджета одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом, и только потом приобретает статус Федерального Закона.
Бюджет исполняется в течение финансового года в соответствии с бюджетной росписью, которую готовит МинФин.
По истечении финансового года дается 6 месяцев для составления отчета об использовании средств и утверждение этого отчета ГосДумой
Методы финансового планирования на макроуровне:
1. механический – данные прошлого года переносятся на следующий год с умножением на коэффициент инфляции
2. статистический – при нем складываются расходы за предыдущие года и делятся на количество предыдущих лет.
3. Метод нулевой базы – все позиции рассчитываются заново, с нуля
4. Программно-целевой метод – рассчитан на выделение финансовый ресурсов в форме финансирования различных целевых и инвестиционных программ.
5. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – основании на четкой формулировке целей и задач органов государственной власти и бюджетных учреждений, а также на применение показателей (индикаторы), характеризующие качественные или количественные параметры выполнения этих задач. Цель БОРа – повышение эффективности использования бюджетных средств.
4.
Лекция 5
1. Сметы бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения на основании натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, выполнение социальных гарантий и т.д.) и финансовых норм и нормативов составляют бюджетные сметы расходов. Нормы устанавливаются законодательными и подзаконными актами. Нормативами в бюджетном планировании являются:
2. 1. Денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (нормы расходов на питание: детские сады, медицинские стационары, социальные дома, обеспечение медикаментами, инвентарем и т.д.
3. Нормы индивидуальных выплат: отраслевые ставки заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.
4. Нормы, в основе которых лежит среднестатистические величины расходов за ряд лет (нормы на содержание помещений, учебные и канцелярские расходы и т.д.
Нормы могут быть
· обязательными, которые устанавливаются правительством на всей территории РФ
· обязательно-территориальными, которые устанавливаются по решению субъекта, но не ниже установленных государством
· факультативными (устанавливаемыми ведомствами)
бюджетные сметы могут быть:
· индивидуальными (составляются для учреждения или для проведения мероприятий)
· однотипные (составляются для групп однотипных учреждений или однотипных мероприятий)
· на централизованные мероприятия (разрабатывается ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке – закупка оборудования. Ремонт и т.д.)
· сводные (объединяют в себе индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия). Это смета в целом по ведомству
В смете бюджетного учреждения обязательно отражаются:
1. реквизиты учреждения
2. свод расходов (фонд з/п, материальные затраты организации и различные фонды, если они созданы в соответствии с уставом)
3. свод доходов (бюджетное финансирование, дополнительные платные услуги, оказываемые учреждением, оказание услуг по договорам и т.д.)
В смете отражаются производственные показатели учреждения, расчет и обоснование расходов и доходов
Главное отличие сметы доходов и расходов от баланса доходов и расходов заключается в том, что в смете требуется очень детальное обоснование расходов, тогда как доходы отражаются только в разрезе источников поступления.
Баланс доходов и расходов
См. бухгалтерский баланс, бухучет
Бизнес-план
В данном случае, это один из плановых документов, составляемых на предприятии, который преследует 2 цели:
1. осуществление внутрифирменного планирования
2. обоснование получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получение денег под конкретный проект в виде банковских кредитов, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта
Оперативные финансовые планы
1. платежный план или платежный календарь – разработка конкретной последовательности и сроков осуществления расчетов конкретной организации
2. кассовый план – это план оборота наличных денег предприятия, разрабатываемый на квартал и в установленные сроки передаваемый в коммерческие банки. Имеет следующую структуру:
a. поступление средств (торговая выручка, выручка от транспортного обслуживания, коммунальные платежи, зрелищные мероприятия и тюрю)
b. расходы (з/п, пенсии, стипендии, пособия, субсидии и т.д.)
c. расчет выплаты з/п и прочих видов оплаты труда
d. календарь выплат з/п, где устанавливаются дни выплаты з/п и сумма выплаты наличными
3. налоговый календарь – план, отражающий конкретную последовательность, сроки и суммы перечисления налогов и других обязательных платежей во внебюджетные фонды
Методы финансового планирования в коммерческих организациях
1. рассчетно-аналитический метод, при котором финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин за прошлый период и индексов развития
2. балансовый метод – суть его в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в из использовании. Он используется при планировании распределения полученных средств
3. нормативный метод – в отличие от бюджетных учреждений, здесь нормы следующие:
a. нормы амортизационных отчислений
b. нормативы потребности в оборотных средствах
c. нормы предельных уровней рентабельности
d. нормы кредиторской задолженности, запасов сырья и материалов
в зарубежной практике используется метод оптимизации плановых решений.
Подведя итог, можно сказать, что объектами финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов, территорий, а итоговым результатом – составление финансовый …, начиная со смет и балансов отдельных организаций и заканчивая составление сводного финансового баланса государства (территории) и бюджетов различных уровне й.
С точки зрения теории, … характеризуется экстенсивностью (охватывает широкий круг социальных, политических и экономических явлений
Эффективностью – достижение целей финансовой политики с наименьшими финансовыми затратами
Интенсивностью – применение современных методик, технологий, подходов, использовани я зарубежного опыта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|