|
Бюджетный дефицит, причины его возникновения и источники финансирования.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин.
Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур.
Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п.
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние (средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, бюджетные кредиты, кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями и иные источники) и внешние (средства, поступившие от размещения государственных займов, кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций и прочие источники).
17. финансовая система страны, характеристика ее звеньев. Финансовая система – группировка финансовых отношений по определенным признакам. Группировать финансовые отношения можно по участникам финансовых отношений (субъектам), по денежным фондам, по национальной принадлежности и т.д. мы рассматриваем по первому типу. Каждое звено финансовой системы – определенная сфера финансовых отношений.
Финансовая система РФ:
1 сфера (централизованная, общественные) – государственные и муниципальные финансы. Гос.финансы подразделяются на федеральные и субфедеральные финансы. Звенья 1-ого: федеральный бюджет, фед. внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФОМС, ФСС), фед.гос. кредит. Соответственно для 2ого: субфед. бюджет, субфед. внебюджетные фонды (ТФОМС), субфед.гос. кредит., УПы?. Муниципальные финансы представлены финансами муниципальных образований, звеньями которых являются муниц.бюджет (местный), муницип. Кредит.
2 сфера (децентрализованная, частные) – финансы организаций, домохозяйства. Финансы организаций могут классифицироваться по ряду признаков, наиболее часто фигурирует 2 признака: 1. по юр.организации: коммерческие (цель – получение прибыли) и некоммерческие. Но на практике финансовые менеджеры будут стремиться минимизировать прибыль с целью минимизации налога на прибыль. Поэтому обычно в кач-ве финанс.цели компании опред-ся максимизация стоимости компании. Коммерч.структуры м.б.: ОАО, ООО и т.п. Юр. орг-ция влияет на построение финансов. Например АО выплачивает дивиденды на денежные отношения, а корпоратив не выплачивает. ОАО может осуществить IPO – первичный публичный выпуск акций. ЗАО проводить не могут. 2.по сфере деятельности: на промышленные, транспортные, с\х, кредитные, страховые и т.д., УПы?. УП – унитарные предприятия официально явл-ся коммерч. И созданы для получения прибыли, но они явл-ся собственностью федерации, субъектов, муниц-тов и все, что у них есть на балансе принадлежит не им. Поскольку на УПы возложено решение соц.проблем, значительная часть УПов убыточна и финансируется за счет бюджетов. По этой причине УП находится в промежутке м\у финансами орг-ций (к кот. они относятся по формальным признакам) и бюджетам, с кот. они связаны очень тесно.
Базовым звеном финансовой системы, т.е. звеном на кот. держится вся система, явл-ся финансы орг-ций. Поскольку именно финансами орг-ций обслуживают создание ВВП, кот. в дальнейшем распределяется через финансовую систему. Т.обр., здоровье финансовой системы в первую очередь зависит от финансов орг-ций. Взаимосвязь м/у звеньями финанс.системы проявляется в денежных потоках от одного звена к другому (например: связь орг-ций с бюджетом- огр-ции уплачивают в бюджет налоги; связь с внебюдж. – огр-ции уплачивают страховые взносы.
Нац. финанс. Система денежными потоками связана с финанс.системами других гос-в. Поскольку в наст.вр. произошла интернационализация хоз.связей, то все нац.финансовые системы связаны в единую мировую финансовую систему. Особенность мировой финанс.системы: 1)общественные финансы представлены не бюджетом и внебюджет. фондами, а финансами международ. институтов типа международного валютного фонда, мирового банка (ЕБРР), а финансами организаций – финансами международных корпораций. 2)обслуживание денежных потоков мировой финансовой системы обеспечивают так называемые резервные (ключевые валюты: доллар, евро, фунт стерлингов, Йена (в Азии); 3)в рамках мировой финансовой системы не действует национальное закон-во. Денежные потоки организуются на базе международных соглашений и обычаев, а также правил разрабатываемых международными институтами.
Финансы орг-ций. В 21 веке в РФ начинается эк. Подъем и в результате этого в финансах орг-ций происходят положительные сдвиги: значительно возрасло число прибыльных предприятий. При этом увеличился абсолютный размер полученной прибыли; ежегодно увеличиваются темпы инвестиций в реальный сектор эк-ки; улучшилась система расчетов (в 90х большой удельный вес занимал бартер и вексельная форма расчетов), а в наст.вр. преобладающей стала денежная форма расчетов.; сократилась задолженность по з/п, уменьшились не платежи по налогам и прочие не платежи. В августе, сентябре 2008 темпы роста нулевые. Впервые не наблюдалось прироста инвестиций в реальный сектор эк-ки.
Бюджеты. В 21в положительные сдвиги: а) в 2000г. Федеральный бюджет впервые смомента создания РФ сбалансирован, а в 2001 начинает сводиться с профицитом, но профицит вызван ценой на мировом рынке на нефть и газ. Октябрь – наблюдается быстрое падение цены на нефть. От профицита к дефициту. б) благодаря профициту были профинансированы все запланированные бюджеты в расходе и значительно увеличены расходы на оборону, безопасность и соц. сферу. Но увеличение было недостаточным для перевооружения армии и решения соц.проблем. в) благодаря стабильному развитию эк-ки совершенствовалось бюджетное планирование. В 2007 впервые в РФ федер.бюджет был составлен на 3 года. Но составленный бюджет уже 3 раза пересматривался и весьма значительно. г) основная масса бюджетов субъектов федерации сбалансирована, но сохраняются очень существенные различия в уровнях развития отдельных субъектов РФ. Поэтому сбалансированность бюджетов большого числа субъектов достигается за счет средств передаваемых из федер.бюджета. д) проведена реформа местных бюджетов, но они как были дефицитными, так и остались.
Внебюджетные фонды.Положит. сдвиг – доходная база внебюдж. фондов возросла, но недостаточно для решения социальных проблем. Бюджет ПФ сводится с дефицитом, кот. увеличивается. В связи с этим предполагается увеличить платежи в ПФ. Здравоохранение получает недостаточное финансирование (в конце 1-ой 100).
Гос.кредит. На федер. уровне в гос.кредите произошли положит. сдвиги. В 1998 РФ входила в 5ку крупнейших должников (Индия, Мексика, Бразилия). Долг внешний уменьшился с 170млрд по 41 млрд. внутренний долг увеличивается, но регулярно погашается.
Финансы домох-в положит сдвиги – возрастает реальная з/п. за 2007г выросла на 12-13%. Уменьшилось число безработных. Регулярно увеличивается пенсия. Но сохраняется большое число населения живущее на грани прожиточного минимума – 4300-4400, который очень занижен. Даже у среднего класса нет страховки на случай изменения заработка, т.е. основная масса граждан не имеет страховки жилья и соответствующей обстановки, за счет страхового возмещения новое жилье не купишь. Отсутствует страхование жизни на уровне позволяющем оплатить дорогостоящее лечение и восстановление здоровья после тяжелой и продолжительной болезни. Сохраняются и увеличиваются очень большие разрывы: м/у средним уровнем з/п по отдельным профессиям, м/у средней з/п на разных территориях; м/у доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных в 14раз.
Финансовый механизм – организация финансовых отношений, т.е совокупность инструментов регулирующих денежные потоки: закон-во, контр. институты и др инструменты. Звенья финансового механизма: 1.налоговая система регулируется налоговым кодексом, контролируется федер налог службой; 2.бюджетная система регулир-ся налоговым кодексом, контролируется МинФином; 3.система финансового контроля. Единого закона нет как и органа контролирующего. Предполагалось что будет счетная палата; 4.финансовый рынок – закона и регулятора единого нет; 5.система финансового планирование – единого закона и регулятора нет.
17. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев. Фин. с-ма РФ делится на 2 сферы: централиз. и децентрализ. ф-сы. В сферу централиз. ф-сов входят гос. и муп. ф-сы,. Такая структура отражает федеративное устройство РФ в соотв. с Конст. РФ. Централиз. ф-сы включают 2 осн. звена: Бюдж. с-ма РФ и гос. и муп. кредит. Бюджетная с-ма РФ. представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов гос. внебюдж. фондов, кот. регулируется нормами права и основывается на экон. отношениях. Гос. и муп. кредит представляет собой кредитные отношения. в кот. одной стороной обязательно является гос-во. Сфера децентрализ. ф-сов состоит из ф-сов домох-в и ф-сов орг-ции. Ф-сы домох-в – ден. отношения по поводу распределения сто-сти ВВП и формирования доходов и расходов населения. Ф-сы орг-ции представлены ф-сами коммерч. орг., некоммерч. орг. и ф-сами финн. посредников. Ф-сы ком. орг. составляют основу финн. системы любого гос-ва, т.к. здесь произ-ся большая часть сто-сти ВВП. К фин. посредникам относятся коммерч. банки, кредитные союзы, страх. орг., ПФ и др. орг-ции, преобретающие и продающие различные фин. продукты, обеспечивая тем самым эффективное перемещение фин. ресурсов к их конечным потребителям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|