Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление дебиторской задолженностью предприятия.





Дебиторская задолженность это сумма коммерческого кредита, предоставленного предприятием своим покупателям и поставщикам. В отчётности дебиторская задолженность отражается в том случае, когда предприятие признаёт доход от реализации товаров, работ, услуг, но не получает оплаты.

По сути на период дебиторской задолженности (ДЗ) предприятие предоставляет отсрочку платежа своим покупателям. При этом период оборачиваемости дебиторской задолженности – важный элемент финансового цикла предприятия, а управление дебиторской задолженностью сводится к сокращению периода оборачиваемости.

В управлении ДЗ можно выделить следующие элементы:

1. Текущее управление (оперативное). Сводится к тому, что финансовые службы предприятия должны отслеживать сроки оплаты, классифицировать ДЗ, составлять рейтинг должников, своевременно оповещать о необходимости оплаты, а также своевременно принимать предусмотренные контрактами и законодательством меры.

2. Создание резервов по сомнительным долгам. Если предприятие в начале года создаёт резерв, то в конце года он позволит предприятию избежать убытков. С точки зрения налогового законодательства резервы по сомнительным долгам в пределах установленного норматива это расходы уменьшающие налогооблагаемую прибыль.



3. Использование факторинговых услуг. Факторинг – это кредитно-комиссионная операция, осуществляемая специализированными компаниями или отделами банков. По сути факторинг это предоставление кредита под залог дебиторских задолженностей. Рассмотрим классическую схему факторинга:

1. Поставщик (клиент ф. к.) отгружает товар покупателю (должнику).

2. Передача полного пакета документов поставщиком факторинговой компании. Заключается договор.

3. В течении 2-3 дней факторинговая компания перечисляет 70 – 80 % от суммы счёта на расчётный счёт поставщика (клиента). (При открытом факторинге).

4. По наступлению срока оплаты покупатель оплачивает счёт перечислением средств на расчётный счёт факторинговой компании.

5. Факторинговая компания перечисляет оставшиеся 20-30% от суммы счёта за минусом своей комиссии и %. (При закрытом факторинге).



6. Покупатель оплачивает чёт поставщика перечислением средств на его расчётный счёт.

7. Поставщик после получения платежа от покупателя возвращает деньги факторинговой компании + комиссия и %.

Предприятия заключают договор факторинга на определённый срок, например, пол года или год. Фактор компании берут на обслуживание дебиторские задолженности только надёжных клиентов поставщика. Но при этом факторинговая компания принимает на себя все риски по принятым на обслуживание долгам своего клиента. Возможно применение закрытого или открытого факторинга.

Если всё таки среди должников появляются неплатёжеспособные, отказывающие от выполнения своих обязательств по оплате, в этом случае поставщик передаёт права требования к этому должнику факторинговой компании по договору цессии (переуступка прав). В этом случае специалисты факторинговой компании получают возможность требовать оплаты от должника, используя законодательно разрешённые способы вплоть до подачи иска в суд.

4. Спонтанное финансирование.В настоящее время большинство предприятий трудно реализовать товар без предоставления коммерческого кредита (отсрочки платежа). Чаще всего коммерческий кредит предоставляется открытым счётом. Но при этом поставщик (кредитор) может заинтересовать покупателя оплатить счёт в более короткие сроки, предоставив ему скиду.

5. Учёт векселей. Коммерческий кредит предоставляется также путём принятия векселя от должника. Вексель – это ценная бумага, которой можно воспользоваться при оплате своих обязательств, а также можно продать банку. Продажей векселя банку называется учётом векселя и осуществляется до наступления срока погашения по векселю. Данная операция позволяет получить деньги с дисконтом в более короткий срок, и тем самым ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности. Но важно помнить, что эффективность использования средств в результате продажи векселя должна превышать потери.



 

ВЕКСЕЛЬ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. РАСЧЁТЫ В ВЕКСЕЛЬНОЙ ФОРМЕ.

Вексель –долговая ценная бумага, составленная в строго определённой форме и дающая бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан.

Основные характеристики векселя:

1. Строго формальный документ. Реквизит: наименование, срок оплаты, место совершения платежа, дата и место составление векселя, подписи всех ответственных лиц.

2. Безусловное денежное обязательство. Не может быть никаких ограничений по оплате векселя в срок.

3. Абстрактное денежное обязательство. Вексель не содержит никаких ссылок на основание его выдачи.

4. Предметом вексельных обязательств могут быть только деньги.

 

Классификация векселей:

В зависимости от характера движения.

1. Простой вексель (соло вексель) – это письменный документ, содержащий обязательства векселедателя (должника) уплатить определённую сумму денежных средств в указанный срок.

2. Переводной вексель (тратта) – письменный документ, содержащий приказ векселедателя (кредитора) плательщику (должнику) об уплате указанной в векселе суммы третьему лицу. Векселедатель (трассант) выписывает вексель, плательщик (трассат) оплачивает вексель, векселедержатель (ремитент) получатель платежа.

В зависимости от порядка переуступки прав на получение денег по векселю.

1. Именные. «Платите конкретному лицу».

2. Ордерные. «Платите ЗАО «ПРОГРЕСС» или по его приказу третьему лицу».

3. Вексель на предъявителя. «Платите предъявителю.

В зависимости от формы взыскания доходов по векселю.

1. Процентный. Когда доходность векселя выражена в %.

2. Дисконтный. Когда доход по векселю выражается разницей между ценой размещения и ценой погашения векселя.

В зависимости от экономического содержания.

1. Финансовые. Плательщиками выступают банки и министерства финансов РФ.

2. Товарные (коммерческие). Векселя сопровождающие торговые сделки.

3. Фиктивные векселя. Дружеские – платёжеспособное предприятие выписывает простой вексель на другое предприятие, имеющее временные затруднения с наличием денежных средств. Таким образом второе предприятие имеет возможность продать вексель банку и в короткие сроки получить деньги. Встречные – когда два предприятия выставляют по простому векселю на одну и ту же сумму друг на друга. Фиктивные векселя в отличии от товарных не связаны с реальным оборотом товаров и денег.

Управление запасами.

Норматив запасов сырья, материалов, полуфабрикатов определяется как средне взвешенная величина исходя из норм запасов по каждому виду и их однодневного расхода на производство.

Норматив запасных частей определяется в разрезе отдельных групп машин, оборудования, транспортных средств, используемых на предприятии.

Норматив оборотных средств в незавершённом производстве зависит от объёмов производства по каждому изделию, структуры выпускаемой продукции, длительности производственного цикла.

Одна из основных задач управления запасами на предприятии состоит в оптимизации размера заказа (партии поставки).

 

Это определение такой партии поставки, при которой затраты на транспортировку и затраты на хранение будут минимальные.

Дело в том, что с ростом среднего размера одной партии поставки снижаются операционные расходы по размещению заказа и его доставки. При этом возрастают расходы по хранению запасов на складе. Оптимизационная модель позволяет минимизировать затраты и высвободить финансовые ресурсы. В качестве такой модели можно рассматривать модель Уилсона. EOQ = корень из (2FS / CP), где EOQ – оптимальная партия поставки, F – затраты по размещению заказа и доставке, S – потребность в запасах, CP – затраты по хранению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.