Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.





Проектирование раздела в сфере коррекции нарушений речевого развития осуществляется с опорой на нормативы логопедического обследования детей, обозначенных в АОП коррекции нарушений речевого развития. Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы средней группы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.

Логопедическое обследование в средней группе проводится 2 раза, с 1-21 сентября - входное, в январе промежуточное, в мае 2015 года – итоговая. Оно осуществляется по методике Акименко и с учётом рекомендаций муниципального методического объединения учителей-логопедов. Обследование происходит по следующим параметрам: обследование звукопроизношения, артикуляционной моторики, строения артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя и связной речи. Преимущество методики в бальной оценке достижений.

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательной отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий ( индивидуальной траекторией развития) Результаты диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач



- индивидуализации образования ( построение его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития)

- оптимизации работы с группой детей.

Конечная цель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - интеграция в общество: выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.

Ожидаемый результат - коррекция познавательной деятельности в сочетании с формированием речи, эмоционально- волевой сферы, основываясь на потенциальные возможности ребёнка

Дети со вторым -третьем уровнем развития могут практически и полностью усвоить предлагаемую программу, дети с первым уровнем развития могут усвоить отдель­ные разделы, темы и т.д. В отдельных случаях, когда ребёнок не усваивает необходимый уровень знаний, учитель вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения, т.к обучение в группе компенсирующей направленности не даёт цензовое образование, основной его задачей, является всестороннее педагогическая поддержка ребёнка с нарушениями речи.



В результате коррекционно – развивающая работы воспитанники получат возможность достичь следующих результатов

Предполагаемый результат:

§ разовьются способности к самореализации в социуме;

§ повысится общий уровень интеллекта;

§ расширится лексика, среда общения;

§ осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах;

§ обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Выполнение программы к концу 1 года обучения предусматривает следующие умения:

· навыки учебной деятельности: правильно сидеть за столом, вставать, слушать объяснения и указания учителя-логопеда;

· развитие органов артикуляционного аппарата, максимальная по­становка дыхания и голоса, исправление дефектов речи (по мере возможности): правильно произносить отдельные речевые звуки;

· развитие слухового восприятия воспитанников, развитие рече­вого слуха: различать звуки окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.);

· правильно произносить за учителем-логопедом слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Называть слова по предъявленным предметным картинкам. Выделять в устной речи звуки раннего генеза;



· развитие зрительного восприятия воспитанников. Соотносить натуральный объект с его графическим изображением и последующее сло­весное обозначение. Показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в гори­зонтальном положении);

· по мере возможности повторять произносимые учителем-логопедом слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол – стул, палка - лапка);

· составлять простые фразы из 2-3 слов ситуативно;

· воспитанники должны понимать и выполнять действия, связанные со словами «слово».

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты воспитанниками в доступной им степени.

Индикаторы:

§ логопедический анализ результатов обучения (составление индивидуального речевого профиля по диагностике Акименко по всем направлениям речевого развития 2 раза в год).

§ повышение мотивации для совместной деятельности;

§ овладение основами коммуникации.

С целью подведение итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в 3 месяца проводится психолого-педагогический консилиум ДОУ.

Содержательный раздел.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Нормативный срок освоения программы один год.

Данная программа может быть использована в дошкольных образовательных учрежде­ниях независимо от их формы собственности и типа.

Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Материально-техническое обеспечение занятий. Учитель-логопед принимает непосредственное участие в организации предметно развивающей среды группы, вместе с воспитателями. Наполняемость предметно-развивающей среды осуществляется в соответствии с ФГОС и в соответствии с принципами В.А. Петровского. Ориентировка на комплексное гибкое зонирование, реализующее возможность построения пересекающихся сфер активности, позволяющее детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности не мешая друг другу.

Кабинет логопеда разделён на несколько зон: зона дыхания, артикуляционная зона, зона фронтального восприятия, зона тембрального восприятия (фонематический слух), зона словаря, зона грамматики, зона фразы, зона общей моторики, зона мелкой моторики, зона психических процессов, зона эмоционального контакта, тоническая зона, оптическая зона, пространственная зона, рабочая зона учителя-логопеда.

(приложение 1).

Эмоциогенность среды то есть индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Эстетическая организация и тенденция открытости – как готовность среды к изменению и корректировки под нужды воспитанников. Учёт гендерных различий. Предметно –развивающая среда выполняет следующие функции: организующая (её разнообразие подталкивает к активному участию детей в различных видах деятельности), воспитывающая (способствует воспитанию интереса к звучащей речи), информационная (разнообразие тематики, обогащение среды в соответствии с тематикой изучаемого материала), коррекционно-развивающая (содержит материал, доступный каждому ребёнку и стимулирующий его к самостоятельному исследовательскому использованию).

Учителем-логопедом предусмотрено обогащение игровых центров разнообразными материалами, которые помогают детям проявлять нестандартный подход к речи.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

В своей работе учитель – логопед использует следующие методические пособия (используемая литература)

Структура ежедневной работы учителя – логопеда представлена циклограммой рабочего времени, заверенной заведующим ДОУ. Режим работы логопеда (приложение)

Лексические темы разработанны в соответствии с возрастными особенностями детей и рекомендованные к изучению программой Филичевой, Чиркиной, представляют собой единый документ обязательный к исполнению для всех участников коррекционного процесса. (приложение №)

Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода. 1 период – сентябрь - ноябрь, 2 период- декабрь - март, 3 период апрель - май. Количество занятий распределено по периодам в соответствии с годовым планом учреждения, методическими рекомендациям по развитию и обучению воспитанников с общим недоразвитием речи.

Подгрупповые логопедические занятия реализуются с 22 сентября и до конца мая. Периодичность подгрупповых занятий - 2 в неделю, распределены они следующим образом 1- организованная образовательная деятельность по развитию фонетических средств языка, 1 – по развитию лексико –грамматических категорий. Материал программ разделен на этапы обучения, в которых учитываются особенности становления продуктивных видов деятельности, возможности к обучению детей с учетом актуального уровня развития. Сроки прохождения каждого этапа определяются индивидуально для конкретно каждого ребенка, исходя из его возможностей.

При этом педагоги должны четко представлять, что не всем детям дошкольного возраста доступно усвоение данной программы в полном объеме. Определенная часть дошкольников сможет освоить лишь программу обучения двух или даже одного этапа. Детей, слабо усваивающих программу, отличающихся особенностями поведения, т. е. «не вписывающихся» в общегрупповые занятия, не включают в подгруппы и работают с ними индивидуально, с учётом мндивидуального образовательного маршрута.

Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.

При разработке планирования отдавалось предпочтение темам, из ближайшего окружения. Вся подгрупповая деятельность носит комбинированный характер, что оправдывается недостаточной эмоционально-волевой регуляцией поведения детей и необходимостью частой сменой видов деятельности для соблюдения охранительного режима при взаимодействии с детьми. Большая часть всех организационных форм логопедической работы проводится виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, дидактических игр и др. Подгрупповая деятельность проводится в 1 смену. Дни проведения организованной образовательной деятельности вторник, среда для их проведения воспитанники делятся на 2 подгруппы по 7 человек. Одна подгруппа посещает занятия логопеда, вторая одновременно занимается с воспитателем. Длительность организованной образовательной деятельности и ИОД в средней группе- 20 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Перерыв между занятиями логопед использует для подготовки кабинета к следующему занятию, и заполнению документации по результатам работы с каждым ребёнком.

Подгрупповые занятия проводятся на основе индивидуальных игровых модулей, учитывающих психофизеологические особенности детей, структуру комбинированного занятия и вариативность заданий в соответствии с стартовыми возможностями конкретного ребёнка.

Индивидуальные образовательные модули составляются учителем-логопедом исходя из контингента группы, образовательных задач, принципов, средств и методов коррекционной педагогики. Модуль представляет собой лист А4 с подобранными печатными заданиями по конкретной лексической теме, на каждом занятии ребёнок выполняет 3 задания разной степени самостоятельности. Модуль ориентирован на заполнение в течение 2 занятий. По результатам прохождения той или иной темы модули складываются в папку и предъявляются как результаты освоения программы и результаты продуктивной деятельности. В рамках подгрупповых занятиий после уточнения, расширения и обогащения словарного запаса изучаются и отрабатываются грамматические категории– на базе пройденного речевого материала.

В коррекционно-развивающей работе применяется концентрическая система изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

На занятиях обеспечивая принцип вариативности обучения, предусматриваются следующие виды помощи со стороны учителя

-стимулирующая

-направляющая

-обучающая

Главным объектом оценки является становится процесс деятельности. Оценка результатов даётся в форме содержательных оценочных суждений учителя и при этом изменяется само основание, на котором оценка строится. Таким основанием становится критерий относительной успешности.

Индивидуальные занятиянаправлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз­витие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти­куляции звуков в период первоначальной постановки, кото­рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируют­ся в зависимости от состояния строения и функции артику­ляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос­ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следу­ющее:

· для первоначальной постановки отбираются звуки, при­надлежащие к различным фонетическим группам;

· звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатыва­ются отсроченно во времени;

· окончательное закрепление изученных звуков достига­ется в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати­чески правильной речи, умению правильно строить предло­жения и способствовал развитию связной речи.

Воспитаннику, который отсутствовал на занятиях более 2 недель задания вклеивается для выполнения вместе с родителями, или высылается родителям по электронной почте в оперативном режиме. Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника и в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий. На период исполнения логопедом методической работы (по плану городского методического объединения) или болезни программа для воспитанников также уплотняется, описанным выше образом.

Всё это составляет основу обучения и воспитания в специальной группе детского сада.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.