Сделай Сам Свою Работу на 5

Что делает одни законы ПРАВОВЫМИ, а другие – НЕПРАВОВЫМИ?





На поставленные вопросы удовлетворительного ответа не найдено до сих пор. Учеными — юристами и философами предлагались различные основания — критерии для разграничения ПРАВА и ЗАКОНА, «правовых законов» и «неправовых законов», но все они вызывали и продолжают вызывать лишь вопросы и дискуссии.

Еще в конце XIX — начале XX в. в отечественной и зарубежной литературе в качестве критерия предлагалась «ОБЩАЯ ВОЛЯ» т.е. воля всего общества, нации или народа.

По логике приведенного предложения следовало считать ПРАВОВЫМИ лишь такие законы, которые адекватно отражают эту волю все остальные законы относятся к разряду неправовых. Несомненно, предложенный критерий вызывает вопросы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное обоснованность и эффективность использования критерия «общая воля». В частности, вопросы о том, кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе «общая воля» или ее там нет? Почему парламент как высший законодательный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие «общую волю», а в других – не отражающие ее?



Пытаясь решить проблему о соотношении ПРАВА и ЗАКОНА в более поздний период был предложен другой критерий.«ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ» - это предложение было взято из высказывания римских юристов о том, что «СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГО ЕСТЬ ЗАКОН ЗАКОНОВ».

Отсюда авторы этого предложения делают вывод, что ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ как раз и составляет содержание «правовых законов», что это и есть как «закон законов».

Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, не являются правовыми.

Стремление этих авторов подвести прочную МОРАЛЬНУЮ ОСНОВУ под законодательство в целом и под конкретные законы это благородное дело и человечество только может мечтать о том, чтобы под каждым издаваемым законом имелась солидная моральная база.

Однако нельзя не заметить, что стремясь подвести моральную базу под закон и таким образом «отмеживать» его, назвав «правовым законом», авторы невольно смешивают моральные категории с правовыми.

В литературе по этому поводу справедливо отмечалось, что ссылка на моральные критерии справедливости, добра и зла важны при определении понятия и характеристики морали, но не самого права.



Таким образом, в настоящее время можно констатировать, что:

Во-первых, данная проблема соотношения ПРАВА и ЗАКОНА ждет своего решения;

Во-вторых, нормативизм исходит из тождестваправа и закона.

Стремление отождествить ПРАВО и ЗАКОН имеет определенное основание:

этом случае рамки права строго формализуются, ПРАВОМ ПРИЗНАЕТСЯ лишь

ТО, ЧТО ВОЗВЕДЕНО В ЗАКОН, вне закона права нет и быть не может.

Особо отметим, что если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников праваюридические нормы не существуют. Однако ПРАВО нельзя сводить к НОРМАМ. Право включает в себя:

- юридические нормы;

- социально-правовые притязания (естественное право):

- субъективные права.

В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права, но ПРАВО охватывает

сферу

- не только ДОЛЖНОГО (нормативные и индивидуальные предписания и решения),

- но и СУЩЕГО (реальное исполнение обязанностей).

При таком ШИРОКОМ понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной ФОРМЫ, т.е. «возведение его в закон» осуществляется ГОСУДАРСТВОМ.

Разграничение ПРАВА и ЗАКОНА наиболее точно выражает формула:

ПРАВО создается О Б Щ Е С Т В О М, а ЗАКОН – ГОСУДАРСТВОМ.

При таком подходе следует помнить о единстве правового СОДЕРЖАНИЯ и правовой ФОРМЫ и возможных противоречиях между ними.



Правовое СОДЕРЖАНИЕ не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМ в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти.

Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. с точки зрения формы, но не содержания.

Таким образом:

Во-первых, можно лишь констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения ПРАВА и ЗАКОНА;

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов России и других стран доминирующими являются идеи единства, неделимости ПРАВА и ЗАКОНА между ПРАВОМ и ЗАКОНОМ не проводится никакого различия;

В-тертьих, то же время разграничение права и закона имеет большой смысл, ибо тогда ПРАВО рассматривается как критерий качества закона.

Основные принципы права

Французский

философ

К.А. Гельвеций

(18 век) писал:

«Знание принципов возмещает незнание некоторых фактов»

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВА:

- отражаясь, прежде всего, в нормах права, пронизывают всю жизнь общества . Они характеризуют не только сущность, но и содержание права;

- оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издание, установления гарантий соблюдения правовых требований;

- выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права.

Правовые принципы подразделяются на:

1. Общеправовые, которые распространяются на всю систему права;

2. Отраслевые распространяются лишь на конкретные отрасли права (гражданское, уголовное и т.п.);

3. Межотраслевые охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей.

Для теории государства и права наибольшее значение имеют основные (общие) принципы права:

- справедливости, равноправия, гуманизма, демократии,

- единства прав и обязанностей,

- сочетание убеждения и принуждения.

Принцип СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Он в наибольшей степени выражает:

- общесоциальную сущность права,

- стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедливость требует соответствия между ДЕЙСТВИЯМИ и их СОЦИАЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ.

Должны быть соразмерны:

- труд и его оплата,

- нанесение вреда и его возмещение,

- преступление и наказание.

Только те законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

 

Принцип РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН

Он выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные общегражданские права и обязаны в одинаковой степени отвечают перед законом.

Принцип ЕДИНСТВА ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

Выражается в том, что предоставляемые гражданину ПРАВА и СВОБОДЫ сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гегель, утверждая, что ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ «соединены в одном и том же отношении... коррелятивны прежде всего в том смысле, что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы» (Гегель. Соч. Т. 3. М.. 1934. С. 294.)

Принцип ГУМАНИЗМА

Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам.

Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Принцип гуманизма получил закрепление в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и исправительно-трудовой политики государства.

Не случайно символом правосудия выступают щит и меч: щит защищает добро, а меч карает зло.

Принцип ДЕМОКРАТИЗМА

Означает принадлежность всей власти народу. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, — сказано в статье 3 Конституции РФ, — является ее многонациональный народ».

Он реализуется: не только через государственные, но и через правовые институты права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

В правотворчестве он проявляется в широком участии народных депутатов, общественных объединений, движений, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики совершенствовании законодательства.

В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных и правоохранительных органов (прежде всего органов правосудия), степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.