Социально-экономическая сущность бюджета. Доходы и расходы бюджета.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджет выражает часть распре делительных отношений между государством, с одной стороны, а с другой - между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов
Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Финансовый план оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Доходы государственного бюджета- денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы бюджета формируются за счет:
1.налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти (федеральные налоги- НДС, налог на прибыль, НДФЛ, и т.д.; региональные налоги- налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог; местные налоги- земельный, налог на имущество физических лиц);
2.неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, административных платежей и сборов, штрафных санкций.
Расходы государственного бюджета- это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Формы расходов бюджетов:
1. трансферты населению;
2. бюджетные кредиты юридическим лицам;
3. субсидии, юридическим и физическим лицам;
4. инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
5. кредиты иностранным государствам;
6. средства на обслуживание и погашение долговых обязательств
При этом субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды: а) Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, закупки товаров и услуг гражданского военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. б) Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.. Важный признак классификации расходов бюджета — предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп: - финансирование промышленного производства;- финансирование социально-культурных мероприятий;- финансирование науки;- финансирование обороны;- содержание правоохранительных органов и органов государственно власти и управления;- расходы по внешнеэкономической деятельности;- создание резервных фондов;- расходы по обслуживанию государственного долга;- прочие расходы и выплаты.
4. Финансовая политика государства и ее основные направления
Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации.
Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Существуют следующие принципы формирования финансовой политики:
3. Единство финансовой политики и денежной системы.
4. Равноправие субъектов федерации в области финансовой деятельности. Это значит, что на каждого субъекта федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.
5. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с местным законодательством и законодательством РФ.
6. Социальная направленность финансовой деятельности.
7. Распределение функций в области финансовой деятельности на основе распределения законодательной и исполнительной властей.
8. Принцип гласности означает, что любые нормативные акты, регулирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов,
10. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, включая государственные органы власти,
Финансовая политика вкл в себя следующие направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику;3) страховую политику; 4) валютную политику.
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов. Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Налоговая политика - совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Основными задачами: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач.
Страховая политика - это направление деятельности, направленная на обеспечение функционирования страховых фондов, которые формируются на основе страховых взносов от граждан, физических и юридических лиц, доходов, полученных от размещения временно-свободных средств этих фондов, и осуществления страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении страховых случаев. Валютная политика- это направление деятельности, которая реализуется через определенный комплекс экономических, юридических и организационных мероприятий и направлен на обеспечение нормального функционирования и стабильности курса национальной валюты, поддержания равновесия платежного баланса. Регулирование валютно-рыночной конъюнктуры проводится при помощи формирования золотовалютных резервов, использование валютных ограничений и т..д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|