Принципы построения бюджетной системы, их характеристики
Принципы построения бюджетной системы(в соответствии с БК РФ):
· Единства бюджетной системы РФ. Это единство бюджетного законодательства РФ, принципов функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, единой бюджетной классификации для всех ур-ей бюджетной системы РФ, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок формирования доходов и осущ-ие расходов бюджета, ведение бюджетного учета и составление отчетности в бюджетных учреждениях и в органах власти
· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Это закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов за бюджетами разных ур-ей, определение полномочий органов гос власти и местного самоуправления (МСУ) по формированию доходов бюджета, установлению и исполнению расходных обязательств
· Самостоятельности бюджетов. Он означает право и обязанность органов гос власти и МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осущ-ть бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги, доходы от к-ых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, самостоятельно опр-ть формы и направления расходования бюджетных средств
· Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий соответствующих органов власти
· Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Означает, что все доходы в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах
· Сбалансированности бюджета. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита бюджета
· Результативности и эффективности использования бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов необходимо исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств;
· Общего (совокупного) покрытия расходов бюджета. Означает, что все расходы бюджета не могут быть увязаны с опр доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. Кроме того, из вышестоящего бюджета выделяются субвенции и субсидии
· Прозрачности и открытости. Обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении
· Достоверности бюджета. Надежность показателей прогноза соц-эк развития территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета
· Адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Бюджетное ассигнование доводится до конкретных бюджетополучателей с указанием целей использования
· Подведомственности расходов бюджетов. Бюджетополучатели вправе получать бюджетные ассигнования только от распорядителей бюджетных средств, в ведении к-ых они находятся
· Единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осущ-ие всех кассовых выплат с единого бюджетного счета фед казначейства
Бюджетный процесс, его этапы
Бюджетный процесс тесно связан с понятием бюджетный год, который не всегда совпадает с бюджетным годом. Год не всегда совпадает с календарным годом (в США бюджетный год начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября, в Великобритании – с 1 апреля по 30 марта след года). Во Франции, Германии и РФ бюджетный год совпадает с календарным.
Бюджетный процесс – это регламентированные законом деят-сть органов законодательной и исполнительной власти по рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов, а также по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов.
Функции органов законодательной власти:
· Рассмотрение и утверждение бюджета
· Контроль исполнения бюджета
Функции органов исполнительной власти:
· Составление и исполнение бюджета
· Составление отчетов об исполнении бюджета
Работа по составлению проекта фед бюджета начинается до начала бюджетного года (во Франции за 14 месяцев, в США – 18, в РФ – 11). Разработкой проектов бюджета занимаются органы исполнительной власти. На стадии составления бюджетов решаются следующие задачи:
· Определяются доходы и расходы бюджета
· Выясняется возможность покрытия расходов налоговыми и неналоговыми доходами
· Определяется сумма дефицита (профицита)
· Намечаются главные направления финансирования из бюджета
· Определяетсянеобходимость и объем привлечения внутренних и внешних займов (для покрытия бюджетов дефицита или пополнения доходов бюджетов)
Этапы бюджетного процесса:
Первый этап
Составленный Минфином РФ проект бюджета обсуждается на заседании Правительства РФ. Даются рекомендации по доработке отдельных доходов и расходов, изменению размеров дефицита и источников финансирования. После одобрения доработанного бюджета заканчивается первый этап бюджетного процесса.
Второй этап
Гос Дума РФ принимает закон ежегодно о порядке рассмотрения и утверждения фед бюджета. Проект бюджета поступает на рассмотрение одновременно в обе палаты Парламента (в наст время до 1 октября), где вначале обсуждается в отраслевых комитетах, основным из к-ыхявл-ся комитет по бюджету и налогам. В этот комитет поступают предложения о дополнениях и изменениях от других комитетов Гос Думы и от членов Совета Федерации в порядке законодательной инициативы. Комитет подготавливает предварительные заключения по проекту бюджета. Затем проект обсуждается на пленарном заседании Гос Думы. В последние годы – в трех чтениях. Осн работа по согласованию проводится в первом и втором чтениях. В третьем чтении проект ставится на голосование в целом и принимается простым большинством голосов (50%+1 – 226 голосов). После одобрения бюджета в Гос Думе в теч последующих 2-х недель должна принять решение верхняя палата (Совет Федерации). Если бюджет ею (палатой) не одобряется, то образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат. В ней устраняются разногласия и приходят к консенсусу. Окончательно бюджет становится законом, когда его подпишет Президент РФ. Если бюджет не принят до 1 января, то Правительство получает право производить расходы на уровне прошлогоднего бюджета по 1/12 в месяц. С публикацией в Российской газете закона о фед бюджете заканчивается второй этап бюджетного процесса и бюджетное планирование.
Состав консолидированного бюджета Костромской и Ярославской областей в 2005 и 2013 годы
· Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
· Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
· Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
2005 г.:
КБ ЯО:
¾ 2. областной бюджет
¾ 3. бюджеты городов областного значения (Ярославль, Переславль)
¾ 3. КБ муниципальных округов
КБ КО:
¾ 2. областной бюджет
¾ 3. бюджеты городов областного значения
¾ 3. КБ сельских районов (районный бюджет, городские бюджеты городов районного значения, поселковые бюджеты, сельские бюджеты)
2006 г.:
КБ ЯО:
¾ 2. областной бюджет
¾ 3.а. бюджеты городских округов(Ярославль, Переславль, Рыбинск)
¾ 3. КБ М районов ( 3.а районный бюджет+ 3.б. бюджеты ГП+ 3.б. бюджеты СП)
КБ КО:
- 2. областной бюджет
- 3.а. бюджеты городских округов
- 3. КБ МР (3.а районный бюджет + 3.б. бюджеты ГП+ 3.б. бюджеты СП)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|