Сделай Сам Свою Работу на 5

Принцип СОЧЕТАНИЯ УБЕЖДЕНИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ





Этот принцип есть проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение — методы государственного руководства обществом.

Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом являет-ся УБЕЖДЕНИЕ, осуществляемое в различных формах.

Управление обеспечивается различными средствами, включая и ПРИНУЖДЕНИЕ.

В демократическом обществе государственное принуждение имеет: различные формы, методы и степень проявления, свои особенности.

Государственное принуждение:

- ЯВЛЯЕТСЯ не главным, а второстепенным, вспомогательным, применяемым после убеждения, методом государственного управления;

- ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права. Это исключает произвол;

- ВЫСТУПАЕТ не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания.

Принуждение — сложное правовое явление. Оно включает в себя довольно богатый арсенал воздействия:

- меры пресечения,

- восстановление или защиту субъективных прав,

- предупреждение,

- юридическую ответственность,



- санкции и т.д.

7) Принцип ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

Государство и личность должны быть СВЯЗАНЫ правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность. При таком положении государство отвечает в лице своих должностных лиц или в целом за любые проявления произвола по отношению к своим гражданам.

Сегодня такая постановка вопроса — требование времени и необходимое условие становления правового государства. В современный период данный принцип не только обозначен в законодательстве, но и на практике реализуется.

Общий вывод: принципы права, наряду с юридическими нормами, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснования решения по конкретному юридическому делу, например, при аналогии права.

 

Социальная ценность и функции права

Социальная ценность права

Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. ЦЕННОСТЬ ПРАВА - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.



Социальная ценность права выражается в следующем:

1. Право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными.

Государственно организованное общество не может без права:

- наладить производство материальных благ,

- организовать их более или менее справедливое распределение.

Право выступает мощным средством государственного управления.

2. Ценность права заключается в том, что право, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что:

оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его (частный интерес) с общим интересом.

Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что ПРАВО является и определителем (масштабом) свободы личности в обществе.



При этом ценность права состоит в том, что оно:

- не обозначает свободу вообще, а

- определяет границы, меру этой свободы.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что ПРАВО по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это:

- исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях,

- мера этой свободы,

- форма бытия свободы, формальная свобода.

4. Ценность права состоит также в способности права быть выразителе идеи справедливости.

Право выступает: критерием справедливого (правильного) распределением материальных благ.

Право утверждает РАВЕНСТВО всех граждан перед законом независимо от происхождения, материального положения, социального статуса и пр.

Глубинная связь права и справедливости обусловлена тем, что право:

- по своему назначению противостоит несправедливости,

- оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение.

Право, утверждая идеи свободы и справедливости, приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

5. Ценность права заключается и в том, что ПРАВО выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Роль права особенно возрастает в условиях:

- крушения антинародных режимов,

- утверждения новых рыночных механизмов.

ПРАВО в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6. В нынешних условиях право приобретает поистине ПЛАНЕТАРНОЕ значение.

Право является той единственной основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера.

Право, обладая качествами общесоциального регулятора,

- является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия,

- снятия напряженности в обществе.

Функции права

Сущность и социальное значение права проявляется в его функциях.

Именно функции права:

- отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей,

- позволяет дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Функция права охватывает одновременно:

- КАК социальное назначение права,

- ТАК И направления правового воздействия на общественные отношения

Какое содержание вкладывается в понятия: социальное назначение права и правовое воздействие?

СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ П Р А В А формируется из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями общества создаются законы, направленные:

- на закрепление определенных отношений,

- на регулирование этих общественных отношений или

- на охрану общественных отношений .

Причем СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА выступает отчетливее тогда, когда острее ощущается потребность принятия того или иного закона, который бы закрепил, защитил или урегулировал бы определенные общественные отношения. Таким образом, социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядоченности общественных отношений, придании им должной стабильности.

Правовое воздействие это такая категория, которая характеризует ПУТИ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ влияния ПРАВА на общественные отношения.

На практике это означает:

- реализацию правовых принципов, запретов, предписаний правовых норм в общественной жизни,

- деятельность государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия права – является ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Таким образом, функция права - это проявление специфических свойств права, позволяет нам раскрыть свойство права, а также дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции права, к числу которых теория права относит: регулятивную и охранительную функции

Регулятивная функция права в системе функций права занимает главенствующее место

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения т.е.:

- ФИКСИРОВАТЬ субъектный состав правовых отношений;

- ОПРЕДЕЛЯТЬ круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных последствий;

- ФОРМИРОВАТЬ права и обязанности участников (субъектов) правоотношений, т.е. в установлении позитивных правил поведения.

Как видно в основе РЕГУЛЯТИВНОЙ функции права л е ж а т:

- управомочивающие (дозволяющие) юридические нормы

- обязывающие (предписывающие)юридические нормы.

В РАМКАХ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ ПОДФУНКЦИИ:

- регулятивную статистическую

- регулятивную динамическую

Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования.

Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые:

- представляют собой основу нормального, стабильного существования общества,

- соответствуют интересам большинства или силам, стоящим у власти.

Регулятивная статическая функция находит свое выражение, например,

- В ИНСТИТУТАХ права собственности, юридическая суть которых состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства;

- В ИНСТИТУТАХ политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском праве.

Регулятивно-динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформление их движения (динамики).

В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (напр., гражданский, торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, завещание и т.д.)

Наиболее характерными путями осуществления регулятивной динамической функции права я в л я ю т с я :

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ посредством норм права праводееспособности (право-субъектности) граждан

- ЗАКРЕПЛЕНИЕ и изменение правового статуса граждан (напр., судимость);

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

- УСТАНОВЛЕНИЕ правового статуса юридических лиц;

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений и т.п.

Как видно из примера, регулятивная статическая функция обеспечивает стабильность и неизменность социально правовых ценностей в обществе (напр., Конституция РФ в главе первой закрепила форму правления, государственное устройство, принципы политической системы). С учетом сказанного РЕГУЛЯТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ПРАВА можно определить как направление правового воздействия, которое выражающееся в:

- установлении позитивных правил поведения,

- предоставлении субъективных прав и

- возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Охранительная функция права это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное:

- на ОХРАНУ (защиту) общезначимых, наиболее важных социально-экономических, политических, национальных, личных отношений, и соответственно

- на ВЫТЕСНЕНИЕ и ЛИКВИДАЦИЮ отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия.

В основе охранительной функции права находятся главным образом ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, которые устанавливают санкции и состав деяний, образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной).

НЕ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ так, как будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение.

Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной (предупредительной) охране общественных отношений, в предотвращении нарушений норм права

Сам факт установление запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

1. она ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРАВО как особый способ воздействия на поведения людей, выражающийся во влиянии на волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

2. она СЛУЖИТ ИНФОРМАТОРОМ для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

3. она является ПОКАЗАТЕЛЕМ политического и культурного уровня общества. Способ охраны имеет прямую зависимость от гражданской развитости общества, от его общей и правовой культуры.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них это НЕГАТИВНАЯ (охранительная - поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая (РЕГУЛЯТИВНАЯ) — позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.