Сущность и органы управления финансами
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.
Под субъектами управления финансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. На макроуровне к таким структурам относятся органы гос-ой власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление гос-ыми и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.
Содержание процесса управления финансами раскрывается и следующих функциональных элементах, к которым относятся финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.
Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, Финансовое планирование - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов гос-ой власти, органов местного самоуправления по сбору и анализу информации о финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ. Президент РФ- регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план,
Федеральное Собрание РФустанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы иДР-)
Правительство РФ- рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.
Счётная палатаосуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания.
Министерство финансов РФ- это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)-юридическое лицо, главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт РФ, разрабатывает и реализует совместно с Правительством России единую гос-ую кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций.
5. Финансовое планирование и прогнозирование.
Финансовое планирование - это процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной достоверной и своевременной. Финансовая информация включает в себя бухгалтерскую, статистическую и оперативную. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи: определяются источники и размеры финансовых ресурсов; определяются направления использования финансовых ресурсов; раскрываются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов; выявляются резервы роста финансовых ресурсов.
По срокам финансовое планирование подразделяется на стратегическое (более 5 лет); среднесрочное (3 года); текущее- определяет задание на текущий финансовый год; оперативное- охватывает короткий промежуток времени (несколько дней, месяцев).
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый и др.
Метод экономического анализапозволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения финансовых ресурсов. Нормативныйметод используется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и других обязательных платежей, нормы амортизационных отчислений и т.п.), Использование балансового методапозволяет увязать между собой отдельные плановые показатели, например потребности организации в финансовых ресурсах с источниками их формирования, а также в системе финансового планирования могут применяться методы балансовых расчетов при разработке баланса доходов и расходов платежного календаря, планового баланса.
Финансовое прогнозированиепредставляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования. Цель финансового прогнозирования - оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок.
Задачами финансового прогнозирования являются:
1. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период;
2. обоснование направлений использования финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
3. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
В прогнозировании финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы экономико-математического моделирования.
Метод экспертных оценок основан на обработке мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных путем проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюирования). Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе. Для прогнозирования системы финансовых показателей метод экстраполяции применяется в комплексном сочетании с другими методами. Методы экономико-математического моделирования базируются на построении моделей, которые с определенной степень вероятности описывают динамику финансовых показателей в зависимости от факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|