Сделай Сам Свою Работу на 5

Рассмотрим каждую из форм расчетных документов.





2. 1 ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

Платежное поручение - это письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы денег с его счета на счет получателя средств в том же или в другом учреждении банка.

Платежные поручения используются при расчетах за товары, оказанные услуги и выполненные работы; при расчетах с бюджетом, банками, страховыми и аудиторскими компаниями. Поручения принимаются банком только в пределах средств на его счете, кроме поручений на перечисления в бюджет сумм налогов, сборов, обязательных платежей и взносов в государственные целевые фонды.

Платежные поручения принимаются в расчетах по платежам товарного и нетоварного характера. Расчеты платежными поручениями могут осуществляться:

за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги;

в порядке предоплаты;

для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий.

В случае если получатель средств не имеет счета в банке или расчеты с получателем средств платежными поручениями невозможны, предприятие может осуществлять перечисление средств гарантированными платежными поручениями через предприятия связи.



2. 2 Расчет платежными требованиями-поручениями

Расчет платежными требованиями-поручениями - комбинированный расчетный документ, который состоит из двух частей:

верхняя- требование предприятия-поставщика предприятию-покупателю оплатить стоимость товара, выполненных работ и услуг

нижняя - поручение покупателя (плательщика) своему банку о переводе суммы денежных средств с его расчетного счета на счет поставщика.

Платежное требование-поручение заполняется получателем средств и направляется плательщику. Таким образом, этот документ, который содержит требование продавца к покупателю и поручение покупателя своему банку оплатить на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов стоимость товара, выполненные работы и услуги. Плательщик, при согласии оплатить товар (работы, услуги) заполняет нижнюю часть этого документа и передает его в банк, который его обслуживает для перечисления акцептованной суммы на расчетный счет продавца.



Для гарантированной ускоренной доставки платежного требования-поручения плательщику платежного требования-поручения оно может быть передано в комплекте с расчетными и отгрузочными документами за поставленную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги.

Расчеты чеками.

Расчетный чек - это документ, который содержит письменное распоряжение владельца чека (чекодателя) учреждению банка (банку-эмитенту), которое ведет его счет, уплатить чекодержателю указанную в чеке сумму средств.

Чекодатель - юридическое или физическое лицо, которое осуществляет платеж с помощью чека и подписывает его.

Чекодержатель - юридическое или физическое лицо, которое является получателем средств по чеку.

Банк-эмитент - банк, выдающий чековую книжку (расчетный чек) предприятию или физическому лицу.

Чековые книжки (расчетные чеки) изготавливаются на специальной бумаге и являются бланками строгой отчетности. Срок действия чековой книжки - один год.

Расчетные чеки, которые используются физическими лицами при проведении разовых операций, изготавливаются отдельными бланками, учет их ведется отдельно от чековых книжек и срок их действия три месяца

Расчеты аккредитивами.

Аккредитив - это форма расчетов, при которой банк-эмитент по поручению своего клиента обязан выполнить платеж третьему лицу (бенефициару - продавцу, исполнителю работ) и предоставить полномочия другому банку (представляющему - банк продавца, который по поручению банка-эмитента выполняет аккредитив).

Аккредитивы в исполняющем банке (банке продавца) могут выполняться по поручению банка-эмитента в виде:



депонированных - путем списания средств со специального счета «Аккредитивы», который открыт в исполняющем банке;

гарантированных - при которых предоставляется право исполняющему банку (банк продавца) списывать средства счета банка-эмитента при установлении корреспондентских отношений между банками.

Расчеты векселями

В Украине применение векселей в хозяйственном обороте стало возможным в связи с принятием постановления Верховным Советом Украины 17 июня 1992 г. «Об использовании векселей в хозяйственном обороте Украины», а также с принятием Национальным банком Украины в 1993 г. «Порядка совершения банками операций с векселями» и Положения «О переводном и простом векселе».

Вексель представляет собой составленное по установленной форме письменное долговое обязательство, дающее его владельцу бесспорное право требовать уплаты указанной в векселе суммы с лица, выдавшего вексель, или его поручителя в определенный срок и в определенном месте.

Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги (национальная или иностранная валюта).

Простой вексель- есть письменное долговое обязательство, установленной законом формы.

При купле-продаже товаров покупатель (заемщик) оформляет и передает продавцу (кредитору) простой вексель. В таком векселе участвуют два лица:

векселедатель, который обязуется уплатить по выданному им векселю

векселедержатель, которому принадлежит право на получение платежа по векселю.

В соответствии с законодательством все предприятия, задействованные в цепи вексельных расчетов, ответственны за возвращение долга перед векселедержателем. Это правило уменьшает риск при расчетах, способствует снижению просроченной дебиторской задолженности.

Переводной вексель (тратта) представляет собой поручение кредитора (трассанта) - лица, выдавшего вексель заемщику (трассату), в соответствии с которым последний обязан уплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту).

Выдать (трассировать) переводной вексель - значит принять на себя обязательство гарантии акцепта и платежа по нему. Значит, трассировать на другого возможно в том случае, если векселедержатель (трассант) имеет у плательщика (трассата) в распоряжении ценности на сумму трассируемого векселя.

Платежное требование - это письменное требование получателя платежа на оплату.

Платежное требование применяется в случае бесспорного взыскания и безакцептного списания средств. Бланк платежного требования с сопроводительным реестром представляется взыскателем в банк, в котором открыт расчетный счет плательщика. В платежном требовании указывается назначение платежа и основание (статья законодательного акта) на право бесспорного взыскания и безакцептного списания средств.

Инкассовые поручения (распоряжения) - это форма безналичного расчета, которая применяется в случае взыскания в бесспорном порядке сумм финансовых санкций согласно приказам Госкомрезерва Украины, суммы недоимки в бюджет по налогам, налоговым кредитам, штрафов, начисленных государственными налоговыми инспекциями Украины.

Порядок оформления инкассовых поручений должен отвечать требованиям установленных стандартов других расчетных документов, применяемых в безналичных расчетах в Украине. При неполном (неправильном) заполнении инкассового поручения банк должен возвратить его без выполнения.

 

7. Организация безналичных расчетов

В рыночной экономике большая часть денежных расчетов осуществляется в безналичной форме. Это позволяет достигнуть значительной экономии на издержках обращения.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, в результате которых деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Принципы организации безналичных расчетов:

1. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам.

2. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

3. Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов.

4. Срочность платежа.

5. Обеспеченность платежа. Этот принцип предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств). Перспективная обеспеченность предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей.

Операции по безналичным расчетам открываются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками. Каждое предприятие может иметь несколько расчетных (текущих) счетов в разных банках.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, имеющим статус юридического лица. Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

8. Расчеты векселями в хозяйственном обороте.

Широкая область применения векселей в хозяйственной деятельности — один из характерных атрибутов рыночной экономики. В странах с развитыми рыночными отношениями на расчеты векселями приходится около 20% всех платежей. Развитие рыночных отношений в Украине непрерывно предъявляет все новые требования в сфере экономики и финансов. Одним из таких требований можно назвать необходимость более тонкого и умелого использования финансовых инструментов, к которым, в частности, относятся векселя. Вексель в силу своей длительной истории, а также его универсальности как финансового и юридического инструмента представляет огромный интерес для участников фондового рынка, производителей, покупателей товаров. Однако следует заметить, что сфера его использования в Украине крайне узка.

Вексель как определенная форма денежного обязательства широко применяется в хозяйственном обороте Украины. Его применение в качестве средства обращения и расчета в этой сфере связано с тем, что часть обращения осуществляется за счет кредита.

Во многих странах мира обращение векселя регламентируется единым законом, который был принятый Женевской вексельной конвенцией в 1930 году. Через семь лет и в бывшем Советском Союзе было благоустроено вексельное законодательство.

Векселем определяется ценная бумага, которая удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или другого указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить с наступлением указанного в векселе срока соответствующую сумму властителю векселя (векселедержателю). Таким образом, вексель есть безусловное, абстрактное, суровое формальное обязательство или приказ уплатить соответствующую сумму денег. Основные участники вексельных правоотношений - векселедатель, векселедержатель и плательщик. В зависимости от того, кто является плательщиком за векселем - сам векселедержатель или третье лицо - распознают два вида векселей: простой и переводной. Переводной вексель иначе называется "трата". Вексельное обязательство образовывается односторонним волеизъявлением со стороны векселедателя. Особенность векселя как ценной бумаги заключается в том, что он есть сурово формальным документом. С одной стороны, относительно него действует правило: чего нет в векселе, того не существует, с другого - дефект формы векселя ведет к его недействительности без предыдущего признания данного факта со стороны суда. Эта особенность получила также название вексельной суровости. Та недействительность векселя есть относительной: недостатки формы векселя забирают от него только "вексельную силу", но не могут воспрепятствовать рассмотрения такого векселя как делового документа другой деловой природы (например, долговой записки).

Векселя, как и чеки, - неотъемлемые элементы денежного обращения. Без них не возможно эффективно осуществлять межхозяйственные расчеты и выйти из платежного кризиса. Однако функционирование вексельного обращения в Украине связано с определенными трудностями. Причины здесь разные: недостаток традиционных привычек в осуществленные расчетов векселями; ненасыщенность рынка соответствующей товарной массой; неплатежеспособность и недисциплинированность многих хозяйственных организаций.

Конечно, пока коммерческие банки активно не работают с векселями, адаптировать вексель к условиям действующей системы расчетов будет тяжело. Ныне операции с векселями поэтапно внедряются в практику деятельности коммерческих банков. Деятельность банка осуществляется за двумя основным направлениями:

- проведение классических банковских операций с векселями, т.е. учет, инкассация, предоставление аваля, предоставление кредитов под залог векселей, продажа векселей, которые принадлежат банку;

- оформление векселями взаимозадолженности субъектов предпринимательской деятельности.

 

9. Наличные расчеты на предприятиях. Соблюдение кассовой дисциплины предприятиями.

Расчеты охватывают две сферы денежного оборота: наличную и безналичную. Главным образом наличные средства обслуживают движение доходов и затрат населения, частных граждан, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, частных предпринимателей. Безналичные расчеты используются между предприятиями, учреждениями, организациями.

Лимит кассы устанавливается предприятиям, которые имеют счета в учреждениях банков и осуществляют операции с денежной наличностью. Такие предприятия могут сохранять в своей кассе денежную наличность на конец дня в границах утвержденного лимита кассы.

Предприятия обязаны сдавать наличную выручку свыше установленного лимита кассы в порядке и сроки, определенные учреждением банка для зачисления на их текущие счета. Если лимит кассы предприятию вообще не установлен, то вся имеющаяся денежная наличность (кроме размера одного не облагаемого налогами минимума доходов граждан) в его кассе на конец сдается в банк (независимо от причин, вследствие которых лимит кассы не установлен).

Предприятия имеют право сохранять денежную наличность в своей кассе, которая получена в учреждении банка для выплат, связанных с оплатой работы, пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), свыше установленного лимита кассы на протяжении трех рабочих дней, включая день получения денежной наличности в учреждении банка.

Денежная наличность, которая получена в учреждении банка на другие выплаты, может выдаваться предприятием своим работникам в один день. Суммы денежной наличности, которые получены в учреждении банка и не использованы по назначению на протяжении установленных выше сроков, возвращаются предприятием в учреждение банка не позднее следующего рабочего дня.

Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Наличные деньги предприятия могут сдавать:

непосредственно в кассы учреждений банков;

через объединенные кассы на предприятиях;

предприятиям Госкомсвязи Российской Федерации для перевода на соответствующие счета в банках;

через инкассаторскую службу учреждений банков или специализированных инкассаторских служб, имеющих лицензию Банка России.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются учреждениями банков каждому обслуживаемому предприятию по согласованию с их руководителями. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия. Лимит устанавливается ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит считается нулевым, а не сданная предприятием в банк денежная наличность — сверхлимитной.

Для установления лимита предприятие представляет в банк «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков оно по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе, а затем уведомляет о размере лимита другие учреждения банков, в которых открыты счета.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объема кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплат социального характера и стипендий не выше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют на предприятии соблюдение кассовой дисциплины. При выявлении сверхлимитной наличности или иных нарушений кассовой дисциплины к предприятиям применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителями учреждений банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка, в том числе информации других контролирующих органов.

Для проведения проверки выбираются сведения о поступлении и выдаче наличных денег из кассы банка, уточняются сумма установленного лимита, наличие разрешения на расходование части выручки на месте, сроки и порядок сдачи наличных денег для зачисления на расчетный счет.

В ходе проверки работник банка должен использовать первичные документы по учету кассовых операций (кассовый журнал, приходно-расходные документы, кассовую книгу), отчеты подотчетных лиц о расходовании подотчетных сумм, товарные чеки, счета, счета-фактуры, отчеты кассира и другие документы.

По результатам проверки делаются выводы и вносятся рекомендации руководству предприятия по устранению недостатков. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах (если не выявлено нарушений, то в двух) и подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и работником банка, производившим проверку.

Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. При установлении фактов нарушений первый экземпляр справки передается органам Госналогслужбы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности.

 

10. Экономическая характеристика, состав и классификация денежных поступлений предприятий.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий постоянно осуществляется кругооборот средств. Заключение средств в производство с целью изготовления товаров и получение выручки от их продажи характеризует кругооборот средств предприятий.

Обеспечение денежных поступлений, которые необходимы для возмещения издержек производства и обращения, своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками и другими субъектами хозяйствования, формирования доходов и прибыли является важнейшей стороной деятельности предприятий.

Входящие денежные потоки предприятий по их источниками можно разделить на внутренние и внешние. Когда средства поступают из любых источников на самом предприятии, они относятся к внутренним. Поступление средств за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовом рынке, свидетельствует об использовании внешних источников. Структура входных денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой 60-70% финансовых ресурсов поступает на предприятия за счет внутренних источников.

Внутренние денежные поступления в соответствии с действующей практикой учета и отчетности включали:

1) выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

2) выручку от другой реализации;

3) доходы от финансовых инвестиций;

4) доходы от других внереализационных операций.

При командно-административной экономики, когда еще не было реального финансового рынка, введение в классификацию денежных поступлений дохода от внереализационных операций было вполне оправданным. Тогда предприятия почти не имели доходов от ценных бумаг, кроме государственных облигаций, которые имели совсем незначительную удельный вес в общих денежных поступлениях.

В основном доходы от внереализационных поступлений формировались за счет штрафов и пени, прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году, ранее списанной дебиторской задолженности, которая считалась безнадежной, но которая, однако, была погашена в отчетном периоде. Однако при рыночной экономике, когда функционирует и развивается финансовый рынок, а предприятия осуществляют финансовые инвестиции, стало целесообразным ввести в классификацию денежных поступлений "Доходы от финансово-инвестиционной деятельности", отделив их от "доходов от внереализационных операций".

Трансформация рыночных отношений требует создания необходимой инфраструктуры. Развивающаяся финансово-кредитная система, создается и функционирует финансовый рынок. При таких условиях многие предприятия наряду с основной занимается и финансово-инвестиционной деятельностью: покупкой и продажей ценных бумаг, заключением временно свободных средств на депозитные счета, лизингом; валютными и другими операциями с целью получения дополнительных доходов.

Доходы от этой деятельности имеют значительную удельный вес в входных денежных потоках предприятий и степени развития рыночной инфраструктуры, особенно финансового рынка. Эти доходы будут расти. Доходы от финансовых операций оказывают прямое, непосредственное влияние на формирование общей прибыли.

Соответственно, денежные поступления предприятий теперь включают.

- Доходы от основной (операционной) деятельности - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

- Доходы от другой операционной деятельности (реализация оборотных активов, иностранной валюты; от операционной аренды, операционных курсовых ризниц; полученные пени, штрафы, неустойки; от списания кредиторской задолженности; полученные гранты, субсидии, прочие доходы).

- Доходы от финансовых операций: от совместной деятельности, инвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия, полученные дивиденды, полученные проценты по облигациям, другие доходы.

- Доходы от другой обычной деятельности: реализации финансовых инвестиций, основных средств, нематериальных активов, других необоротных активов; ликвидации необоротных активов; неоперационных курсовых ризниц; безвозмездно полученных оборотных активов; уценки необоротных активов и финансовых инвестиций.

- Доходы от чрезвычайных происшествий: возмещение убытков от чрезвычайных событий; другие чрезвычайные доходы.

Следовательно, денежные поступления предприятий играют значительную роль в процессе круговорота средств. в производство вложения, формируя доходы и денежные фонды, они создают экономические условия для нового цикла производства и реализации продукции, усовершенствование и расширение собственного хозяйства, увеличение собственного капитала.

В основном доходы от внереализационных поступлений формировались за счет штрафов и пени, прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году, ранее списанной дебиторской задолженности, которая считалась безнадежной, но которая, однако, была погашена в отчетном периоде. Однако при рыночной экономике, когда функционирует и развивается финансовый рынок, а предприятия осуществляют финансовые инвестиции, стало целесообразным ввести в классификацию денежных поступлений "Доходы от финансово-инвестиционной деятельности", отделив их от "доходов от внереализационных операций".

Трансформация рыночных отношений требует создания необходимой инфраструктуры. Развивающаяся финансово-кредитная система, создается и функционирует финансовый рынок. При таких условиях многие предприятия наряду с основной занимается и финансово-инвестиционной деятельностью: покупкой и продажей ценных бумаг, заключением временно свободных средств на депозитные счета, лизингом; валютными и другими операциями с целью получения дополнительных доходов.

Доходы от этой деятельности имеют значительную удельный вес в входных денежных потоках предприятий и степени развития рыночной инфраструктуры, особенно финансового рынка. Эти доходы будут расти. Доходы от финансовых операций оказывают прямое, непосредственное влияние на формирование общей прибыли.

- Доходы от основной (операционной) деятельности - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

- Доходы от другой операционной деятельности (реализация оборотных активов, иностранной валюты; от операционной аренды, операционных курсовых разниц; полученные пени, штрафы, неустойки; от списания кредиторской задолженности; полученные гранты, субсидии, прочие доходы).

- Доходы от финансовых операций: от совместной деятельности, инвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия, полученные дивиденды, полученные проценты по облигациям, другие доходы.

- Доходы от другой обычной деятельности: реализации финансовых инвестиций, основных средств, нематериальных активов, других необоротных активов; ликвидации необоротных активов; неоперационных курсовых разниц; безвозмездно полученных оборотных активов; уценки необоротных активов и финансовых инвестиций.

- Доходы от чрезвычайных происшествий: возмещение убытков от чрезвычайных событий; другие чрезвычайные доходы.

Следовательно, денежные поступления предприятий играют значительную роль в процессе круговорота средств. в производство вложения, формируя доходы и денежные фонды, они создают экономические условия для нового цикла производства и реализации продукции, усовершенствование и расширение собственного хозяйства, увеличение собственного капитала.

11. Состав выручки от реализации продукции и ее использование.

Выручка от реализации продукции, ее состав, структура, факторы формирования и методика расчета. Способы учета выручки от реализации в целях налогообложения.

Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный с предприятия за продукцию, отгруженную покупателю.

Своевременное поступление выручки — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновлен следующего кругооборота.

От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его обороти средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Выручка от реа­лизации продукции, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступ­ления, источник различных платежей предприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные расходы, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:

-в сфере производства — объем производства, качество

продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;

-в сфере обращения — ритмичность отгрузки, своевременное

оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;

-не зависящие от деятельности предприятия — нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.

В зависимости от целей планирования выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно. Годовое планирование выручки, так же как и расходов на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий хозяйствования. Квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное — в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет предприятия.

Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоящий период (год, квартал) включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции — без экспортных тарифов).

Налог на добавленную стоимость и акцизы, хотя и включены в цену товара, не принадлежат предприятию и как косвенные налоги поступают в бюджет. Торговые и сбытовые скидки также не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы уплачивают предприятия — экспортеры продовольствия, минерального сырья и топлива, черных и цветных металлов, кожевенного и текстильного сырья, авиатехники, вооружения и другой продукции. Экспортные тарифы поступают в бюджет, а потому не учитываются при определении выручки.

Величина выручки от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг.

Денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от реализации продукции. Результаты по таким операциям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении общей (балансовой) прибыли. Денежная выручка по этим операциям может планироваться оперативно, например, при составлении платежного календаря.

В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно выбирают метод учета выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров: по мере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет или в кассу предприятия, или по отгрузке товаров и предъявлению расчетных документов покупателю (заказчику). Второй метод учета выручки — по отгрузке продукции, выполнению работ, оказанию услуг и предъявлению расчетных документов — не является традиционным для российских предприятий. При углубляющемся кризисе неплатежей он практически не применяется, исключение составляют некоторые совместные предприятия. Рекомендации использовать этот метод связаны с переходом России на международные стандарты учета и статистики, но конкретные экономические условия еще не позволяют предприятиям ориентироваться на международный опыт. Предприятие-поставщик действительно рискует, отгрузив продукцию или выполнив работы, так как вероятность не получить своевременно оплату очень высока.

Несмотря на то, что практически все предприятия в России учитывают выручку по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия, планирование выручки необходимо рассмотреть применительно к обоим методам.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и расходы на реализуемую продукцию:

врп =О1 + ТП-О2,

где Врп - планируемая сумма выручки от реализаци продукции;

О1- нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

ТП - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

О2 - остатки нереализованной продукции на конец

планируемого периода.

Все составные части расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года — в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции —- в ценах планируемого периода.

В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.

Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков нереализованной продукции так же, как и при планировании расходов на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.