Особенности развития рыночных реформ в Украине
Настоящее состояние экономических процессов в Украине характеризуется процессами переходной экономики. Обратимся к справочной экономической литературе и определим основные признаки данного периода в развитии национальной экономики.
Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований.
Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.
Отсюда первая черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе. [17. с.231]
Вторая черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.
Третья черта - появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.
Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.
Пятая черта - историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое - современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т.д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.
С 1992 года Украина переживает глубокие перемены. В некоторых других странах, главным образом в Восточной Европе, перемены начались даже немного раньше.
Переходной период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течении которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.
Под исторически непродолжительным периодом времени понимается период в 10-15, максимум 20 лет. Обычно начало трансформации связано с утратой государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом власти новых, некоммунистических политических сил.
Уже в недрах административно-командной системы на этапе ее разложения начинают формироваться новые экономические институты, которые вытесняют старые. Поэтому после смены политического строя те организации, которые осуществляли функции государственного управления экономикой, просто прекращают свое существование или распускаются распоряжениями государственной власти. Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация, то есть отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности (либерализация цен, внешней торговли).
Экономические реформы постсоциалистического периода, как в Украине, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием возрастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в Украине. Активные реформы 1992-1996 гг. уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996 гг. Однако с 1997 г. правительство приступило к подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах.
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистическая трансформация для Украины является смешанная либерально регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.
Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью - от уличной торговли до образования торговых компаний - любым физическим и юридическим лицам.
Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается, прежде всего, в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.
Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части:
1) права собственности;
2) контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);
3) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;
4) поддержание конкурентной среды.
Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.
За исторически короткий срок после начала реформ в 1992 года украинская экономика проделала огромный путь. В Украине успешно формируются основы рыночной системы.
В результате приватизации значительная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании украинских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:
руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли;
свободны и независимы в принятии экономических решений.
В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. При этом производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.
В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции. Антимонопольная политика - наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние украинские предприятия - монополисты.
В Украине и в других странах с переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь.
Товарный рынок и рынок услуг в Украине мало отличаются от аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.
Но другие сегменты рынка - рынок капитала, труда и земли - развиты значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за исключением ''нового'' частного бизнеса), а также отсутствия возможностей переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы.
Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства.
Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора. [1. c.67]
Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка - это обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, - смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода).
Несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий.
Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства. Работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата в нашей стране в 15-20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе. Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей требуют государственной политики занятости. Трудовые отношения должны обрести прочную законодательную основу благодаря введению Трудового кодекса Украины.
Третий фактор производства - земля - совокупность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним относятся не только земля, но и полезные ископаемые. Что касается других факторов производства природного характера - полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляются частными компаниями.
Наконец, последний фактор производства - предпринимательская инициатива. Либерализация условий хозяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила заниматься бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень развития рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин. В России по-прежнему широко распространен разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Официальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.
Другой тяжелой помехой развитию рынка предпринимательской инициативы выступает тяжелое налоговое бремя. Оно часто вынуждает граждан, желающих заниматься бизнесом, уходить в теневую экономику. Это мешает государству собирать налоги и контролировать бизнес с точки зрения экономических и социальных интересов общества.
5. Значение и задачи финансовой работы на предприятиях. Функции финансовых служб.
Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением выступает финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.
Характер хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями — поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.
В ходе управления финансами применяют широкий круг методов, основными из которых считаются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, применение финансовых санкций и рычагов экономического воздействия на предприятие, стимулирование, ценообразование, инвестирование, лизинг, аренда. Для осуществления перечисленных методов используются такие инструменты финансового управления, как кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт.
Любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента РФ и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно-фондовых бирж и кредитной системы.
Основное назначение финансового менеджмента — построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от рада факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.
В настоящее время юридически и экономически самостоятельные предприятия действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегическую модель управления. Стратегическое управление связано с выработкой долговременного курса развития предприятия и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов.
Деловая стратегия есть обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании.
Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчетов, основа которых — денежный оборот.
В большом бизнесе действует закон перехода количества в качество. В большом бизнесе требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объем и размах деятельности которого измеряются значительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, движением и преумноженном капитала. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса — финансовые менеджеры (финансовые директора).
В современных условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.
На малых предприятиях (индивидуальных частных или товариществах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в форме акционерных обществ открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо.
В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб выступают не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые.
Конкретные формы и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой выступают:
■ учетная политика;
■ кредитная политика;
■ политика управления денежными средствами;
■ политика в отношении управления издержками;
■ дивидендная политика.
Основные функции и задачи финансовой службы:
ведение бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством;
представление налоговой и статистической отчетности в контролирующие органы;
формирование международной финансовой отчетности;
ведение управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности;
управление финансами;
планирование и бюджетирование;
казначейство, осуществление платежей, привлечение финансирования, проведение финансовых операций;
внутренний контроль;
финансово-экономический анализ.
6. Суть и значение денежных расчетов. Формы расчетов. Платежные инструменты.
Товарный обмен между производителями и потребителями происходит в виде купли-продажи. При этом каждое предприятие в одно и то же время выступает поставщиком для одних и покупателем товаров у других предприятий.
Товарный обмен между поставщиками и покупателями возникает на основе денежных расчетов. Деятельность предприятий в области денежных расчетов является важным звеном в кругообороте средств, а их своевременное проведение - необходимым условием для непрерывного процесса воспроизводства.
Денежные расчеты, которые осуществляют предприятия и организации независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности могут совершаться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. В совокупности эти денежные расчеты образуют денежный оборот предприятий.
В денежном обороте предприятий можно выделить такие направления:
расчеты, связанные с процессом производства (покупка сырья, материалов, основных фондов);
расчеты по результатам деятельности (финансовые обязательства предприятия перед бюджетом, централизованными фондами целевого назначения, кредитными учреждениями);
внутрихозяйственные расчеты (это расчеты с рабочими и служащими при создании и использовании различных денежных фондов).
Указанные направления в денежном обороте различны как по экономическому содержанию, так и по технике их совершения, видам и методам финансового контроля за их проведением. Однако в совокупности их осуществление способствует непрерывному движению материальных фондов в процессе производства и реализации продукции.
Своевременное проведение денежных расчетов создает нормальные условия для:
производства и реализации продукции,
возможности воспроизводственного процесса на предприятии
устойчивого финансового состояния предприятий
выполнения денежных обязательств перед другими субъектами хозяйственной деятельности, бюджетом, банками.
Кроме того, своевременные денежные расчеты предотвращают отвлечение средств в просроченную дебиторскую задолженность и способствуют ускорению оборачиваемости оборотных средств .
Денежные расчеты, как отмечалось, могут проводиться с помощью наличных денег и безналичным путем. Государство разграничило сферу использования налично-денежных и безналичных расчетов . Принято, что налично-денежные расчеты применяются в основном при обслуживании населения, т. е. при формировании и использовании его доходов и только в определенных случаях и в ограниченных суммах между предприятиями.
2. Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты в хозяйственном обороте Украины осуществляются по следующим формам расчетных документов: платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями; чеками; аккредитивами; векселями; платежными требованиями; инкассовыми поручениями (распоряжениями).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|