А) при угрозе взрыва б) при захвате заложников
1. Где сейчас находится 1. Кто это?
устройство (ВУ)?
2. Когда оно должно 2. Откуда вы звоните?
взорваться?
3. Как оно выглядит? 3. Это шутка (розыгрыш)?
4. Каков тип ВУ? 4. Можно поговорить с захваченным?
5. Как будет инициирован 5. Он (она) жив(а) и здоров(а)?
взрыв?
6. Это вы установили ВУ? 6. Что вы хотите (требуете)?
7. Почему? 7. Вы можете перезвонить через
несколько минут?
8. Как вас зовут? 8. Как мне связаться с вами,
если возникнут проблемы с
выполнением ваших условий?
9. Где вы живете, работаете?
Дословное содержание угрозы (требования)_____________________
Основные данные о звонившем
Пол: муж ._____, жен.______
Возраст___________________
Характерные особенности речи и голоса звонившего:
спокойный, агрессивный, грубый, возбужденный, медленный, быстрый, мягкий, громкий, веселый, плачущий, нормальный, отдаленный, нечеткий, носовой, хриплый, шепелявый, глубокий, резкий, с покашливанием, с глубоким дыханием, искаженный, с акцентом, знакомый (если да, то кого напоминает)______________________________ .
Характерные особенности языка (речи) звонившего:
· хорошо поставлена речь образованного человека;
· звонивший явно «дурачился» (подшучивал, разыгрывал);
· речь содержала нецензурные слова (выражения);
· содержание разговора бессвязное, путаное;
· звонил явно психически ненормальный человек;
· передавалась магнитофонная запись текста;
· сообщение зачитано под угрозой;
· прочие характерные особенности.
Голос звонившего был на фоне:
· шума улицы; голосов других лиц; музыки; шума конторского помещения (звук пишущей машинки, принтера, телефонных звонков, разговоров персонала...);
· производственного шума (гул станков, моторов, конвейера...);
· бытовых звуков (работа телевизора, звуки, издаваемые животными);
· отсутствие посторонних шумов.
Звонок был
междугородний ______, местный _____, из телефона-автомата___ .
Длительность разговора (минут, секунд)_______ . Номера телефона, по которым получено предупреждение ______.
Время_____________________ Дата_______________________
Внимание !
Немедленно сообщить о поступившем звонке
Куда (кому)_____________ по телефону _________________________
Информация о докладе:
(кто доложил: Ф.И.О.)
(Дата, время)
(поступившие указания)
Внимание!
1. Спокойствие, быстрая реакция и выполнение всех требований в соответствии с инструкцией гарантирует вам (вашим близким и коллегам) безопасность.
2. Не сообщайте об угрозе никому, кроме тех, кому об этом необходимо знать в соответствии с инструкцией, чтобы не вызвать панику, исключить преждевременную утечку информации, а также возможные непрофессиональные действия по розыску взрывного устройства и т.д.
Определение свойства личности по признакам устной речи.
Устная речь содержит значительную информацию о человеке, который ее произносит. Поэтому при тщательном и всестороннем изучении устной речи можно составить определенное представление о лице:
· половая принадлежность;
· возраст;
· образование и культурный уровень;
· национальность;
· профессия;
· место рождения и регион проживания;
· патологические особенности речи.
О половой принадлежности свидетельствуют категории рода в речи (мой – моя, наблюдал – наблюдала, говорил – говорила и т.п.). Голоса мужчин по сравнению с голосами женщин имеют более низкие основания тона.
Суждение о возрасте человека может быть сделано на основании упоминаемых в его устной речи каких-либо событий и обстоятельств, свидетелем которых он был в прошлом, наличие в анализируемой речи слов и выражений, характерных для определенного времени. Пожилые люди в большинстве своем имеют склонность давать советы, поучать других. Они обычно проявляют определенную осторожность в суждениях и выводах. Молодым людям, напротив, чаще всего характерна категоричность в суждениях по самым разнообразным вопросам.
Для определения возраста человека значение имеют специфические особенности голоса. Так, например, детский голос характеризуется некоторой неустойчивостью и звонкостью, значительной высотой основного тона и малой вариантностью употребления слов. В период полового созревания происходит формирование голоса взрослого человека. В это время гортань увеличивается по размеру, изменяется упругость и натяжение голосовых связок, что приводит к понижению уровня основного тона. Голос становится более «грубым» по сравнению с детским. Голос взрослого человека характеризуется разнообразием и полнотой звучания. В пожилом возрасте, когда у человека происходит окостенение хрящей и мышечных волокон, голос становится более слабым, глуховатым, хрипловатым, дребезжащим и т.п.
Суждение о культурном и образовательном уровне человека складывается на основе анализа содержания и словарного состава (запаса) его речи.
При изучении содержания устной речи устанавливается, о чем конкретно говорится в исследуемой фонограмме, насколько умело и удачно акцентируется внимание на главных фактах, событиях, обстоятельствах, какова полнота, детализация, точность и доходчивость выражаемых мыслей.
Лексика, словарный состав речи характеризуют собой как общий уровень развития человека, так и специфические особенности его речи (употребление редко встречающихся слов и выражений, своеобразное сочетание слов и т.п.).
Люди, имеющие высшее образование и широкий кругозор, владеют богатым словарным запасом, с необходимой полнотой и соответствующей последовательностью выражают свои мысли, соблюдают правила построения высказываний. В их речи редко встречаются грубые ошибки в произношении слов. Чаще всего они проявляют в речи определенные познания в различных областях науки, техники, общественной жизни. В их речи обычно наблюдается определенная вариантность употребления слов. Они правильно подбирают синонимы, эпитеты, метафоры, фразеологизмы и т.п., что делает их речь яркой, образной и доходчивой.
Люди, не имеющие высшего образования, в большинстве своем владеют ограниченным словарным запасом. В их речи обычно наблюдается частое употребление одних и тех же слов и выражений, грубые ошибки в построении фраз и в произношении общеизвестных слов. Для их речи характерно наличие неправильных ударений в часто употребляемых словах. Речь их бывает тусклой, маловыразительной, а нередко и примитивной.
Суждение о национальной принадлежности человека делается на основе анализа акцента, интонационных оттенков его устной речи и других признаках.
Акцент – это особенности произношения, свойственные говорящему на его родном языке. Например, люди, родным языком которых является белорусский, вместо звука «я» нередко употребляют звук «а» (трапка, зарадка и т.п.).
Интонация – это совокупность звуковых средств, посредством которых фонетически строится фраза, устанавливаются между составными частями фразы определенные смысловые отношения.
С помощью интонации регулируются сила звуков речи, их напряженность, скорость и распространение во времени; определяются местоположение и длительность пауз внутри фраз, то есть, производится формирование соответствующих перерывов звучания в потоке разговорной речи. Интонация присутствует в каждом слове устной речи, сопровождает и конкретизирует речь, обусловливает манеру высказывания, выражает эмоциональное отношение говорящего к предмету речи, изображаемому событию и т.д. Она придает определенную звуковую окраску высказываниям, отражает особенности говора, акцента и т.п.
Каждая речь (и каждый акцент) имеет свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственно некоторое повышение основного тона голоса в начале фразы, ровная по высоте основного тона голоса в конце повествовательной фразы. Наиболее характерным признаком разговорной речи иностранца, не владеющего русским языком, является в его речи на русском языке интонационных свойств родного языка.
Характерной особенностью устной речи людей, недостаточно владеющих русским языком, является наличие неправильно построенных фраз, отсутствие необходимой согласованности в роде, числе и падеже слов и др.
Суждение о профессии человека складывается на основе изучения содержания и словарного состава исследуемой устной речи, а также особенностей произношения слов. По содержанию речи можно установить, какими познаниями и в какой области науки и техники он обладает, насколько хорошо разбирается в той или иной отрасли хозяйства, чьи интересы он выражает в своем высказывании и т.п.
При изучении словарного состава устной речи необходимо учитывать, что любая область знаний, общественных и производственных отношений характеризуется своеобразными трудовыми процессами, специфичностью взаимоотношений людей, соответствующими орудиями производства, понятиями, условиями, обстановкой и т.п. Поэтому среди представителей одного рода занятий формируется своя узкопрофессиональная лексика, терминология, манера произношения отдельных общепринятых слов и выражений.
Характерной особенностью устной речи людей одной профессии является специфическое произношение отдельных слов. Так, например, моряки говорят «компáс» (ударение на вторую гласную), «рапóрт» (ударение на вторую гласную), горняки – «дóбыча» (ударение на первую гласную), физики «атóмник» (ударение на вторую гласную) и т.п. Своеобразной особенностью разговорной речи определенной прослойки литераторов, артистов может служить старомосковское произношение (я русскай, они собиралис, он вернулса, сьвет, двер, тьвердый, четьверьх, великьи и т.п.)
Необходимо отметить, что устная речь по своей выразительности, четкости, ясности бывает разной: у одних людей, которые следят за своей речью, соблюдая произносительные нормы языка (лекторы, педагоги, артисты и т.п.), речь бывает обычно достаточно четкой, доходчивой и выразительной. В своей речи эти люди учитывают не только смысловое значение употребляемых ими слов, но и фонетические особенности.
О месте рождения и регионе проживания человека можно судить и по наличию в его устной речи диалектных слов и выражений, употребляемых жителями определенных регионов, республик, стран, и фонетическим особенностям, характерным для местных говоров.
Диалектизмы являются довольно устойчивыми признаками разговорной речи. Люди, детство которых прошло в каком-либо районе, будучи уже взрослыми и десятилетиями не имеющими никаких связей с этим регионом, нередко употребляют диалектные слова, усвоенные ими в детстве. Так, люди, детство которых прошло, например, на Урале и севере нашей страны, «окают», то есть произносят в неударных слогах звук «о» вместо звука «а». Они говорят не «Масква», а «Москва». Это является характерной особенностью северо-русского наречия. Разговорная речь людей, детство которых прошло, на юге нашей страны, характеризуется «аканьем» и «яканьем». В первом случае неударный звук «о» произносится как «а» (вада, радной), во втором случае вместо звука «е» произносится звук «я» (нясу, вяду, сяло). Вместо звука «ф» нередко произносится звук «хв», а в слове «кто» вместо звука «к» произносится «х». В словах газета, тема, музей, демонстрация и так далее вместо звука «е» нередко произносится звук «э». В разговорной речи «южан» встречается также произношение слов со смягчением «з» (идеализьм, материализьм, оппортунизьм и др.).
В русском языке встречаются и другие говоры, характерные для более узкой территориальной единицы (например, говоры Вологодской, Ивановской, Костромской губерний).
При анализе особенностей устной речи человека настойчиво рекомендуется пользоваться диалектологическими атласами русского языка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|