Лекция 3 «Финансовый контроль или финансовая функция контроля»
12.10.10
Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства), предприятий и организаций, учреждений с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
В экономической литературе присутствует следующая классификация финансового контроля в РФ:
1. По времени проведения:
a. Предварительный. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, до момента рассмотрения и принятия федеральных законов, требующих в основе выделение бюджетных ассигнований. Примером предварительного контроля является экспертиза законов до предварительного слушания департаментом предварительного финансового контроля счетной палаты РФ. На микроуровне примером предварительного контроля является разработка кредитных и кассовых заявок, составление прогнозных балансов, финансовых разделов бизнес-планов, учредительных договоров и т.д.
b. Текущий (оперативный). Проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций и предупреждает всевозможное злоупотребление при получении расходования финансовых средств с соблюдением финансовой дисциплины и своевременность осуществления расчетов. Он осуществляется:
i. за поступлением доходов в бюджет: по налоговым и неналоговым поступлениям; по перечислению средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты (межбюджетные трансферты)
ii. За расходованием средств по отраслевой направленности и по территориальной направленности.
iii. За использованием наемных средств (кредиты, займы, гарантии)
iv. За обращением региональных финансовых ресурсов (рассчетно-кассововое обслуживание, депозитное обслуживание, размещение ценных бумаг и т.д.)
c. Последующий. Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года. Он проводится путем анализа и ревизии отчетной финансово-бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности субъектов и сопоставления утвержденных планов, бюджетов, смет и балансов с результатами их выполнения. Последующий финансовый контроль с точки зрения государства осуществляется за:
i. Исполнение федерального бюджета
ii. Исполнение бюджетов внебюджетных фондов
iii. Финансовыми результатами исполнения программ (инвестиционными, инновационными, социальными и др.)
iv. За экономической эффективностью действий нормативных документов
2. По методам проведения:
a. Проверки. Проводятся на основе отчетной документации и расходных документов и при проведении проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения недостатков. Проверки наиболее характерны для федеральной налоговой службы, которая осуществляет в виде камеральных (без выезда на конкретное предприятие) проверок и выездных (на предприятии, есть план проверки, может проверяться отдельная сторона налоговой деятельности) проверок.
b. Обследования. Применяются в процедуре банкротства предприятия. Целью является заключение о дальнейшей судьбе предприятия.
c. Надзор. Проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и подразумевает выполнение экономическими субъектами финансовых правил и нормативов.
d. Анализ финансового состояния. Предполагает очень детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки финансового состояния обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.
e. Мониторинг (наблюдение). Как правило, как метод контроля он применяется кредитными учреждениями за использование выданного кредита финансовым состоянием заемщика.
f. Ревизии. Это наиболее всеобщий и всеобъемлющий метод финансового контроля, который проводится:
i. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора
ii. Департаментом регулирования государственного финансового контроля и аудиторской деятельности МинФин
iii. Федеральным казначейством
iv. Центральным Банком
v. Аудиторскими компаниями
Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого руководитель обязан устранить выявленное нарушение и возместить ущерб, если это обнаружено по результатам ревизии. По данным этого документа руководителя могут привлечь к административному или уголовному наказанию. Ревизии бывают:
a) По характеру проверяемого материала:
I. Документарные на основе первичных документов
II. Фактические (инвентаризация)
b) По отношению к плану:
I. Плановые (есть план ревизии, перечень вопросов, которые нужно рассмотреть)
II. Внеплановые (проводятся по решению суда)
c) По ведомственной принадлежности:
I. Вневедомственные
II. Внутриведомственные (всегда в организационной структуре есть контрольно-ревизионное управление. Только те предприятия, которые структурно входят в это ведомство подвергаются ревизии)
III. Внутрихозяйственное
d) По очередности исследования одних и тех же объектов (одного и того же предприятия)
I. Первичные
II. Дополнительные
III. Повторные. Дополнительные и повторные используются только тогда, когда в процессе предыдущей ревизии не были раскрыты все вопросы, включенные в программу ревизии
e) По глубине проведения:
I. Сквозные (одновременно проверяются все предприятия, проверяется вертикальная связь)
II. Локальные (поводят на одном или нескольких предприятиях, но по различным, не связанным между собой темам)
3. По субъектам, проводящим контроль:
a. Государственный финансовый контроль, включающий
i. Президентский контроль.
1. Подписание федеральных законов
2. Право «вето»
3. Назначение и снятие с должности министра финансов
4. Представление в ГосДуму кандидатуры на должность председателя Центрального Банка.
Кроме всего прочего в администрации президента существует контрольное управление Президента, которое осуществляет контроль за деятельностью контролирующих органов РФ
ii. Контроль со стороны исполнительной власти
iii. Контроль со стороны законодательных органов власти
iv. Контроль со стороны финансово-кредитных организаций
b. Негосударственный финансовый контроль, который включает:
i. Ведомственный контроль
ii. Внутрихозяйственный контроль
iii. Аудиторский контроль.
4. По форме проведения:
a. Обязательный
b. Инициативный финансовый контроль
5. По сферам финансовой деятельности:
a. Бюджетно-налоговый контроль
b. Валютный контроль
c. Страховой контроль
d. Инвестиционный контроль
e. Денежно-кредитный контроль
Схема контроля
Президентский
|
|
|
|
| àФедеральная таможенная служба
|
| àФедеральная налоговая служба
|
| à федеральная служба по фин. рынкам
|
| àФедеральная служба страхового надзора
|
| àФедеральная служба по финансовому мониторингу
|
| àФед.служба фин.бюдж.надзора
|
|
|
| àФедеральное казначейство
| Исполнительная власть
| Правительство
| МинФин à
|
|
|
|
|
| Законодательная власть
| Федеральное собрание
| Гос.дума
| Счетная палата РФ
|
|
| Совет федерации
|
|
|
|
|
| ЦБ
| Финансовый надзор
| Коммерческие банки
Внебанковские ФКУ
|
|
Министерство финансов – это орган, который осуществляет проведение единой финансовой политики, бюджетной, налоговой и валютной и координирующих деятельность в этой области других органов власти. МинФин имеет вертикальную организационную структуру, т.е. создает свои территориальные органы. Организует проверки и ревизии юридических лиц, получателей гарантий правительства, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. Во внутреннюю организационную структуру входят департаменты:
· административный,
· бюджетной политики,
· бюджетной политики в отраслях экономики,
· бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки,
· бюджетной политики в государственной, военной и правоохранительной службы, государственного оборонного заказа
· Бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной муниципальной службы
· Межбюджетных отношений
· Регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета
· Финансовой политики
· Международных финансовых отношений и государственного долга
· Налоговой и таможенной политики
Задачи, функции, полномочия МинФина смотри в конспектах семинара
Федеральная таможенная служба осуществляет:
· взимание таможенных пошлин, специальных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность их исчисления, своевременность перевода, принимает меры по их принудительному изъятию
· контроль по возмещению НДС по эксплуатируемым товарам
· валютный контроль, связанный с перемещением товаров и транспортных средств
· ведет реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий для уплаты таможенных платежей
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет деятельность по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов государственной власти.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет регулирование операций на рынке ценных бумаг, лицензирует деятельность на этом рынке, осуществляет контроль за реестром акционеров, осуществляет надзор за институтами фондового рынка.
Вопросы, связанные с деятельностью этих служб, искать в конспектах семинара.
Последнее время в РФ получила развитие новая форма государственного финансового контроля, которая называется аудит эффективности.
Под аудитом эффективности понимается независимая проверка, осуществляемая государственным органом внешнего контроля с целью оценки эффективности, результативности и экономности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной собственностью.
Основные положительные моменты:
1. позволит оценить результаты управления финансовыми потоками в государственном секторе
2. позволит обеспечить систему государственного управления дополнительной информацией об эффективности функционирования органов власти
3. этим аудитом будут затронуты некоммерческие структуры общественного сектора и государственные коммерческие организации
4. аудит эффективности включает оценку различных аспектов деятельности учреждений: финансовую, организационную, управленческую
5. аудит эффективности будет дополнять финансовый аудит, который будет являться первой ступенью анализа
Для внедрения данной системы необходимо:
1. создание нормативно-правовой и законодательной базы на основе мировых стандартов
2. повысить результативность используемых средств путем повышения заинтересованности с одновременным ужесточением ответственности
3. переход от системы сметного финансирования бюджетных учреждений к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|