Внутрихозяйственный финансовый контроль
В настоящее время многие хозяйствующие субъекты осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль, создавая для этого специализированные службы. В данном случае объектом финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность самого хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений, а предметом проверок – конкретные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия. Современная система внутрихозяйственного финансового контроля включает в себя совокупность методик и процедур, позволяющих проверять правильность и обоснованность формирования, распределения и использования денежных фондов, доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, а также органы, осуществляющие этот контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль может включать в себя:
- проверку достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности;
- проверку исполнения приказов и распоряжений руководителей подразделений по финансовым вопросам;
- проведение анализа финансового состояния и проверку выполнения финансовых планов;
- выявление финансовых резервов;
- контроль за сохранностью денежных средств;
- проверку правильности списания затрат на производство;
- предотвращение финансовых махинаций и т.п.
Большое развитие при переходе к рыночным отношениям получило создание на предприятиях служб внутреннего аудита. Внутренние аудиторы осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, что позволяет предприятиям выявлять тенденции в развитии финансово-хозяйственной деятельности, проверять обоснованность расходования денежных средств и эффективность их использования, выявлять резервы улучшения финансового состояния. Одной из главных задач внутренних аудиторов является осуществление предварительного финансового контроля, так как внешние независимые аудиторы осуществляют, как правило, текущий, а главным образом, последующий финансовый контроль. В процессе осуществления предварительного финансового контроля внутренние аудиторы разрабатывают схемы оптимизации налогов и налоговой нагрузки предприятия, рассматривают договоры финансовых сделок, проверяют обоснованность финансовых планов, контролируют эффективность использования материальных и финансовых ресурсов на стадии их распределения.
Вопросы формирования эффективной системы финансового контроля деятельности хозяйствующих субъектов являются в настоящее время наименее разработанными. Особый интерес вызывают вопросы финансового контроля деятельности акционерных обществ, так как в данном случае затрагиваются интересы всех акционеров. По законодательству проверку финансово-хозяйственной деятельности корпораций осуществляет ревизионная комиссия акционерного общества. Как правило, ревизионная комиссия осуществляет проверку: ежегодного отчёта правления, бухгалтерской и финансовой документации, кассы, состояния отчётности и делопроизводства, имущества общества.
Всё большую актуальность приобретают вопросы осуществления финансового контроля за деятельностью корпораций со стороны государства. Некоторые авторы считают, что правомочно расширить функции государственного финансового контроля и на финансово-хозяйственную деятельность корпораций, другие отмечают, что деятельность органов государственного финансового контроля должна быть ограничена теми задачами и полномочиями, которые закреплены за ними в настоящее время.[50]
5. Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля
Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля связаны с дискуссиями по поводу контрольной функции финансов. Большинство авторов считают, что финансовый контроль вытекает из существования особой контрольной функции финансов, так как финансовые процессы невозможны без осуществления контроля за формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, финансовых ресурсов, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Так, по мнению Родионовой В.М., «Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов».[51] В учебнике «Финансы социалистического общества» д.э.н. Г. Кальтофен пишет: «Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности людей, осуществляющих финансовый контроль. Последний есть форма проявления и сознательного использования контрольной функции финансов».[52] В учебнике под ред. проф. Г.Б. Поляка сказано: «Контрольная функция финансов реализуется через:
1. финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчёта;
2. финансово-бюджетный контроль при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
3. кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчётов»[53].
По мнению В.Е. Леонтьева и Н.П. Радковской контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности относительно категории финансов. Она реализуется в сочетании с функцией формирования денежных фондов (доходов) и средств или с функцией использования денежных фондов (доходов) и средств. Эти авторы считают, что, по сути, контрольная функция присуща управлению, в том числе государственному, а так как финансы являются категорией, тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция. В.Е. Леонтьев и Н.П. Радковская так же считают, что «Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства».[54]
В учебнике «Финансы» под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти сказано, что «Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов»[55]. Однако среди функций финансов авторы этого учебника не выделяют контрольную и считают, что «контроль есть функция управления»[56]. В то же время в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской авторы пишут, что финансы выполняют контрольную функцию «с известными оговорками»[57].
Проф. В.С. Геращенко, проф. О.И. Лаврушин, проф. Б.М. Сабанти и другие авторы отрицают наличие у финансов контрольной функции, не отрицая при этом существование финансового контроля. Проф. В.С. Геращенко пишет: «Учитывая наличие многообразных финансовых отношений, государство использует финансовые органы для осуществления экономического контроля. Такой контроль сознательно организуется государством, а не возникает автоматически из самой сущности финансов»[58]. Аналогичную позицию занимает Б.М. Сабанти. О.И. Лаврушин считает, что «Контрольные моменты не являются обязательным атрибутом каждого участника финансовых отношений; к примеру, население, которое платит налоги, не контролирует министерство финансов, последнее не даёт какой-либо информации о том, куда конкретно, на какие конкретные цели пошёл финансовый платёж каждого индивидуума. Финансовый контроль – скорее роль финансового учреждения, нежели функция финансов как экономической категории».[59]
На наш взгляд, правы те авторы, которые считают, что финансовый контроль базируется на контрольной функции финансов. Однако следует заметить, что вопрос о существовании у финансов совершенно самостоятельной контрольной функции всё ещё не решён до конца, так как в большинстве учебников и учебных пособий, а также научных публикаций разных лет в дефинициях финансов не отражаются признаки контрольной функции, всюду речь идёт о распределении. Возникает вопрос о том, не является ли контрольная функция финансов следствием их распределительной функции? Думается, что так и есть. С помощью финансов контролируются именно распределительные процессы, без процессов распределения существование финансового контроля невозможно, так как в этом случае будет отсутствовать объект контроля. Свойство финансов осуществлять контроль за процессами распределения вытекает не напрямую из сущностных характеристик этой категории, а из её способности распределять стоимость общественного продукта. Таким образом, контрольная функция финансов вытекает из их распределительной функции, однако, это не означает, что она не имеет права на существование.
В экономической литературе не существует единого мнения также и по вопросам классификации финансового контроля. Наиболее часто расходятся мнения о видах финансового контроля в зависимости от времени его проведения. В разных источниках выделяется либо два, либо три вида финансового контроля. Некоторые авторы (О.В. Врублевская, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская и др.) выделяют предварительный и последующий финансовый контроль, другие (Е.П. Дедков, В.М. Родионова, Л.А. Дробозина и др.) добавляют к ним текущий. В Бюджетном кодексе эти же три вида названы формами финансового контроля. Некоторые авторы считают, что в зависимости от времени проведения следует выделять не виды или формы, а стадии финансового контроля.
Выделяются также разные виды финансового контроля в зависимости от осуществляющих его субъектов. В.В. Забродина выделяет государственный (с подразделением на общегосударственный и ведомственный), внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль.[60] М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти рассматривают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль.[61] С.А. Андрюшин и А. З. Дадашев считают, что структура и состав национальной системы финансового контроля включает три подсистемы: общегосударственный финансовый контроль, подразделяющийся на государственный (федеральный и региональный) и муниципальный; внутрихозяйственный в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля; аудит как подсистему независимого контроля в форме общего и банковского аудита.[62]
Дискуссионными являются также вопросы толкования сферы, объекта и предмета финансового контроля. Так, например, в учебнике «Финансы СССР» под ред. М.К. Шерменёва «Сфера (область) действия - означает место финансового контроля в общей системе контроля рублём», объект контроля трактуется значительно шире его сферы.[63] По мнению Е.П. Дедкова «Объектом финансового контроля выступают процессы формирования доходов и накоплений, создания и использования денежных фондов, выражающих распределение стоимости общественного продукта. Однако действие финансового контроля распространяется на более широкий круг отношений сфера действия финансового контроля значительно шире его объекта»[64]. Аналогичной позиции придерживаются М.Б. Сабанти, М.В. Романовский, О.В. Врублевская[65] и др.
На наш взгляд, следует различать сферу, объект и предмет контроля. Сфера финансового контроля определяет границы его применения, а они могут быть достаточно широкими, так как финансовые показатели зависят в значительной степени от производственных показателей. В этой связи действие финансового контроля может распространяться на все стадии воспроизводственного процесса, а также на непроизводственную сферу. Под объектом финансового контроля следует понимать денежные распределительные и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений. Предметом финансового контроля являются конкретные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, такие как прибыль, рентабельность, налоговые платежи и задолженность по ним, ликвидность и платежеспособность, себестоимость и т.д. При проведении проверки финансовый контролёр анализирует конкретные показатели, однако, выявляя причины их отклонений от плана, их отрицательной динамики, он может исследовать любой из аспектов деятельности предприятия, переходя от предмета к объекту или сфере финансового контроля.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте содержание и значение финансового контроля.
2. Охарактеризуйте финансовый контроль как проявление контрольной функции финансов.
3. Что представляют собой сфера, объект и предмет финансового контроля?
4. Раскройте задачи финансового контроля.
5. Дайте классификацию финансового контроля по объектам, субъектам и источникам проверяемых данных.
6. Дайте характеристику методов финансового контроля.
7. Раскройте задачи Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ в области финансового контроля.
8. Раскройте задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу в области финансового контроля.
9. Раскройте задачи Федерального Казначейства в сфере государственного финансового контроля.
10. Дайте характеристику Счётной Палаты РФ.
11. Раскройте задачи внутрихозяйственного финансового контроля.
12. Раскройте содержание аудиторского финансового контроля.
13. Раскройте дискуссионные вопросы сущности финансового контроля.
14. Раскройте дискуссионные вопросы классификации финансового контроля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|